Программа комплексной экспедиции ДОКИ Это всё моя большая Родина


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Октябрьский»
Рассмотрено: Утверждаю:
Протокол Малого педагогического Приказ № __ от _______ 20 г.
совета № __ от _______ 20 г.
Директор ДДТ _______________

Программа деятельности комплексной экспедиции
МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» «ДОКИ»
по Лев-Толстовскому району Липецкой области
«Это всё моя
большая Родина»

Липецк - 2015

Мимошедшее хвалим, наставшему дивимся, будущего чаем...
Н.В.Татищев
Пояснительная записка
В результате многолетней работы по проблеме организации летнего оздоровления и досуга учащихся детских объединений педагогический коллективом Дома детского творчества «Октябрьский» выбрана оптимальная форма летней занятости детей - комплексные исследовательские экспедиции «ДОКИ», ставшие закономерным продолжением учебно-воспитательного процесса.
Участники летних путешествий осознают, что детские исследовательские экспедиции «ДОКИ» - это запланированный поиск краеведческих знаний и свидетельств материальной и духовной культуры наследия наших предков с целью использования результатов этого поиска в образовательном процессе учреждения.
Не случаен и выбор маршрутов летних путешествий и исследований - Липецкая область. Через изучение истории и культуры своей «малой Родины» происходит приобщение детей, да и педагогов, к духовным и материальным сокровищам русской земли и формирование патриотических и гражданских чувств.
С 1996 года состоялось 17 летних экспедиций, результатом которых стало участие учреждения в статусе опорного в работе экспериментальной площадки ЛИРО «Краеведение как фактор интеграции основного и дополнительного образования» (2007-2011), пополнение Музея декоративно-прикладного творчества ДДТ «Октябрьский» более чем 800 предметами народного быта 19-20 вв., образцами народных промыслов и ремёсел Липецкой области, элементами русского народного костюма, а также разработка и апробация дополнительных общеразвивающих программ, занятий и мероприятий краеведческой направленности.
Название экспедиции «ДОКИ» взято из словаря В.И.Даля, оно очень точно отражает смысловую направленность нашей экспедиции: «ДОКА - мастер, мастак, знаток, искусник, делец, додель, мастер своего дела» Дополнительное значение – «ловкач». Взрослым и маленьким участникам экспедиций часто приходится находить оптимальное и быстрое решение возникающих краеведческих и житейских ситуаций во временном микросоциуме экспедиции!
В исследовательские группы входят учащиеся ДДТ, на протяжении нескольких лет осваивающие дополнительные общеразвивающие программы различного профиля и увлекающиеся исследовательской работой, поэтому в экспедиции они получают практическое подтверждение своим знаниям.
В 2011 году название «ДОКИ» получило ещё одну трактовку, отражающую детское видение сути летних исследований, – «Детские открытия краеведческих истин». Такое же название, по общему мнению юных исследователей, стал носить и ежегодно издаваемый на основе материалов экспедиций журнал.
Целью экспедиции является создание оптимальных условий для изучения историко-краеведческого наследия Липецкой области учащимися средствами туризма и краеведения.
Принцип комплексного подхода к изучению «малой Родины» обеспечивается включением в состав участников экспедиции 6 разновозрастных отрядов:
«ДОКИ»-краеведы (отличительный цвет галстуков – белый);
«ДОКИ»-фольклористы (отличительный цвет галстуков – красный);
«ДОКИ»-этнографы (отличительный цвет галстуков – жёлтый);
«ДОКИ»-народные ремесленники (отличительный цвет галстуков – фиолетовый);
«ДОКИ»-экологи (отличительный цвет галстуков – зелёный);
«ДОКИ»- летописцы (отличительный цвет галстуков – оранжевый),
участники которых фиксируют события и артефакты по выбранному направлению деятельности, что обеспечивает целостность восприятия исследуемых объектов и расширение образовательного пространства детей.
Структура экспедиции представлена 6 детскими исследовательскими группами по направлениям деятельности, имеющими отличительные знаки – галстуки различных цветов, органом детского самоуправления – «Детским Советом» и педагогическим коллективом.
Эмблема экспедиции – «колесо истории», оно же и схематичное изображение структурного объединения «ДОКИ»:

