Конспект урока обществознания в 9 классе по теме Семейные правоотношения


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет обществознание 9 класс
Тема урока: семейные правоотношения Тип урока: урок формирования знаний с учётом технологии группового самостоятельного обучения. Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Знаниесовокупности правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи. Умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, проводить социологический опрос, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события. Понимание того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.
Основные понятия, изучаемые на уроке Брак, семья, семейное право, семейный кодекс, ЗАГС, личные и имущественные отношения, брачный договор, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, Свидетельство о браке.Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедийная презентация, интернет, видеокамера
Методическое назначение средств ИКТ Создание учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.
Сообщение сведений, формирование умений и навыков по систематизации информации.
Сообщение знания.
Аппаратное и программное обеспечение Программа «Консультант +»
Образовательные интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org/

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Этап мотивации (самоопределения к деятельности)
Формированиеконкретногообразовательногорезультата/группырезультатов Личностные:нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:целеполаганиеДлительность этапа 3 минуты
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Проблемный диалог с учениками
Методы обучения Беседа с элементами проблемной ситуации
Форма организациидеятельностиучащихсяФронтальная работа
Функции/роль учителя на данном этапе Мотивирование учеников, помощь ученикам в формулировке учебной задачи.
Основные видыдеятельностиучителя Рассказ притчи
Выдвижение проблемы
Ведение диалога
Организация работы учеников по целеполаганиюСредства ИКТ для реализации видов учебной деятельности -
ЭТАП 2. Этап актуализации – определение уровня готовности учеников к выполнению практической части урока
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации.
Длительность этапа 5 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Мозговой штурм
Выстраивание ассоциативного круга
Методы обучения Поисковый
Форма организациидеятельностиучащихся Индивидуальная, коллективная
Функции/роль учителя на данном этапе Координация выполнения учениками упражнений, корректировка знаний.
Основные видыдеятельностиучителя Помощь ученикам в выстраивании ассоциативного круга
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности -
ЭТАП 3.Этап постановки учебной задачи
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные:постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиДлительность этапа 3 минуты
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Словарная работа
Методы обучения Поисковый, дискуссия (ее элементы)
Форма организациидеятельностиучащихсяИндивидуальная, коллективная
Функции/роль учителя на данном этапе Помощь в изучении содержанияпонятий темы: условия вступления в брак и препятствия к заключению брака, права и обязанности супругов, имущественные права и обязанности супругов.
Основные видыдеятельностиучителяБеседа с элементами дискуссии
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Презентация Power Point
ЭТАП 4. Этап открытия новых знаний
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Регулятивные:планирование, прогнозирование;
Личностные:смыслообразование.
Длительность этапа 20 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Самостоятельная работа с текстом учебника.
Самостоятельная работа учеников в группах.
Методы обучения Работа с учебником, беседа, практическиеФорма организациидеятельностиучащихся Индивидуальная, групповая, игровая
Функции/роль учителя на данном этапе Наблюдение за ходом самостоятельной работы с целью оказанияпомощи учащимся в случае необходимости.
Основные видыдеятельностиучителя Создание условий для деления учеников на группы.
Наблюдение за ходом работы, консультирование.
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Программа «Консультант +»
ЭТАП 5. Этап первичного закрепления знаний
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Регулятивные:выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Длительность этапа 5 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Самооценка уровня полученных знаний.
Методы обучения Беседа
Форма организациидеятельностиучащихся Групповое тестирование, коллективнаяФункции/роль учителя на данном этапе Выявление степени усвоения учениками новых знаний.
Основные видыдеятельностиучителя Аналитическая
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности -
ЭТАП 6. Этап включения новых знаний в систему учебных действий
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Регулятивные:выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Длительность этапа 5 минут
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Диалог
Методы обучения Беседа
Форма организациидеятельностиучащихся Коллективная
Функции/роль учителя на данном этапе Помощь учащимся в осознании уровня усвоения знания.
Основные видыдеятельностиучителя Беседа с элементами дискуссии
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Презентация Power Point
ЭТАП 7. Этап рефлексии
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Регулятивные:коррекция;
Коммуникативные:выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения.
Длительность этапа 4 минуты
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата Аргументация, защита собственной позиции.
Методы обучения Метод незаконченного предложения
Форма организациидеятельностиучащихся Индивидуальная, коллективная
Функции/роль учителя на данном этапе Коррекция
Основные видыдеятельностиучителя Аналитическая деятельность
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности Презентация Power Point
Сценарий урока обществознания в 9 классе
способом создания проблемной ситуации
Тема урока: «Семейные правоотношения»
Тип урока: урок формирования знаний с учётом технологии группового самостоятельного обучения.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.
