Развивающее занятие для подростков «Запретные чувства, или какие чувства мы скрываем»


Развивающее занятие для подростков
«Запретные чувства, или какие чувства мы скрываем».
Задачи:
Создать условия для углубленного исследования учащимися своей эмоциональной жизни; для снятия запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме; 
Создать предпосылки для определения основных причин, по которым люди скрывают свои чувства. 
Необходимые материалы: косынки, ленты для экспресс-эксперимента; листы для рисования подводных камней
Ход занятия.
1. Приветствие. Вводное слово педагога.
- Почему люди иногда скрывают свои чувства? (высказывания учащихся) Оказывается, что в культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д.
2. Основная часть. Учащимся предлагается провести эксперимент и выполнить несколько практических упражнений.
Упражнение «Экспресс-эксперимент». Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства? Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок, лент) блокируют (завязывают) все каналы выхода эмоций наружу: (выбирается помощник)
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не выражали ненависти и злости, не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании, не убегали;
Душу – чтобы не страдала.
Что может такой человек?
В ходе обсуждения выясняется, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности:
- выражать свою мысль? – рот скован.
- наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать.
- творить прекрасное, обнимать, выражая радость? – руки связаны.
- идти по жизни? – страх, скованность движений.
- сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована.
Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу.
В качестве иллюстрации можно привести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе.
Так и человек: копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим и себе.
Упражнение «Подвиг искренности».
Учащиеся по очереди вытаскивают по одной карточке с незаконченным высказыванием, предполагающим рассказ о переживании какой-либо «запретной» эмоции, и завершают его.
Например: «Как-то раз я сильно испугался, когда…»
Упражнение «Айсберг».
В рабочем листе есть картинка с изображением айсберга.
Нужно в его надводной части написать те эмоции, которые люди без проблем показывают окружающим, а в подводной – те, которые они предпочитают скрывать от других людей.
По завершении упражнения выясняется вопрос:
«Каких чувств больше подводных или надводных, и чем чувства из разных групп отличаются друг от друга?»
Оказывается, есть такие чувства (правда их не очень много), проявление которых не нравится другим людям – родителям, друзьям, учителям.
Упражнение «Копилка ситуаций».
Обсуждается вопрос: «В каких ситуациях возникает рассогласование надводных и подводных чувств? Что бывает, когда их показывают?» (записываем)
Ответы записываются в рабочих листах.
Я ЗЛЮСЬ, когда… Как-то раз с сильно ИСПУГАЛСЯ, когда… Как-то я ПОЗАВИДОВАЛ…
Я НЕРВНИЧАЮ, когда..Мне бывает СТРАШНО, когда… Однажды я очень РАЗОЗЛИЛСЯ на родителей…
Если меня ХВАЛЯТ, я чувствую себя… У меня сильно бьется сердце, когда… Один раз я НАКРИЧАЛ на… за то, что…
Я ЗАВИДУЮ, когда… Я ВОЛНУЮСЬ, если… Я могу УДАРИТЬ, если…
Мне ОБИДНО, когда… Один раз я был НЕ ПРАВ, когда… Один раз мне было СТЫДНО за то, что…
Затем идет обсуждение, почему эти чувства принято скрывать, что бывает, когда их показывают.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Брошюра «КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ».
Полностью избавляться от эмоций неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».
Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Песня «Радуга жизни» ( танцуют только колени, глаза закрыты, представляем красивые образы, что-то приятное)
Рефлексия. Пожелания друг дугу.
Домашнее задание.  Вспомнить ситуацию, в которой я показывал окружающим не те чувства, которые испытывал на самом деле. Оформить маску, изображающую то чувство, которое демонстрировал – это будет лицевая сторона маски; и то чувство, которое скрывал – это будет обратная сторона маски. Рисуем маску, под которой мы иногда прячемся: когда нам хочется чего-то добиться, когда мы бываем непохожими на себя.