В центре колеса – «Детский Совет» – детский орган самоуправления экспедиции, состоящий из представителей всех исследовательских групп, и «Совет старейшин» - руководитель экспедиции, два заместителя (по воспитательной деятельности и АХЧ), педагоги дополнительного образования.
Шесть осей колеса – это шесть исследовательских групп разных направлений деятельности.
Организационно-методической базой экспедиции является Дом детского творчества «Октябрьский», на базе которого координируются усилия участников экспедиции и заинтересованных в сотрудничестве организаций: специалистов Областного краеведческого музея, Областного Центра културы и народного творчества, областных научной и детской библиотек, Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области, ЛГПУ, оказывающих консультационную и практическую поддержку с выездом на место базирования экспедиции.
Механизм реализации программы
Экспедиция – это одна из эффективнейших форм поисковой и учебно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которой успешно, эмоционально, ярко, содержательно идут процессы обучения через исследование и осуществляется воспитательная деятельности.
Разнообразие видов деятельности и широкий набор форм, используемых в организации жизни участников экспедиции, предполагает их четкое структурное подразделение и осуществление деятельности в определенные часы дня.
Тематические занятия, экскурсии, практикумы, ролевые игры, тренинги, лекции проводятся за конкретный период времени в распорядке каждого дня – это 5 часов первой половины дня и 2 часа после обеда. Здесь очень важно педагогам спланировать и организовать в отведенные часы индивидуальную исследовательскую работу во взаимосвязи с групповыми и общеэкспедиционными формами работы. В целях координации действий составлен план-сетка общих мероприятий и распорядок каждого дня (см. Приложение №1,2).
В план включены разнообразные по форме и содержанию мероприятия, объединяющие все группы учащихся и отражающие основные цели нашей экспедиции, которые помогут достичь положительных результатов и решить поставленные задачи, так как все эти формы работы апробированы в ходе предыдущих экспедиций по 17 районам Липецкой области.
Организация экспедиции начинается задолго до летних каникул: по традиции все начинается после осенней конференции, где подводятся итоги предыдущего путешествия по родному краю.

Участники конференции по итогам экспедиции «ДОКИ»-2014 вспоминают яркие мгновения лета (ноябрь 2014 г.)

Участники Научного общества учащихся ДДТ «Октябрьский» после конференции по итогам экспедиции в Добринский район Липецкой области (ноябрь 2014 г.)
После осенних каникул практически осуществляется подготовительный период очередной экспедиции, когда определяется состав учащихся-участников экспедиции. По всем шести направлениям через пресс-центр ДДТ проводятся отборочные конкурсы, анкетирование ребят с целью изучения интересов и склонностей среди предполагаемых участников экспедиции. В январе проходит Защита проектов будущей экспедиции и интернет-голосование за место предстоящих исследований.
В 2015 году в связи с тем, что участникам экспедиции «ДОКИ» предстояло побывать в последнем оставшемся неизученным районе – Лев-Толстовском, была предложена новая система отбора участников экспедиции «ДОКИ»-2015: предполагаемые участники экспедиции побывали, во-первых, на экскурсии в Литературной гостиной Областного краеведческого музея, где узнали о связи Л.Н.Толстого с Липецкой землёй, увидели глиняные романовские игрушки, сюжетом которых стали эпизоды из жизни великого писателя, а во-вторых, получили краеведческую информацию о районе в Липецкой областной детской библиотеке, расположенной на улице Л.Н.Толстого в областном центре. Завершающим этапом станет интерактивная игра «Дело говори» (настольная и дорожная книга для русских людей), в ходе которой предполагается выявление уровня освоения краеведческой информации и поисково-исследовательских навыков.

«ДОКИ» в Литературной гостиной Областного краеведческого музея (экскурсовод Замятина Н.С.) (апрель 2015 г.)

«Краеведческая мозаика» Лев-Толстовского района «складывалась» в Областной детской библиотеке (май 2015 г.)
После определения района организуются также занятия в детских объединениях по изучению истории района, методологии сбора материала, выбираются темы для исследований по всем направлениям деятельности исследовательских групп, готовятся рефераты на заданные темы, к этой деятельности привлекаются специалисты Областного краеведческого музея, областных научной и детской библиотек, Областного центра культуры и народного творчества, преподаватели ЛГПУ, родители и представители Сообщества выпускников ДДТ «Октябрьский».
В апреле проводится координация действий с администрацией района, Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области. В мае проходят организационные собрания для 50 участников экспедиции и их родителей.