Метапредметные: умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, проводить социологический опрос, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события.
Предметные: знаниесовокупности правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.
Основные понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.Оборудование:компьютер, видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп.
№ Этап Время Деятельность Формируемые УУД
учитель ученики 1 Этап мотивации 3 мин. Рассказывает легенду «Любовь и время»:Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь. Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет. Любовь обратилась к Гордости, корабль которойпроплывал мимо... Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости. С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.«О, Любовь, - ответила Грусть,- мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве». Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.Вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой».Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась, ведь она даже не поблагодарила старца. Любовь обратилась к Познанию: «Познание, скажи мне, кто спас меня?»«Это было Время», - ответило Познание. «Время?» - удивилась Любовь – Отчего Оно мне помогло?» Познание ответило: «Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь». Участвуют в проблемном диалоге:- О чем эта легенда?
- Какую роль играет любовь в нашей жизни? - Зачем человеку нужна любовь?
- Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать?
- Актуальна ли для вас данная тема? Почему?- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак,…).Личностные: нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
целеполагание2 Этап актуализации 5 мин. Помогает ученикам выстроить ассоциативный круг:- Какие ассоциации у вас возникают понятием брак?(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного круга:брак
………
ЗАГС
любовь
право
дети

Круг фиксируется на доске. Записывают определение понятия «брак» в тетрадь.
Участвуют в диалоге:
– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
3 Постановка учебной задачи 2 Организует словарную работу:
На экран выводится слайд из презентации:«Семейное право - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей».
«Семейное право – отрасль частного права»
Помогает ученикам сформулировать учебные задачи, при необходимости дополняет:
- Чем необходимо заняться сегодня на уроке?
- Изучение каких вопросов темы вам кажется наиболее важным (интересным)?
- В каких источниках мы могли бы найти полную и достоверную информацию по вопросам темы?
- Какие умения вам понадобятся для более эффективной работы? и т.д. Участвуют в диалоге:
– А что же такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право».
- Сравните его с определением, данным в словаре.
- Определите, в чем оказались правы, что не учли.
Записывают тему урока в тетрадь
Формулируют письменно учебные задачи:
Узнать, что представляет из себя семейное право;
Разобраться, какие существуют условия вступления в брак и препятствия для его заключения;
Изучить, какие права и обязанности супругов существуют, каким законом регулируются и т.д. Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
4 Открытие учащимися новых знаний 20 Организует самостоятельную работу учеников с учебником. Задание:
- Прочитайте текст учебника, составьте 3 вопроса к одноклассникам.
Организует диалог учеников по обсуждению составленных ими вопросов. Подводит учеников к выводу:
- Для чего семейные вопросы регулируются законодательством?
Организует игровую ситуацию – создание проекта телепередачи, деление учеников на 5 групп, распределение ролей: молодежь, работники ЗАГСа, корреспонденты, юристы, ведущие телепередачи.
– Кто из вас считает, что регистрация брака в органах ЗАГСа – обязательное условие существования семьи?
- Допускаете ли вы существование семьи, в которой мужчина и женщина не зарегистрировали брак в органах ЗАГСа, живут в «гражданском браке»?– Кто считает, что в семье главным должен быть мужчина? Почему?
- Кто считает, что в семье в семье главной должна быть женщина? Почему?
- Кто считает, что заключать брачный контракт - обязательно?
Дает План-задание публичного выступления:
Группа 1 «молодежь»
Прочитайте текст учебника «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака» и ответьте на вопросы:
– Где заключается брак?
– Во сколько лет заключается брак?
– При каких условиях брак может заключаться раньше?
Выберите из нижеприведённого списка условий те, которые являются препятствием для юридического оформления брака, приведите пример обстоятельств, которые могут послужить такимипрепятствиями:а) отсутствие обоюдной любви между мужчиной и женщиной;б) значительная разница в возрасте будущих супругов;в) нежелание женщины менять свою девичью фамилию на фамилию мужа;
г) желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой?
(ответ: г).
Составьте памятку для молодежи, в которую включите советы: о чем надо знать, прежде чем заключать брак?
Группа 2 «корреспонденты»
Изучите результаты социологического опроса (опрос был проведен накануне самими учащимися. Вопросами были:
- Зарегистрирован ли Ваш брак в органах ЗАГСа?
