Влияние двигательной активности на здоровье младшего школьника


Авторы:Бегашева Л.Б.,учитель физической культуры.Казанцева Е.Ю.,учитель начальных классов и ОБЖ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСветлянская средняя школа с.Светлое2014 «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».(Гиппократ)«Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто! »( Сократ )« Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов « умственной слабости ».( А. Бине ) Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности, укреплению здоровья.Движение – обязательное условие здорового образа жизни. Данная проблема возникла в середине 20 века. Некоторые ученые утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. «…80% школьников ведут малоактивный образ жизни» Дмитрий Медведев изучение влияния двигательной активности на здоровье школьника. - познакомиться с литературой, раскрывающей значение двигательной активности на психические и умственные способности детей младшего школьного возраста;- проанализировать медицинские показатели физического состояния детей за 3 года; В специальной литературе для обозначения состояний ограничения мышечной деятельности используют два термина: * гипокинезия – недостаток мышечных движений; *гиподинамия – недостаток физического напряжения. Группы здоровья детей Группа здоровья 2011-2012 2012-2013 2013-2014 Основная 133 130 129 Подготовительная 14 16 18 Специальная 3 4 3 Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту и двигательная активность снижается на 50%.«…Не надо мешать ребенку играть, резвиться…он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке…это заложено природой…Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь» - подчеркивает И.А. Аршавский. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 15-20 тыс. шагов, а дошкольник 12 тыс. шагов. Сегодня нормальный день младшего школьника – в среднем 5 уроков в день, плюс 2-3 часа дома на самоподготовку, 3-4 часа телевизор и компьютер, плюс чтение книг. «Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель были одинаково бодры» - убеждал учителей И.А. Сикорский. «Двигательная активность - это деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое развитие ребёнка, это средство всестороннего развития детей.» (Шебеко В. Н. и другие). «Двигательная активность - это физиологическая потребность растущего организма в движении, недостаточность которой отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, что приводит к задержке сенсорного развития. » (Е. Зайченко) Как на селе можно повысить двигательную активность? Конный дворЛыжная трассаПоляна отдыхаКатокДетская площадкаФутбольное поле Двигательная активность как составляющая здорового образа жизни Физкультминутки;Утренняя гимнастика;Общешкольные спортивные мероприятия;Туризм; 7.00. - подъём.7.00.-7.15. - водные процедуры и зарядка.7.15.-7.30. - завтрак.7.50.- дорога в школу.8.30.- 13.30. - занятия в школе. 10.00. - обед.13.30. -13.45. - дорога домой.14.00.-14.15. - гимнастика для глаз.14.45.-15.45. - отдых, занятие интересными делами, спортивная тренировка.15.45. - полдник.16.00. - выполнение домашнего задания.16.15. - 17.15. – прогулка, игры на свежем воздухе.18.00. - ужин.18.30.-19.30. - помощь по дому.19.30.-20.00. - гимнастика для глаз.20.00.-21.00. - свободное время, чтение книг.21.00.-21.15. - подготовка ко сну, водные процедуры, кефир.21.00. – сон. ДВИЖЕНИЕ – ЭТО жизнь! Увеличение количества интересных и полезных физкультминуток способны укрепить здоровье, снизить утомление во время урока, повысить работоспособность и двигательную активность. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий.»К.Д.Ушинский. При появлении первых признаков утомления необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и «убрать» признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты. ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:. Для восстановления глаз.. Для восстановления утомленных мышц.. Для снижения возбуждения.. Для возбуждения нервной системы.. Танец – физкультминутка. «Любую болезнь можно затанцевать!», - говорит Майя Плисецкая.И мы затанцовываем! На переменах! На уроках! Утренняя гимнастика Комплекс упражнений 1.Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.2. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение, выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.3. Стоя подниматься на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох.4. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх правую на пояс; пружинящий наклон вправо; повторить то же в другую сторону. Дыхание равномерное, темп средний.5. Стоя, мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти расслаблены - вдох; исходное положение - выдох; повторить то же с правой ноги.6. Стоя подняться на носки, руки в стороны - вдох; выпад правой ногой, наклон вперед, руками коснуться пола - выдох; исходное положение - вдох; то же с левой ноги. Темп средний.7. Сидя на полу, руки к плечам. Три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени - выдох; выпрямится, руки к плечам - вдох. Наклоны постепенно увеличивать. Ноги не сгибать. Поднимая туловище, расправьте плечи. Темп средний.8. Исходное положение – упор, сидя сзади. Прогибаясь перейти в упор лежа сзади, согнуть правую ногу вперед; повторить то же, сгибая левую ногу. Носки ног оттягивать. Дыхание произвольное.9. Исходное положение – упор, стоя на коленях. Наклоняя голову вперед и поднимая правое колено, выгнуть спину; исходное положение; выпрямить правую ногу назад и прогнуться; исходное положение. То же с другой ноги.10. Исходное положение - стойка на коленях. Руки вперед, вверх, в стороны, прогнуться с поворотом туловища направо - вдох; поворачиваясь прямо и садясь на пятки, наклон вперед, руки назад - выдох; исходное положение. То же, делая поворот в другую сторону. Темп медленный. Общешкольные спортивные мероприятия Топ-топ топает турист… Туризм является сложной, весьма разносторонней деятельностью, включающей в себя элементы игры, учения и труда. Это прогулки, экскурсии, походы выходного дня, степенные походы, многодневные категорийные походы, участие в районных и республиканских соревнованиях. Туризм- эффективное средство для формирования физического и духовного здоровья ребенка * Физические упражнения приводят к возникновению полезного эффекта в организме. Повседневные нагрузки повышают все возможности и способности организма, в том числе и умственные. Двигательная активность улучшает физическое состояние детей, придаёт бодрость духа, улучшает эмоциональное состояние, вырабатывает навык правильного чередования физической и умственной деятельности.