Конспект урока на тему:Татьяна — нравственный идеал Пушкина

2
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини.
Цели урока:
образовательная: проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств, глубину и благородство ее натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы;

развивающая: развивать навыки работы над художественным текстом; формировать познавательную и социальную компетентности;

воспитательная: содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных идеалов.

Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация.
Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же.
В.Г.Белинский.
ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых результатов.
Слово учителя.
Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина.
Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?
ІV. Восприятие материала по теме урока.
1. Предоставление необходимой информации.
(Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.)
2. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия.
Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока.
Задание первой творческой группе:
Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.
В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
Как характеризует автор семью Лариных?
Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и крепостных к ней.
Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
Создать ассоциативные рисунки.
Задание второй творческой группе:
Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою» примерами из текста.
В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.
Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному и русскому.
Задание третьей творческой группе:
Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения « любит без искусства», «кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя».
Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе)
Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и сердцем пламенным и нежным»?
Проанализировать эту сцену. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?
Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
Как понимать слова Пушкина: «и ей открылся мир иной»?
Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?

Задание четвертой группе:
Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?
В чем изменилась Татьяна?
В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?
Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие черты прежней Тани угадываются в ней?
Что угнетает Татьяну в светской жизни?
Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.
Как характеризуют Татьяну слова:
Я вас люблю (к чему лукавить),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
* Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит?
3. Проблемный вопрос:
Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия? (в сравнении с трагедией Онегина)
4. Творческое задание.
- Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны.
5. Чтение учащимися выполненных работ.
6. Выразительное чтение «Письма Татьяны к Онегину».
7. Проектная деятельность (защита тремя учащимися презентации «Образ Татьяны в романе». См. презентацию.
8. Заключительное слово учителя.
Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной, готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережить крушение своих идеалов. Ей представился случай в московских и петербургских салонах и балах внимательно изучить людей вроде Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна – та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь.
Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.
V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)
Цель – осмысление того, что было сделано на уроке, выяснение того, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем.
Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке.
VІ. Домашнее задание.
1. Задание творческого характера: составить текст рекламного ролика к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
2. Индивидуальное задание трем учащимся: подготовить сообщения:
а) образ автора в романе;
б) роль пейзажа в романе.
3. Выучить наизусть отрывок.
4. Выучить наизусть отрывок из романа.






15