- Во сколько лет Вы вышли замуж (женились) или стали жить вместе?
- По какой причине Вы вышли замуж (женились): по любви, ради выгоды, из-за беременности, боязни остаться одной (одному), свой вариант).- Если бы у Вас была «вторая жизнь», что бы Вы в ней изменили?
Постройте диаграмму.
Сделайте выводы по результатам исследования.
Группа 3 «работники прокуратуры»
Изучите главу Семейного кодекса «Права и обязанности супругов».
Составьте таблицу «Права и обязанности супругов».
Выберите из предложенных ниже ситуаций те, в которых происходит нарушение прав супруга:
а) супруга без согласия мужа подала на развод;б) супруг не допускал к обсуждению вопросов семейного бюджета свою жену;
в) супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены;
г) супруги проживали в разных городах.(Ответ: б)
Группа 4 «работники ЗАГСа»
Прочитайте текст в учебнике «Имущественные права и обязанности супругов»,текст статей Семейного кодекса 34, 35, 36, 37, 40. Составьте схему «Законный режим имущества супругов».
Группа 5 «юристы»
Прочитайте текст учебника «Имущественные права и обязанности супругов», текст статей 34, 35, 36, 37, 40 Семейного кодекса, выясните, как согласно закону, регулируются имущественные отношения супругов и заполните таблицу:
Содержание брачного договора (ст.42) Правила заключения брачного договора (ст. 41) Правила изменения и расторжения брачного договора (ст. 43)
Наблюдает за ходом работы. Консультирует учеников в группах в случае необходимости. Самостоятельно работают с текстом учебника, составляют и записывают вопросы.
Принимают участие в обсуждении вопросов.
Формулируют вывод о причинах необходимости регулирования семейных вопросов законом.
Делятся на группы «по схожести мнений».
Самостоятельно работают в группах. Готовят проект публичного выступления в телепередаче.
Представляют выполненные задание в виде выступления в телепередаче в роли группы.
В процессе ознакомления с выступлениями членов других групп готовят вопросы (право 3-х вопросов к группе).

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
регулятивные:
планирование, прогнозирование
личностные:
смыслообразование.
5 Первичное закрепление знаний 7 Предлагает тест с выбором ответа (на слайде)
Во сколько лет можно заключать брак?
А. 14 лет В. 16 лет
Б. 18 лет Г. не важно, сколько лет
Что из нижеперечисленного не является обязательным условием для заключения брака:
А. отсутствие работы у одного из заключающих брак
Б. добровольное согласие на заключение брака
В. достижение брачного возраста
Г. отсутствие уже зарегистрированного брака с другой (другим)
3. Что из нижеперечисленного является личным имуществом супругов:
А. автомобиль, подаренный жене мужем
Б. дом, построенный во время совместной жизни на деньги мужа
В. мебель, подаренная друзьями в день свадьбы
Г. квартира, купленная на деньги жены, после 3-х лет совместной жизни
4. Что из нижеперечисленного относится к правам супругов:
А. право на труд
Б. право на воспитание детей
В. право на благоприятную экологическую обстановку
Г. право на достойное вознаграждение за труд
5. Что из нижеперечисленного относится к обязанностям обоих супругов:
А. обязанность заключить брачный договор
Б. обязанность воспитания детей
В. обязанность выполнять правила внутреннего трудового распорядка
Г. обязанность служить в армии Выполняют тест, участвуют в обсуждении.
Регулятивные:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
6 Включение новых знаний в систему учебных действий 4 мин. Предлагает ученикам выбрать высказывание, наиболее соответствующее его взглядам и объяснить свой выбор (на слайде):
- «Брак — это долгий разговор, прерываемый спорами».
Стивенсон Р.
- «Жениться, ничем не связывая себя, — предательство».
Монтень М.
- «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга».
О.де Бальзак Выбирают высказывание, объясняют свою точку зрения. регулятивные:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
7 Рефлексия 4 мин. Предлагает ученикам закончить фразу на выбор (на слайде):
- сегодня я понял (а), что…
- самым интересным для меня оказалось то, что…
- раньше я думал(а), что …
Предлагает домашнее задание на выбор:
Написать письмо самому себе о том, какой хочешь видеть свою семью.
Составить и подготовить мини-защиту герба своей семьи. Выбирают фразу, формулируют ее окончание.
Выбирают домашнее задание. регулятивные:
коррекция;
коммуникативные:
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения.