Поурочное планирование по технологии Виды резьбы по дереву(6 класс)


Урок- детектив «Следствие ведут знатоки»
Тема урока: «Виды резьбы по дереву. Частная собственность»
Дата: 12.02.2016
Класс: 6
Цели урока:
Обучающая: познакомить с видами резьбы по дереву; с понятием частной собственностиРазвивающая: способствовать стимулированию мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, привитие исследовательской способности.
Воспитательная: способствовать формированию эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи:
1.Развивать память учащихся;
3.Развивать коммуникативно-речевые умения, формировать правила речевого поведения;
4.Развивать умение делать выводы;
5.Воспитывать позитивное отношение к урокам технологии.

Тип урока: комбинированный
Вид урока: расследование.
Оборудование:
медиапроектор,
экран,
слайдовая презентация по теме, выполненная в редакторе PowerPoint,
песочные часы.
Карточки с заданиями
Рации (из стаканчиков)
Структура урока
I Фаза вызова
1. Разминка
2.Обоснование обучения
3.Актуализация
II Фаза осмысления содержания
4. Изложение нового материала «Словесный портрет»
5. ФИЗМИНУТКА
III Фаза рефлексии
6. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации- защита кластеров)
  Информационная (приобретение нового знания- виды резьбы по дереву)
  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля- ребусы)
  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса- «Опознание украденных экспонатов» )
Ход урока
1. Разминка
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
И превратившись в сыщиков известных,
Мы вместе сочиним урок…
2.Обоснование обучения
-Ребята, посмотрите, с каким предметом я пришла к вам на урок (лупа)
-Вспомните, люди каких профессий пользуются лупой?
- Итак, сегодня мы с вами станем детективами и проведём расследование дела «О поиске похищенных экспонатов»
От директора школы Бектыбаевой Д. А. поступило заявление о том, что сегодня ночь были украдены ценные экспонаты с выставки детских работ на тему «Виды резьбы по дереву», посвященной юбилею школы.
Среди различных видов декоративно-художественного творчества резьба по дереву занимает одно из первых мест. С древних времен человек украшал свое жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготовлял резную посуду, игрушки и другие предметы быта.
Художественная резьба непосредственно связана с понятием «орнамент» в переводе с латинского означает «украшение», «узор». Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. Люди бережно передавали их из поколения в поколение, в которых отражалась национальная культура народов.
Все виды резьбы можно объединить в группы, с которыми мы познакомимся в ходе нашего расследования.
И так, требуется обнаружить виновника и вернуть украденные экспонаты (частную собственность). Частная собственность выступает как собственность учащихся ГУ «Заречной средней школы». Следствие ведем с позиции технологии. Цель нашего урока: ознакомиться с видами резьбы и понятием частной собственности, для осуществления которой необходимо создать опергруппы. Главными сыщиками назначить….
3.Актуализация
Видеоулика «На месте преступления»
В материалах дела есть и видеозапись, которая поможет восстановить ход происшествия и расшифровать основные понятия, связанные с этой темой. Познакомимся с видеофрагментом и после просмотра выполним задание № 1, которое обязательно поможет в этом нелегком деле!
ЗАДАНИЕ № 1
Разгадав кроссворд, вы получите ключ для поиска следующего задания!
1 д    1   2 3 е      4     3     р  5   4   е        5       в  6 6 о    2       КЛЮЧ ? 1 2 3 4 л5 6 (шкатулка) Вопросы:
Пиломатериал, который имеет толщину до 100 мм и ширину более двойной толщины, используется для настилов полов, изготовления дверей.
Рисунок на поверхности разреза древесины, он различен у разных пород.
Дефекты отдельных участков древесины, снижающие ее качество и ограничивающие возможность использования.
Изображение изделия, выполненное чертежными инструментами.
Круглые лесоматериалы используемые для получения пиломатериалов.
Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения различных предметов.
В шкатулке спрятано следующее задание № 2 (вещественные
доказательства)
Детективы всегда разгадывают загадки, вот и вам предстоит расшифровать это послание.
Задание № 2
Соберите пазлы и ответь на вопрос: как называются инструменты, применяемые при резьбе по дереву? (с обратной стороны пазла вы получите информацию о следующем задании)
6896107620
Задание:
Проведите следственный эксперимент, используя базу данных в компьютере (рабочий стол, папка №1), составьте «Словесный портрет», предложенного вам вида резьбы по дереву, заполнив кластер, который вы найдете на столе.
4. Изложение нового материала «Словесный портрет»
Чтобы первоначально знать, кого или что мы ищем, надо составить его словесный портрет, чем мы и займёмся сейчас. В рабочих материалах найдите задание 1 «Словесный портрет» (кластер), заполните его, используя базу данных из компьютера. К компьютеру имеет доступ капитан следственной группы, который по рации будет передавать «Словесный портрет» вида резьбы, другие участники опергруппы с его слов, заполняют кластер, который вы найдете на столе- задание под названием «Словесный портрет». По окончании результаты вашей работы в следственных группах поместите на доску и представьте их. (выполнение задания 3)
Задание «Словестный портрет»:
Проведите следственный эксперимент, используя базу данных в компьютере (рабочий стол, папка №1), составьте «Словесный портрет», предложенного вам вида резьбы по дереву, заполнив кластер, который вы найдете на столе.
1 группа «Плосковыемчатая резьба»
2 группа «Прорезная резьба»
3 группа «Рельефная резьба»
4 группа «Скульптурная резьба»
Мы почти у цели – ещё один рывок, и дело раскрыто. Перед решающим этапом необходимо отдохнуть, проведем физминутку.
ФИЗМИНУТКА
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Друг другу дружно улыбнулись.
Все к упражнению готовы
На месте будем мы шагать.
И наши ручки разминать.
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Рефлексия
И так, каждая следственная группа стала экспертом в одном из предложенных видов резьбы по дереву, прошу главных сыщиков отчитаться о проделанной работе (защита кластеров).
Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием, поэтому я хочу вам помочь (конверты). В этих конвертах- разгадка, выполнив эти задания вы найдете украденные экспонаты.
После защиты каждая опергруппа получает конверт с заданием (Ребусы)
Ребусы
Стамеска

Лобзик
32401865530200028067060960000 ,,, ,,,,,, БЗ
Киянка
,,, ,,
30491821016000 Я
Долото
1816779595600 ,
3467101333500
После защиты каждая опергруппа получает конверт с заданием, разгадав ребусы вы обнаружите место, где спрятаны украденные экспонаты.
Рефлексия «Опознание украденных экспонатов»
Итак, уважаемые сыщики – знатоки. Вы отлично справились со всеми заданиями.
Задание: осмотрите найденные произведения искусства, проведите опознание украденных экспонатов, определив к какому виду резьбы они относятся (каждый участник опергруппы-представляет один экспонат).
Большое вам спасибо за сотрудничество! В завершение урока попрошу вас поделится со мной капелькой вашего настроения и оценить свою работу, покажите большой палец вверх, если у вас на уроке все получилось, или вниз, если испытывали затруднения. Всем спасибо, урок закончен!