В презентации на родительском собрании детей и родителей знакомят
с местом размещения экспедиции и указывают адрес и контактные телефоны
Период самоопределения участников экспедиции
(первые дни экспедиции)
В этот период организуются игры на знакомство, коллективные творческие дела, ролевые игры, психологические тренинги на сплочение коллектива, определение лидера в каждой исследовательской группе и во всем экспедиционном отряде. В это же время юные исследователи продолжают осваивать методику и методологию научных исследований, представляются и определяются направления экспериментального изучения уже на конкретном местном материале, определяются индивидуальные цели и направления исследований.

Интересно краеведам тайны местные изведать!
(Добринский район, 2014)
Создается структурное объединение «ДОКИ», принимаются законы объединения, формируются шесть исследовательских групп со своими знаками отличия, утверждаются атрибуты всего объединения и каждой группы, правила награждения за особые успехи в исследовательской деятельности. Завершается этот период посвящением юных исследователей в «ДОКИ» с вручением знаков отличия каждому участнику экспедиции и по группам.
Утверждаются всем детским коллективом экспедиционные девиз и песня, законы жизнедеятельности экспедиции, проходят выборы в Детский Совет.

Очередное заседание «Детского Совета»
Основной период экспедиции
В этот период организуется и обеспечивается деятельность всех исследовательских групп по своим направлениям, разрабатываются информационные, методические и дидактические материалы, необходимые для реализации задач всей экспедиции. Каждый участник исследовательской группы под руководством педагога разрабатывает индивидуальную тему исследования.
В последние дни экспедиции все участники демонстрируют свои находки, открытия, умения и навыки в ходе общих мероприятий с привлечением сельских школьников, учителей, местных ветеранов и представителей общественности.
В заключение отчетного периода подводятся итоги экспедиции, награждаются участники исследовательских групп, вручаются благодарственные письма сельским учителям и ребятам, администрации и ветеранам за сотрудничество и гостеприимство.


В последние дни экспедиции проводится показ экспонатов музея-«передвижки» для всей округи!
Аналитико-методический период (постэкспедиционный) период экспедиции

