ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: «Семейные правоотношения»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме: "Семейные правоотношения"
ФИО (полностью) Иванова Анна Сергеевна
Место работы МБОУ СОШ № 4 г. Урай ХМАО-ЮГРА
Должность Учитель истории и обществознания
Предмет обществознаниеКласс 9
Базовый учебник Обществознание 9 класс
под редакцией Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И.
Цель урока: Сформировать представление о семье, как институте государства, дать основные характеристики семейных отношении.
Задачи:
1.  Дать определение терминам семейное право, брак, семья, и их институтам.
2. Научиться самим делать выводы, анализируя источники.
3. Самостоятельно научиться делать выводы и обобщать понятия.
4. Адаптировать учащихся в правовом воспитании.
Тип урока - урок изучения новой темы.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, рабочий лист, Конституция РФ, учебник обществознания 9 класс.
Эпиграф урока Семья — источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. И в ясную погоду, и в ненастье Хранит семья и ценит жизни миг. (Л. Гайкевич)
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Универсальные учебные действия Результаты
Личностные Метапредмет-ныеПредметные
I. Мотивация
Организационный момент. Ученики садятся за столы поприветствовав учителя.
Здравствуйте, ребята, мы сегодня поговорим о том, что знакомо вам с детства - наших семьях. давайте запишем тему урока: "Семейные правоотношения" и прочитаем эпиграф. Ученики приветствуют учителя, читают эпиграф. Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.
Организация учебной деятельности
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
Кажется мы все знаем о семейных отношениях все, но когда семья сталкивается с правоотношениями - люди оказываются не готовы к решению проблем. Вы скоро закончите школу и тоже создадите свои семьи. Поэтому все вопросы, которые регулирует право в семейной жизни вы должны знать.
Давайте поставим перед собой проблему: Можно ли решить конфликтные ситуации в семейной жизни без ссор? Что для этого нужно сделать? Ученики выдвигают гипотезу, как можно избежать конфликтов в семье. Регулятивные умения:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.
Коммуникативные:
Планировать учебные действия с учителем.
Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.
Воспитание гражданской самосознательности, знание законов РФ.
Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. Анализ информации
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Семейные правоотношения - отрасль права, которую мы будем изучать.
Вы знаете, что семейные отношения регулирует Семейный кодекс (8.12.1895), а так же
Конституция (закон РФ, обладающий высшей юридической силой) закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений.
Найдите в Конституции РФ статьи, касающиеся семейных отношений.
1. Равенство прав и свобод мужчины и женщины (ст.19п.3)
2. Равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей (ст.38 п.2)
3.Обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38 п.3)
Признаки брака, давайте сформулируем сами и запишем в схему на рабочем листе.
-Союз мужчины и женщины (однополые браки запрещены).
-Свободный союз.
-Запрет однополых браков.
-Равноправный союз.
-Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа.
-Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности.
Ученики находят статьи конституции РФ и их изучают и коментируют, читают и комментируют.
Ученики заполняют рабочие листы, один ученик у доски заполняет схему: "Признаки семейных отношений" (используя П. №18) Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные:
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Сотрудничество, умение выслушивать мнения других. Знание источников и их анализ.
IV. Работа с учебным материалом.
Из параграфа №18 выписать в тетради понятия и дать им оценку:
1.брачный договор.
2. совместно нажитое имущество.
3. имущество, приобретенное до брака.
4. личные вещи супругов.
Учитель разбирает понятия с учениками.
Ученики самостоятельно, используя материал параграфа выписывают в тетрадь понятия
1.брачный договор.
2. совместно нажитое имущество.
3. имущество, приобретенное до брака.
4. личные вещи супругов.
Ученики комментируют понятия.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность,
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.
Умение вести диалог, выслушивать мнения других. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,анализировать и обобщать факты). Умение работать с текстом в поиске новой информации.
V. Работа с ситуативным материалом. Разбор ситуации по группам
1 группа: После развода супруги делать совместно нажитое имущество.
2 группа: Супруг заявляет права на имущество полученное в наследство супругой, после развода.
3 группа: Супруга хочет забрать себе личные вещи супруга после развода.
4 группа: После развода супруга хочет получить имуществе, которое не указано в брачном договоре. Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа.
Вступают в диалог. Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.
Организация учебной деятельности;
овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний.
VI. Работа с ранее изученным материалом. Семейные отношения заключаются ради создания семьи и воспитания детей.
Мы с вами знаем что дети тоже имеют свои права и обязанности.
Давайте вспомним это из курса 6 класса.
Права и обязанности детей:
-Жить и воспитываться в семье;
-На общение с родителями и другими родственниками;
-На защиту родителями и государством;
-Выражать своё мнение;
-Владеть имуществом;
-Трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Права и обязанности родителей:
-Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей
-Обеспечить получение детьми образования
-Защита прав и интересов детей
-Право на общение с ребёнком обоих родителей
Ученики подводят итоги прав и обязанностей детей. Умение работать и вспоминать ранее изученный материал. Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания Сотрудничество, умение выслушивать мнения других. Анализ информации
VI Рефлексия Подведение итогов. Ответы на поставленные вопросы.
Решение раздела "В классе и дома". Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. Выполняют раздел "В классе и дома" (устно) на стр.162. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения Понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;. Понимание
важности знаний о семейных правоотношениях
VII Домашнее задание 1. Прочитать параграф №18
2. Написать эссе на тему: " Моя семья -моя опора." Личностные: личностное самоопределение, развитие творческих способностией. Приложение.
Рабочий лист урока.
1 задание. составить схему: "Признаки брака"
Признаки брака



2 задание. Работа в группах.
1 группа: После развода супруги делать совместно нажитое имущество.
2 группа: Супруг заявляет права на имущество полученное в наследство супругой, после развода.
3 группа: Супруга хочет забрать себе личные вещи супруга после развода.
4 группа: После развода супруга хочет получить имуществе, которое не указано в брачном договоре.
Каждая группа выполняет задание и комментирует ответ
3 задание. 1. Прочитать параграф №18.
2. Написать эссе на тему: моя семья - моя опора."