Обощающий урок по теме Прилагательное как часть речи


Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 4 класс.Учитель МАОУ «СОШ №105»Аксельрод Татьяна АлександровнаПермь 2015 Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России» Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»Тип урока: систематизация и повторение знаний.Технология: деятельностного метода.Тип урока: систематизация и повторение знаний.Форма: работа в парах, группах, самостоятельная обучающего характера.Цель: обобщить знания об имени прилагательном, формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; использовать знания для решения практических задач; развивать внимание, логическое мышление, память;воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.Задачи: обучающие: • систематизировать знания об имени прилагательном как части речи; • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; • обратить внимание на роль прилагательных в речи; • закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных развивающие: • развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число; • развитие умения формулировать вопросы к заданию; • развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки; воспитательные: • воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности; • воспитывать уважение к одноклассникам; • воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца). Тип урока: обобщение знаний . Форма урока: исследовательская деятельность. Технология деятельностного подхода. Формирование УУД:Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умениеслушать и понимать речь другихРегулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Средства (оборудование):1)учебник по русскому языку;2) тетрадь на печатной основе3)карточки с текстами;4)проектор-компьютер5) Презентация1.Организационный момент.Цель : настроить на работу.-У нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Настройтесь на работу.-Вы скоро заканчиваете 4 класс. Как вы думаете, какой он выпускник начальной школы? (Обсудите в группах и составьте портрет).(ответственный, добросовестный, успешный, умный, аккуратный, способный, исполнительный, любознательный, послушный, дружелюбный, трудолюбивый, доброжелательный)-При помощи чего вы составили портрет? ( имён прилагательных)-Какую роль играет имя прилагательное в речи?(обогащает, уточняет)2. Актуализация знаний.Цель : вспомнить пройденный материал, который пригодится при изучении нового.-Что вы знаете про имя прилагательное? Давайте проверим. -Если вы согласны с утверждением, ставьте (+), если нет ставьте (-). Приём «Веришь ли ты?» 1.Имя прилагательное-это часть слова. 2.Белизна, чернота, краснота-имена прилагательные.3.Имя прилагательное обозначает признак предмета.4.Имя прилагательное отвечает на вопросы: Кто? Что?5.Проверить окончание имени прилагательного можно по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное. 6.Во множественном числе у имени прилагательного можно определить род.7.Род, число и падеж имени прилагательного можно определить по имени существительному.Обсудите в группах ваши ответы и придите к единому мнению. Что самое главное при работе в группах? (умение договариваться)Проверьте. У кого так?На слайде ответ : 1.- 2.- 3.+ 4.- 5.+ 6.- 7.+ -Молодцы! У кого были ошибки? Где? Чтобы избежать ошибок, что надо сделать?(выучить, закрепить, повторить)-Мы с вами сейчас выяснили, кто что знает, что ещё надо повторить по изученной теме.3.Целеполагание.Цель: самостоятельно выдвинуть и сформулировать познавательную цель.-По какой теме были высказывания?(имя прилагательное)-Как объединить все высказывания в одно целое?( создать кластер)-Что поможет сделать кластер? (обобщить знания)-Назовите тему урока.(обобщение имени прилагательного)-Какие цели поставите? (обобщить знания об имени прилагательном)4. Систематизация знаний.Цель : систематизировать имеющиеся знания. - Составьте кластер. Поработайте в группах. Проверьте по слайду. Расскажите про имя прилагательное. Часть речиОбозначает признак предметаОтвечает на вопросы: какой?,какая?,какое? какие?Имя прилагательноеИзменяется по числам, падежам, а в единственном числе по родам.В предложении является второстепенным членом 5.Закрепление знаний. Самостоятельная работа. Цель : самостоятельно организовать свою познавательную деятельность, закрепить имеющиеся знания.-Мы с вами обобщили знания об имени прилагательном.-Примените их. Озаглавьте текст. Найдите в нём имена прилагательные, определите падеж. Как будете работать? (Найду имя существительное, с которым связано имя прилагательное и по имени существительному определю падеж имени прилагательного.) Поработайте в парах. На карточке: Вовочка рос большим лентяем. Он был учеником начальной школы. Делать домашнее задание он не любил и поэтому часто получал двойки. Дома мальчик только часами сидел перед телевизором или играл в компьютерные игры. Если бабушка просили Вову помыть посуду, сходить в магазин или навести порядок на письменном столе, то в ответ ей он всегда отвечал: «Я сделаю это потом, сейчас мне не хочется». (большим лентяемТ.