…Пусть человек пользуется прошедшими веками, как материалом, на котором возрастет будущее…
Гюйо
Данный период начинается после возвращения участников экспедиции в ДДТ «Октябрьский»: в это время анализируются результаты экспедиции как авторами и организаторами программы, так и участниками исследовательских групп, организуется обработка и оформление собранного материала, новых экспонатов в пополнение музея ДДТ, информационных, методических и дидактических наработок, предназначенных для последующей реализации задач образования и воспитания в детских коллективах ДДТ «Октябрьский». В течение лета методист по краеведению описывает найденные предметы старины и быта, образцы народных ремёсел и т.д. и вносит их в инвентарную книгу Музея декоративно-прикладного искусства ДДТ, оформляет новые экспозиции, разрабатывает экскурсии по ним. С сентября по октябрь участники исследовательских групп со старшими наставниками готовят творческие отчёты и исследовательские работы по Лев-Толстовскому району Липецкой области.
Готовятся рефераты и выступления по исследовательским темам для участия в итоговой конференции и издания сборников по всем направлениям деятельности, чтобы можно было весь материал использовать на занятиях в школах округа и в детских объединениях ДДТ. В начале ноября по традиции проводится отчётная конференция по итогам экспедиции с приглашением известных жителей или творческих коллективов изученного района, школьников Лев-Толстовского района Липецкой области, занимающихся краеведением.
В дальнейшем исследовательские работы корректируются в соответствии с требованиями различных конкурсов подходящего направления и лучшие отправляются на конкурсы. Все исследовательские работы публикуются в сборнике ДДТ «Октябрьский» «Детские открытия краеведческих истин».
Кадровое обеспечение
Обеспечивать выполнение программы будут педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и методисты ДДТ «Октябрьский». В подготовительный период предполагается привлекать специалистов Областного краеведческого музея, областных научной и детской библиотек, преподавателей Липецкого государственного педагогического университета, работников Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области и других заинтересованных лиц. В ходе экспедиции по району должно состояться сотрудничество с работниками управления культуры и районного отдела образования, с общеобразовательными учреждениями Лев-Толстовского района: МБУ «Лев-Толстовский межпоселенческий центр культуры и досуга»,  МБУ «Лев-Толстовская межпоселенческая центральная библиотека», МБУ «Лев-Толстовский спортивный комплекс им. И.Г. Ковешникова».
С каждой исследовательской группой работают два педагога – научный руководитель, задача которого - обеспечение выполнения научной программы и педагог – ответственный за безопасность быта и продвижение группы на маршруте. Руководство экспедицией осуществляет начальник экспедиции. Ежедневно действует «Совет старейшин», в обязанности которого входит научно-методическое руководство, кадровое, организационно-техническое, медицинское, психолого-педагогическое и финансово-материальное обеспечение экспедиции.
Финансирование
Финансирование осуществляется из средств городского бюджета, выделяемого на организацию летнего отдыха и оздоровления учащихся с использованием средств спецсчета ДДТ «Октябрьский» (спонсорская помощь, родительские пожертвования).
№ п/п Вид расходов Сумма
(руб.)
1 Обеспечение лагеря: Приобретение продуктов 50 чел. х 170 руб. х 14 дн. = 119000
Приобретение СМС 50 чел. х 5 руб. х 14 дн. = 3500
Приобретение медикаментов и перевязочных средств 50 чел. х 6 руб. х 14 дн. = 4200
ИТОГО РАСХОДОВ: 126 700
2 Прочие затраты: Командировочные расходы 10 чел. х 100 руб. х 14 дн. =14000
ИТОГО РАСХОДОВ: 14 000
ВСЕГО: 140 700
Источники финансирования:
средства городского бюджета- 120,0 тыс. руб.
внебюджетные средства- 20,7 тыс.руб.
Ожидаемые результаты
Успешная реализация программы предполагает достижение следующих результатов:
Педагогические результаты
Интеграция образовательных программ школьного и дополнительного образования.
Активизация интереса к знаниям, расширение представлений о межпредметных связях.
Развитие интеллектуальной инициативы, активизация и реализация творческого потенциала воспитанника.
Формирование в среде подростков установки на престижность научно- исследовательской работы.
Создание предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности.
Становление сферы предметного общения внутри детского коллектива.
Овладение навыками индивидуальной и групповой исследовательской работы.
Ознакомление с «корнями» национальной культуры.
Позитивные впечатления от общения с сельскими жителями, с природой.
Получение опыта организации содержательного досуга.
Научно-методические результаты
Повышение уровня знаний воспитанников ДДТ по литературному краеведению, этнографии, фольклору, истории художественных ремесел, экологии и осознание ими взаимосвязи региональной культуры и литературы со всей великой культурой России.
Привитие навыков исследовательской работы.
Осознание своей гражданской позиции через участие в конкретной работе по восстановлению или расчистке территории памятников природы и архитектуры Лев-Толстовского района Липецкой области.
Разработка экскурсий по литературным и памятным историческим местам с целью проведения в течение учебного года заочных «виртуальных» путешествий школьников по родному краю.
Составление карты литературных и памятных исторических мест Лев-Толстовского района Липецкой области, оформление путеводителя.
Подготовка реферата о художественном и техническом своеобразии вышивки, лоскутного шитья местных рукодельниц.
Изучение художественных народных промыслов Данковского уезда Рязанской губернии с составлением карты исчезнувших и действующих ремесел.
Сохранение традиций в декоре жилищ и надворных построек лев-толстовских сел.
Создание мастер-классов по освоению основных приемов работы с лозой и другим ремёслам.
Разработка альбома, иллюстрированного рисунками и фотографиями детей, о традициях орнаментальной росписи, обрядовых и бытовых функциях предметов быта «Через мир вещей».
Оформление полевых дневников.
Подготовка рефератов о природе Лев-Толстовского района по исследовательским темам.
Оформление гербария и каталога растений.
Составление ботанической карты Лев-Толстовского района.
Создание фольклорного сборника «Руссеянь».
Разучивание и описание народных игр Лев-Толстовского края.
Разработка народных праздников на основе собранных материалов.
Информационная карта программы деятельности комплексной исследовательской экспедиции МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» «ДОКИ» по Лев-Толстовскому району Липецкой области
«Это всё моя большая Родина»
Программа деятельности комплексной исследовательской экспедиции Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Октябрьский» «ДОКИ» по Лев-Толстовскому району Липецкой области «Это всё моя большая Родина».
Цель программы – создание оптимальных условий для изучения историко-краеведческого наследия Липецкой области учащимися средствами туризма и краеведения.
Адресат проектной деятельности – учащиеся ДДТ «Октябрьский» среднего и старшего школьного возраста
Краткое содержание программы – изучение литературно-краеведческого наследия, этнографии, фольклора, художественных народных промыслов, природы и экологии Лев-Толстовского района Липецкой области
Ожидаемый результат – ознакомление с культурным наследием родного края, осознание взаимосвязи региональной культуры с культурой России, воспитание гражданина и патриота.
Авторы программы –Алисова А.И. – директор ДДТ, Ершова А.А., заместитель директора по УМР
Руководитель программы – Ершова А.А., заместитель директора по УМР
Почтовый адрес – 398024, г. Липецк, ул. Депутатская, д. 55б,
тел./ факс (4742) 48 45 25
География участников программы – Октябрьский округ г. Липецка
Количество участников – 50 воспитанников и 10 педагогов
Сроки проведения – с 10 по 23 июня 2015 г.
Количество смен – одна смена
Тип лагеря – профильный палаточный лагерь
Имеющийся опыт реализации программы – с 1996 года коллектив ДДТ «Октябрьский» организует летние экспедиции по изучению родного края (1996 год – Добровский район, 1998 год – Задонский район, 1999 год – Усманский район, 2001 год – Елецкий район, 2002 – Лебедянский район, 2003 – Становлянский район, 2004 – Хлевенский район, 2005 – Грязинский район, 2006 – Краснинский район, 2007 – Тербунский район, 2008 – Данковский район, 2009 – Воловский район, 2010 – Долгоруковский район, 2011 – Липецкий район, 2012 – Чаплыгинский, 2013 – Измалковский, 2014 – Добринский район Липецкой области), материалы экспедиции стали основой эксперимента ЛИРО «Краеведение как фактор интеграции основного и дополнительного образования» (2007 – 2011) и работы учреждения по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в ОУ Октябрьского округа г. Липецка.
Финансовое обеспечение программы – организует Департамент образования администрации г. Липецка и МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский».
Приложение № 1
Гимн экспедиции «ДОКИ»
Сл. Дьяченковой Л.В.Муз. В.С.Межевича
Мы из Дома творчества «Октябрьский»,
Нам от роду мало лет.
Не нужна нам жизнь на дальнем Марсе,
В прошлом мы найдем ответ.
Припев: Ходим по деревням,
Нынче здесь, завтра там,
По районам, селам, городам.
Эх, нынче здесь, а завтра там.
Мы ремесла изучаем,
Быт, преданья старины.
Мы гордимся нашим древним краем –
Славой русской стороны.

