Психологические и педагогические аспекты профессиональной ориентации обучающихся с нарушением зрения

Психологические и педагогические аспекты профессиональной ориентации обучающихся с нарушением зрения (Слайд 1)
Выступление Вонсович В.Г на педсовете
Семья и школа вводят ребенка в мир природы, науки, искусства и общественных явлений. Вхождение в этот мир представляет большие сложности для каждого ребенка, а в особенности для ребенка с нарушением зрения. Это порождает много вопросов у родителей и педагогов. Что представляет собой ребенок с нарушением зрения? Как обучать и воспитывать его? Какие профессии доступны ему? Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если объяснить данную метафору, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней.
(Вст.1) Учащиеся с нарушением зрения в школе составляют весьма сложную и разнообразную группу, различаясь по степени снижения зрительных функций и зрительным возможностям, зрительной патологии, включая течение и степень прогрессирования заболевания, по общему состоянию здоровья (следует отметить, что многие дети с нарушением зрения соматически ослаблены. У них чаще, чем у детей с нормальным зрением, выявляются изменения со стороны других органов и систем. У отдельных детей зрительный дефект сочетается с различными отклонениями в нервно-психической сфере), выраженности вторичных отклонений и т. д. Эти различия обусловливают и функциональные возможности детей, уровень их работоспособности.

Психологические особенности учащихся с нарушением зрения.

Любые нарушения зрения, обусловливающиеся снижением базовых зрительных функций (к основным базовым функциям зрения относятся острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательных координаций), неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации. (Вст.2)
Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия, Дети с нарушением зрения с трудом различают форму, размер и цвет объектов; верх и низ; правую и левую стороны. Плохо ориентируются в пространстве и времени; у них нарушено восприятие собственного тела. Они не отделяют фигуру от фона, часть от целого, не узнают предметы, изображенные в разных вариантах (контур, силуэт, модель), не узнают рисунков, букв и цифр в перевернутом виде, не различают конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, плохо запоминают буквы, пропускают или добавляют новые (лишние) элементы в похожих буквах и цифрах; не понимают перспективы; не ориентируются в простых планах и схемах, т.е. «образ мира» хаотичен и неточен. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.
Детям с нарушениями зрения трудно писать, рисовать, обводить контур. Письмо неуверенное, небрежное; линии дрожащие: то не законченные, то пересекающиеся. Нажим то слишком слабый, то чрезмерно усиленный; карандаш держат напряженно, часто неправильно. Движения детей в целом ославляют ощущение неловких, неравномерных, аритмичных; могут наблюдаться дрожь в руках, двигательные автоматизмы, что является серьезным препятствием в овладении навыками письма и чтения.
Речь таких детей также напряженная, аритмичная, с неправильной артикуляцией. Словарный запас небогат; дети часто не понимают смысл отдельных слов и тонких оттенков речи. С трудом овладевают навыками чтения и письма Письменная речь нередко обнаруживает «зеркальность», носящую стойкий характер. Дети испытывают серьезные затруднения в копировании букв.
Так как база мышления, основной материал для него - то, что воспринято, вполне достаточные мыслительные способности детей с нарушениями зрения не могут проявляться во всей полноте из-за того, что не готов, не организован материал для них. Мышление также приобретает нечеткий, хаотичный или вязкий характер. Задачи конструктивного плана не решаются из-за недостаточного развития пространственных представлений. Затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающей действительности. Затруднено и абстрактно-логическое мышление потому, что дети не могут самостоятельно перейти от образов конкретных объектов к их знакам, а значит не могут оперировать с ними. Если у здорового ребенка еще до школы формируются основные представления о строении мира, простые понятия о предметах и их отношениях, то у ребенка со зрительной депривацией эти образы страдают размытостью и негибкостью. Поэтому он может, к примеру, механически запомнить математические действия, но не усвоить операцию счета, состав числа, не соотносить числовое значение с цифровым обозначением (а это не просто значение, это - мгновенный, свернутый образ, в котором есть и зрительный, и осязательный компоненты).
Положение усугубляется еще и тем, что внимание у таких детей не выполняет свою основную роль - оберегать организм от переутомления, улучшая восприятие главного и ослабляя реакцию на незначительное. Произвольность психических процессов, волевые качества у детей с нарушениями зрения развиты слабо из-за недостатков семейного воспитания, так как матери таких детей трудно приспосабливаются к ситуации, неуверенны, правильно ли они обращаются с ребенком, сознательно или подсознательно противятся принятию во внимание затруднений ребенка и тому, чтобы систематически помогать ему. Эмоциональный контакт с ребенком нарушается: матери часто бывают раздражены, чрезмерно требовательны или, наоборот, услужливы или отчуждены. В результате проблемы детей с нарушениями зрения становятся еще более острыми
У детей с нарушением зрения часты расстройства высшей нервной деятельности, выражающиеся в чрезмерной возбудимости, неуравновешенности, медленной переключаемости. Это связано с быстрым наступлением истощения нервной системы.
Вместе с тем неуравновешенность, сильная возбудимость и другие патологические проявления у детей могут быть следствием сложившихся отрицательных черт их характера и устраняются при правильном воспитании.
У детей с нарушением зрения движения менее координированы и более замедлены в силу нарушения зрительного контроля.
Такие дети часто бывают раздражительными, плаксивыми, склонными к аффектам.
Практическое овладение нормами поведения для них затруднено из-за ограничения возможности наблюдать за поведением людей в различных ситуациях, трудностей в подражании их действиям и формировании навыков культурного самообслуживания, из-за сужения круга общения по сравнению с нормально видящими сверстниками.
Подростковый возраст считается трудным, так как в этом периоде нередко появляются низкая успеваемость, плохая дисциплина, отрицательные субъективные восприятия.
У нездоровых подростков часты психофизические и психические вегетативные состояния (чувство тревоги, возбудимость, депрессивность). Мучительные переживания недостатка зрения усугубляются проявлениями признаков полового созревания, что ведет к снижению самооценки, резкой смене физического самочувствия, ранимости, неадекватности реакций. На основе созревания физических и психических функций формируется иное восприятие мира. Вследствие изменений в работе сердца, сосудов головного мозга, незавершенности развития двигательной системы может нарушаться самоощущение подростка.
Организм подростков часто не подчиняется сознанию, поэтому наблюдаются возбудимость, раздражительность, особенно при неудовлетворении значимых потребностей. Опережение психологического развития физически выливается нередко в агрессии, разрушении себя и окружающего мира.
Каждый вид деятельности связан не только с познавательными и волевыми, но и эмоциональными процессами, что требует особого внимания к индивидуальным особенностям подростков.
В подростковый период происходит интенсивное развитие склонностей, способностей, профессиональных намерений. При этом важно учитывать, что формирование компенсаторных механизмов у подростков с нарушением зрения сопряжено не столько с активизацией поврежденного органа или компенсацией его функции другим органом, сколько с целенаправленным формированием активной личности.
Особую опасность представляет осознание ребенком собственной физической неполноценности, формирующей у него неадекватные требования к обществу, школе, семье. Вследствие этого перед семьей и школой встают задачи, предусматривающие нахождение путей преодоления у детей отрицательных личностных черт, вызванных дефектом зрения; развитие познавательных интересов, инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма; формирование активной жизненной позиции, позволяющей им включиться в жизнь общества в качестве не только социальных полноправных, но и творчески активных его членов.
Далеко не все учащиеся в состоянии оценить свои деловые качества и возможности. Некоторые из них отличаются неуверенностью в своих силах, иногда негативным отношением к труду

Особенности профориентации учащихся с нарушением зрения.

Указанные особенности учащихся с нарушением зрения диктуют необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе их воспитания, обучения и профориентации с учетом всех вышеперечисленных факторов. Профориентация детей с нарушением зрения основывается на медицинских рекомендациях, разработанных Е.С.Либман, Е.В.Шаховой, В.М.Вервельской, Э.М.Дунаевой, Н.П.Красновой, С.В.Ивановым, С.Л.Ануровой, В.П.Ермаковым, Н.Г.Матвеевым и утвержденных управлением врачебно-трудовой экспертизы Минсобеса РСФСР в 1987 г.
(Слайд 2) В настоящее время общепризнанно, что профессиональная ориентация - проблема комплексная, ее основа обеспечивается координированной работой психологов, педагогов, медиков, и ее практическое осуществление возможно при совместных усилиях семьи, учебных и реабилитационных учреждений всех типов, предприятий, средств массовой информации.
(Слайд 3) В системе профориентационной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, на педагогов возлагаются следующие задачи: профессиональное просвещение и воспитание, профессиональная информация и агитация, развитие творческих способностей и профессиональных интересов, профессиональные пробы.
Основная задача, стоящая перед педагогами в профориентационной работе состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.
Формы и методы профориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны, к ним относятся:
занятия в мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера;
- введение профориентационного материала в обычный урок;
-профориентационный урок или беседа;
- занятия в кружках;
экскурсии на предприятия, профессиональные учебные заве- дения, на выставки, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в днях "открытых дверей" профессиональных учебных заведений;
- тематические литературно-художественные вечера, устные журналы, конкурсы, огоньки, совместный просмотр и обсуждение ки- нофильмов и телевизионных передач;
- использование средств массовой агитации: стенды, стенгазеты, фотоальбомы, конкурсы "лучший по профессии".
Особое значение для профориентационной работы имеет трудовое обучение. Это объясняется, прежде всего тем, что любовь к труду и желание трудиться можно воспитать только в труде. В процессе трудового обучения у детей формируются знания основ производства и профессий, осуществляется активная проба сил в различных сферах деятельности, формируются умения соотносить возможности человека с требованиями профессии.
Профориентационную работу в процессе трудового и предпрофессионального обучения можно разделить на следующие этапы:
- на I этапе (младший школьный возраст) осуществляется подго- товка детей к трудовым усилиям, ознакомление их с профессиями (с учетом возрастных особенностей) с миром труда, формирование у них потребности своим трудом приносить пользу другим. Достичь это- го можно включением детей в посильный общественно-полезный труд, в различные виды учебной и трудовой деятельности;
на II этапе (10-12 лет) дети включаются в общественно- полезный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, интерес к конкретной трудовой де- ятельности;
на III этапе (12-14 лет) у детей должны быть сформированы си- стематические знания, умение ориентироваться в мире про- фессий, интересы к конкретной профессии;
на IV этапе (14-17 лет) основное внимание должно быть обра- щено на социально-профессиональную направленность подго- товки к труду в сфере материального производства с учетом их психофизических возможностей: осознанный выбор профессии и места получения профессионального образования.
Таким образом, профориентационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, должна начинаться с младшего школьного возраста и даже с детского сада.
Качества личности, необходимые и профессионально важные для всех без исключения профессий (трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий и специальностей, осознание необходимости трудиться, умение спланировать и проконтролировать свою работу, организовать правильно рабочее место, аккуратность и точность в работе, усидчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов и времени) нужно воспитывать постепенно, начиная с младшего возраста.
На уроках труда младших школьников уже представляется хорошая возможность выявить задатки, указать на них ребенку или его родителям, помочь в развитии и формировании способностей. Их раннее выявление поможет в дальнейшем правильно выбрать про- фессию в соответствии с индивидуальными особенностями.
Особенность профориентационной работы с детьми 10-12 лет состоит в ознакомлении с массовыми профессиями, творческом развитии способностей: художественных, конструкторских, изучении личности школьника, в профконсультационной, профвоспитательной работе.
В 12-14 лет сведения о профессиях расширяются: рассказывается о значении профессий в современном производстве, об истории развития, содержании труда по профессиям, предметах и орудиях труда, выпускаемой продукции. Детей надо познакомить с условиями труда, объемом специальных, общетрудовых и общетехнических знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть рабочий данной профессии, гигиенической характеристикой профессии, психофизическими требованиями к человеку, системой оплаты, льготами.
В процессе трудовой подготовки в этом возрасте стоит ряд сложных задач:
формирование общепрофессиональных знаний, умений, на- выков;
выявление и оценка уровня профессиональных интересов и их развитие (совместно с психологом);
развитие профессиональных способностей и профессионально важных функций (совместно с психологом и офтальмологом);
воспитание профессионально важных качеств личности, таких как: коммуникативная культура, профессиональная ответст- венность и долг, профессиональная этика.

Целью трудового и предпрофессионального обучения подростков 14-16 лет является формирование умений и навыков по одному из направлений трудовой деятельности в соответствии с их интересами, способностями и возможностями.
(Вст.3,4) Особое место в профориентации старших школьников занимает курс "Выбор профессии". Цель курса - формирование определенных знаний о современном производстве, подготовке каждого подростка к осознанному профессиональному самоопределению.
В процессе ознакомления с проблемой выбора профессии у подростках формируются знания об интересах и склонностях, способностях и профпригодности, здоровье человека и его взаимосвязи с выбором профессии. Очень ценно при этом осознание необходимости определения своих психофизиологических особенностей и сочетание их с требованиями профессии.
На занятиях подростки практически составляют план подготовки к выбору профессии, получают профконсультацию и обосновывают выбранную профессию. Содержание работы должно быть конкретизировано с учетом психофизиологических особенностей каждого ребенка, производственного окружения, имеющихся предприятий, потребностей города в рабочих кадрах.
Эффективности проведения занятий способствуют экскурсии на предприятия, в службу занятости.
Выбор профессии должен быть сделан подростком, имеющим нарушение зрения, на широкой профессиографической (знания о мире труда и профессиях) и психофизиологической (знание о своих психофизиологических особенностях и способностях) основе.
Значительное время отводится обсуждению вопроса выбора профессии в зависимости от склонностей и возможностей и знакомству с системой общих и специальных учебных заведений. Разговор идет о будущем профессиональном пути, о значении профессионального выбора профессии, о факторах, которые необходимо учитывать, выбирая профессию, о необходимости готовить себя к будущей профессии.
Учитывая индивидуальные способности, состояние зрения и здоровья, успехи в учебе, особенности развития, важно выявлять интересы и способности детей, формировать положительные качества личности. Не следует подавлять собственную инициативу и самостоятельность в развитии интересов и способностей учащихся.
Действенный фактор саморазвития слабовидящих подростков интерес к своему будущему, профессиональному самоопределению, который должен рассматриваться в единстве с развитием личности и индивидуальности на основе значимости целей.
Учитывая серьезные возрастные перестройки и нездоровье, влияющие на психику, изучая мысли и интересы подростка, важно помочь ему вовремя переключиться на тот вид деятельности, которым он интересуется. При этом слово, не так сказанное или неуслышанное, может изменить отношение к учебной и трудовой деятельности.
Чтобы избежать подобные ситуации, необходимо соблюдать ряд педагогических условий: 1) чувствовать, понимать интерес подростка, замечать способности, которые могут стать стержнем в дальнейшем развитии личности; 2) проводить индивидуальную работу с подростками в плане их самоутверждения и самосовершенствования.
Для реализации этих условий необходимо целенаправленное изучение способностей подростков. Специальные способности у подростков (педагогические, гуманитарные, организаторские, математические, художественные и др.) во многом могут стать определяющими для успешного овладения разными видами деятельности.
Повышение уровня самосознания (рефлексии) на основе преодоления недостатков социальной ориентации, развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия и ориентировки в пространстве могут обеспечить осознанный и обоснованный выбор учащимися профессии, возможность более полной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Для формирования профессионального самоопределения подростков с ослабленным зрением целесообразно избрать путь опережения событий, т.е. опираясь на точный прогноз, основанный на результате психолого-педагогической диагностики профессионального самоопределения подростка, обеспечить его социальную защищенность. При этом формы социально-педагогической защиты (поддержки) не носят характер благотворительности, а основываются на потребностях и возможностях конкретной личности, возможностях конкретного сообщества людей и реализуются с непосредственным участием подростка.
Недостатки профессионального самоопределения подростков, обусловленные заболеванием, могут в значительной степени быть преодолены в процессе реализации педагогами, психологами, родителями комплекса обеспечивающих эффективность учебно-воспитательного процесса мероприятий:
систематической диагностики уровня профессионального самоопределения подростка, его адаптации в окружающей среде, связей и отношений;
организации педагогически целесообразной среды для развития, обучения, воспитания, профориентации;
восстановления связей и отношений подростка с окружающим миром.
Со стороны самих подростков необходимы:
знание собственных психофизиологических особенностей;
наличие осознанного отношения к состоянию своего здоровья как фактору профессионального самоопределения;
осознание степени полноты учета ограничений, накладываемых состоянием здоровья на профессиональный выбор.

Формирование профессиональных интересов и воспитание способностей у учащихся с нарушением зрения (Слайд 4)