п., начальной школы Р.п., домашнее задание В.п.,в компьютерные игры В.п., на письменном столе П.п.)-Вы смогли найти и правильно определить падеж имени прилагательного.-Что скажите про Вову? Составьте его портрет. (Он ленивый, неряшливый непослушный)-Подберите антонимы. (трудолюбивый, опрятный. послушный)-Разберите по составу слово трудолюбивый.(у доски работает ученик)-Какого рода эти имена прилагательные?(мужского рода)-Измените род имени прилагательного. Поставьте имена прилагательные в форму женского рода.(трудолюбивая, опрятная) Какое имя существительное подберёте?-Поставьте имена прилагательные в форму среднего рода? (трудолюбивое, опрятное) Что изменялось в именах прилагательных? (окончание) Какое имя существительное подберёте?- Поколение. Что обозначает это слово? На слайде: ПОКОЛЕ́НИЕ1.Родственники одной степени родства по отношению к общему предку."Из поколения в поколение передаётся что-нибудь по наследству от отца к детям, от старших к младшим"2.Одновременно живущие люди близкого возраста."Современное молодое поколение»-Вы умеете изменять имена прилагательные по родам.-Какому ученику легко учиться? (любознательному)-Какое значение имеет это слово ? -Как вы думаете?-Любознательный по словарю Ушакова: Обладающий любознательностью.-А что такое любознательность? Самые лучшие ученики получаются из людей любознательных.-Любознательный – стремящийся к приобретению всё новых знаний. Словарь по общественным наукам | Глоссарий.руЛюбознательность – это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого.Про кого говорят: «Ходячая энциклопедия»? Запишите предложение. (Любознательному ученику учёба даётся легко.)Разберите предложение по членам предложения и по частям речи. У доски работает ученик.Разберите слово любознательному, как часть речи.6. Работа с алгоритмом.Что вам поможет? (алгоритм) Соберите алгоритм в группах. Проверьте. На слайде: Алгоритм.1.Определи часть речи.2.Вспомни, что обозначает эта часть речи.3. Определи на какой вопрос отвечает.4.Назови начальную форму.5.Определи род, число, падеж.6.Укажи роль в предложении.У кого так? Молодцы!Вот теперь по алгоритму вы сможете разобрать слово как часть речи.Любознательному – имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «Какому?», н.ф. любознательный, м.р.,ед.ч.,Д.п., определение.Поработаем в тетради на печатной основе.Проверяем.7. Творческая работа.Цель : развивать устную и письменную речь учащихся.Вы умеете разбирать имя прилагательное как часть речи. Но чтобы быть успешным, надо быть послушным.Дайте совет Вове, как стать успешным учеником? Используйте в тексте имена прилагательные.( Чтобы быть успешным, надо быть послушным. Всегда выполняй домашнее задание. На уроках будь активным и любознательным. )8.Итог.Цель : подвести итог, какие знания усвоили. ТЕСТ                                                1.В каком ряду приведены только имена прилагательные?а) западный,  северное, восток               в)  холодный, теплеет, южнаяб) морской, встреча   встречный                 г)  светлая, умный,  редкое2.В каком словосочетании прилагательное имеет форму творительного падежа?а) в хрустальной вазе                               в)  прилежным ученикомб)  о смелом моряке                                  г)  по широкому шоссе3.Укажи вариант верно выполненного разбора прилагательного как части речи:  Я положил на парту тяжёлую сумку.    а)  Тяжёлую (сумку) – прил., какую?, н. ф.- тяжёлый, м. р., ед. ч., В. п., вт. чл.    б)  Тяжёлую (сумку) – прил., какую?, н. ф. -тяжёлая, ж. р., ед. ч., И. п., вт. чл.    в)  Тяжёлую (сумку) –прил., какую?, н. ф. -тяжёлый ж. р., ед. ч., В. п., вт. чл.  Проверьте : (на слайде) 1.г) 2.в) 3.в)9.Рефлексия.Цель: отследить эмоциональное состояние учащихся- Оцените себя. Выберите верное утверждение.(На слайде) 1.Я могу рассказать про имя прилагательное и разобрать его. 2. Я могу рассказать про имя прилагательное, но делаю ошибки при его разборе его. 3. Мне ещё надо потренироваться.-Покажите карточки с ответами. Молодцы! Вы усвоили тему.  Оценки учащимся.-Кто может поставить себе «5»? «4»? «3»? 10.Домашнее задание. Учебник с. 47упр.№102 Литература.В.П.Канакина В.Г.Горецкий «Русский язык» Москва «Просвещение»2014г.В.П.Канакина «Русский язык» рабочая тетрадь Москва «Просвещение»2014г.Сборник рабочих программ «Школа России» Москва «Просвещение»2011г.Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» Москва «ВАКО» 2015 .http://www.xapaktep.net/virtues/russian/inquisitiveness/desc.php