Урок-викторина по литературному чтению Сказочное путешествие в страну Здравушку

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 9» города Белгорода











Урок – викторина
по литературному чтению
«Сказочное путешествие в страну Здравушку»
1 класс




Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Пепенина Лариса Геннадьевна











Г.Белгород
2016

Цель: - способствовать повторению произведений российских писателей, посвященных сохранению здоровья, и героев этих произведений;
- содействовать формированию ориентира на здоровый образ жизни.

Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в страну Здравушку на волшебном школьном автобусе.

2. Введение в тему урока.
Но чтобы попасть в эту страну, нам надо проехать через станцию «Грязнулька» и, чтобы не завязнуть там в непролазной грязи, быстро отгадать, герои каких произведений живут здесь. Они не любят умываться, чистить зубы, не заботятся об опрятности и о своем здоровье. Давайте попробуем узнать, кто же это:
В какой сказке Чуковского мальчик не хотел умываться и грязнулею остался? («Мойдодыр»)
От какой нерадивой хозяйки убежала вся посуда и почему? (Федора)
Какого героя из сказки «Золотой ключик» Мальвина заставляла мыть руки и чистить зубы? (Буратино. А.Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Как прозвали девочку из стихотворения А.Барто с грязными руками, грязными ногами, перепачканным лицом, утверждавшую, что это она так загорела? (Чумазая. А.Барто, «Девочка чумазая».)
Как звали злую волшебницу, которая боялась воды и поэтому не умывалась 500 лет? Из какого она произведения? (Бастинда. А.Волков, «Волшебник Изумрудного города».)
У какого героя Б.Заходера жутко разболелись зубы, потому что он их никогда не чистил? (Крокодил. Б.Заходер, «Матари-кари».)

3. Работа по теме урока.
- Молодцы, ребята! Вот мы и проехали эту злополучную станцию. Продолжим наше увлекательное путешествие по стране Здравушке. А вот и первая остановка в городе Чистюлька. А какие герои здесь живут, вы мне сейчас скажете, если, конечно, вспомните, о ком идет речь в следующих строчках:
1. Кто умывается рано утром, на рассвете? (Мышата и котята, и утята, и жучки, и паучки. К.Чуковский, «Мойдодыр».)
2. Утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Чистить зубы (этот кто-то)
Никогда не забывал! (Дядя Степа, С.Михалков, «Дядя Степа».)
3. Великий умывальник,
Умывальников начальник
И мочалок командир! (К.Чуковский, «Мойдодыр».)

4. Какой герой и их какой сказки искупался сначала в молоке, затем в кипятке, а потом в воде студеной? И стал такой пригожий! (Иван. П.Ершов, «Конек-горбунок»)

-А теперь попробуйте отгадать загадки о предметах, которые есть в изобилии в этом городке.
1. Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда, -
Когда бы не я да вода,
На грязной, немытой шее
У вас поселились бы змеи
И ядовитыми жалами кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом немытом ухе засели бы злые лягухи,
А если бы вы, бедные, плакали –
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда бы была, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь! (Мыло)
2. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
3. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
4. Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовая стала. (Губка)
5. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)
6. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и у мышей. (Расческа)

- Умницы! С загадками вы справились и героев всех узнали. Ну что? Отправляемся дальше в путь. Ехали мы, ехали и добрались до станции «Не болей-ка». Здесь речь пойдет о докторах, которые помогают справляться с недугами пациентам – героям сказок:

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор (Айболит)
2. Как зовут двух докторов в сказках Носова про Незнайку? (Пилюлькин в Цветочном городе. Медуница в Зеленом городе)
3. Как зовут птичку-стоматолога, которая помогла одному крокодилу, когда у него болели зубы? (Птичка Тари. Ма-Тари-Кари.)
4. Кто изобрел «приторный порошок», который готовится следующим образом: надо взять немного шоколада, немного конфет, добавить печенья, все истолочь и хорошенько перемешать? Средством против чего он является? (Карлсон. Средством против жара.)
5. Какой старик-волшебник из сказки съел за 5 минут 43 порции мороженого и, естественно, заболел? (Старик Хоттабыч)
6. В какой сказке итальянского сказочника героями являются продукты питания, богатые витаминами и растущие в садах и огородах? (Дж.Родари. «Приключения Чиполлино».)

- Ну и, наконец, последняя остановка «Будь здоров!»
Здесь задание будет следующее: перед вами магические квадраты, в которых зашифрованы пословицы, касающиеся здоровья. (Начать чтение пословицы по ходу стрелки)







(Здоровье дороже золота) (Здоровье – всему голова)

- А теперь решим кроссворд.













Как называется смесь газов, которой дышат все живые организмы?
Перерыв в занятиях, работе для восстановления физических сил.
Прозрачная, бесцветная жидкость, необходимая всем живым организмам.
Точно установленный распорядок дня, жизни.
Атлетика, футбол, баскетбол, плаванье и т.д. одним словом.
Полезные вещества, которые содержатся в большом количестве в овощах и фруктах.
Какой предмет в школе направлен на укрепление здоровья детей?
Гигантский раскаленный газовый шар, который излучает свет и тепло, необходимые человеку для жизни.
(В выделенных клетках должно получиться слово «Здоровье».)

4. Итог урока
- Вот и подошло к концу наше путешествие на волшебном школьном автобусе по стране Здравушке. Много станций мы посетили, еще раз встретились с героями всеми любимых книжек. Ну а теперь скажите мне, что надо делать, чтобы быть здоровым?
Ответы детей:
- делать зарядку;
- закаляться;
- чистить зубы, умываться;
- заниматься спортом;
- мыть руки перед едой.




Используемая литература:
З.А.Чурикова, М.А.Багаева. Путешествие в Читай-город. Сценарии мероприятий, библиотечные уроки, 1-4 классы. /Издательство «Учитель»/Волгоград, 2008
С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 1. Практическое пособие. /ТЦ «Учитель»/ Воронеж, 2004


15