Это наиболее сложный и ответственный аспект профориентации. Одно из фундаментальных теоретических положений отечественной психологии, имеющее первостепенное значение для психологии труда, заключается в том, что человеческие способности не даны изначально. Способности в той их совокупности, которая необходима для какого-либо вида трудовой деятельности, как правило, именно в этой деятельности и формируются.
Любознательность, жажда познания, творческое отношение определяют успех в учебе и в труде. Искра творчества не зародится в душе, лишенной интереса к самому процессу учения, добывания знаний. Разбудить интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, творческом их осмыслении – вот основная цель, к которой необходимо стремиться. Там, где наблюдается стремление к достижению цели, пробуждается активный интерес к деятельности и познанию учащимися своих возможностей.
Известно, что наличие интереса к деятельности повышает активность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приводит к более интенсивному и глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приобретенные с интересом, более глубокие и разносторонние.
Стойкие профессиональные интересы формируются в деятельности. Чтобы развить интерес, необходимо включить учеников в изучение того или иного вида деятельности. Иногда профессиональные интересы не согласуются с трудовыми возможностями. Имеется немало примеров, когда характер и степень нарушения зрения не позволяют овладеть интересующей профессией. В этом случае важно хорошо изучить и проверить возможности ребенка, проконсультироваться с врачом и психологом.
Следует отметить, что интересы взаимодействуют со способностями. Способности – это пригодность человека к той или иной деятельности. Способности могут быть технические, музыкальные, литературные, педагогические, организаторские и др.
Как уже отмечалось, способности формируются в целенаправленной деятельности. Сочетание основных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуально-психологических качеств человека, не предопределяет само по себе успеха в той или иной сфере трудовой деятельности. Соответствие личностных качеств человека той или иной профессии достигается в процессе профессионального совершенствования. Чем раньше человек включается в целенаправленную деятельность, тем больших успехов достигает в ней.
Возможности организма и способности детей с нарушением зрения – это свойства и качества, которые можно изменить и развить путем организации лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы, целенаправленной тренировки, применения дозированных упражнений и занятий.
Многочисленные исследования по компенсации и коррекции нарушенных зрительных функций свидетельствуют о высокой пластичности и приспособляемости детей с нарушением зрения к условиям различных видов деятельности, об их больших потенциальных возможностях.
Говоря о профориентации учащихся с нарушением зрения и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должны соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключать воздействие противопоказанных факторов. При этом учитываются характер, время и прогноз заболевания органа зрения, сохранность зрительных функций, наличие сопутствующих заболеваний. (Вст.5) Из этого следует, что клинический статус и функциональные возможности учащихся с нарушением зрения должны соответствовать требованиям, предъявляемым характером и условиями выбранной профессии.
Профориентация учащихся с нарушением зрения должна основываться на медицинских показаниях и противопоказаниях, на принципах рационального и качественного трудоустройства.
(Слайд 1 – до конца выступления) Для того, чтобы способствовать проявлению интересов учащихся в области технических видов труда, необходимо развивать у них конструктивное творческое воображение, техническое мышление, наблюдательность, внимание, сообразительность. Это может быть достигнуто не только на уроках физики, черчения, трудового обучения, но и на кружковых и факультативных занятиях по технике, где широко занимаются конструированием, моделированием, проведением экспериментов. Технические способности, как и всякие другие, не являются врожденными, унаследованными и неизменными качествами. Они формируются и изменяются в процессе деятельности.
Учащихся с нарушением зрения следует активно вовлекать в работу по развитию литературного, музыкального, изобразительного творчества. Это пробуждает интерес к музыке, знакомству со скульптурой, изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Так, учащихся, имеющих способности к музыке, необходимо шире знакомить с теорией музыки, в частности с народным музыкальным творчеством. У некоторых учащихся проявляется склонность к «синтетическим» видам деятельности, сочетающим в себе музыкальные способности с ручными умениями. Таким учащимся следует обучаться не только музыке, но и настройке музыкальных инструментов. У некоторых учащихся проявляются интересы и способности к пластическим искусствам. В этой связи им следует изучать специальную графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Все это может быть достигнуто путем участия в факультативах и кружках по художественной обработке материалов, лепке, моделированию и художественному конструированию. Определенную роль в этом деле могут сыграть занятия по труду, связанные с созданием интересных декоративно-прикладных изделий. Труд, в который привносится художественное начало, вызывает чувство удовлетворения и является эффективным средством воспитания учащихся.
У учащихся с нарушением зрения следует формировать интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, привлекая их к выполнению практических заданий в теплице, на учебно-опытных участках; раскрывая связь науки с сельским хозяйством.
Привлекая учащихся с нарушением зрения к шефству над отстающими или младшими школьниками, можно сформировать интерес к профессиям, связанным с управлением, обучением, обслуживанием; воспитать педагогические способности.
Участвуя в НОУ, дети с нарушением зрения овладевают универсальными идеями математической науки, изучают основы, на которых она базируется. Знакомясь с прикладной математикой, они могут заинтересоваться программированием, математическими методами моделирования в экономике, планировании и организации производства. Интеллектуальные процессы, предполагающие учет многообразия признаков, свойств, качеств, связанных с так называемыми «внутренними образами», находятся у детей с нарушением зрения на высоком уровне развития. Даже при отсутствии благоприятных условий специально организованного обучения многие из них показывают высокие результаты в овладении высотами математического образования в области теоретической и прикладной математики.
Психолог А.В.Петровский образно сравнивает способности с зерном: подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т. д. и т. п. окажутся благоприятными.
«Детская психика очень легко дезорганизуется от тысяч причин, давая самые тяжкие картины, но поразительно восстановляема – сотни раз наблюдая, «Ваньки – встаньки!». У детей в запасе всегда много солнца» В.Л.Леви.



Апрель 2013 год.
15