Припев:Вместе к цели дружно мы шагаем,
Нас романтика зовет.
Мы сегодня без сомненья знаем:
Тот, кто ищет, тот найдет.
Приложение № 2

Распорядок дня
7.30 – подъем
7.30-8.00 – тематическая зарядка, водные процедуры
8.00-8.30 – завтрак
8.30 – 9.00 – линейка, знакомство с планом работы на день, сообщения пресс-центра
9.00-11.00 – работа исследовательских групп
11.00-11.30 – 2-й завтрак
11.30 – 14.00- работа исследовательских групп
14.00-15.00 – обед
15.00-16.00 – по закону Архимеда после вкусного обеда…
16.00-18.00 – обработка собранного материала
18.00-19.00 – ужин
19.00-21.00 – вечерний досуг
21.00 – 21.30 – «сонник» (2-й ужин)
21.30-22.30 – заседание «Детского Совета» и «Совета старейшин» экспедиции
22.30 – отбой
Приложение № 3
План-сетка мероприятий
в комплексной исследовательской экспедиции
МАОУ ДОД ДДТ «Октябрьский» «ДОКИ»
по Лев-Толстовскому району Липецкой области
«Это все моя большая Родина»
Дата Мероприятие
10.06.2015
(среда) Посвящение в исследователи «Краеведческий портал»
11.06.2015
(четверг) Игра на знакомство
«Остаться в живых»
12.06.2015
(пятница) КТД «Хлам-шоу»
13.06.2015
(суббота) Интерактивная игра «Святые, в земле Российской просиявшие»
(по местам пребывания Илариона Троекуровского)
14.06.2015
(воскресенье) День открытых дверей
«Пассажир поезда №12»
15.06.2015
(понедельник) Литературная гостиная «Станция грёз»
16.06.2015
(вторник) КВН «За гранью слова – даль…»
17.06.2015
( среда) Соревнования по краеведческому ориентированию «Руссеянь»
18.06.2015
(четверг) Ролевая игра «День самоуправления»,
19.06.2015
(пятница) КТД «День тайного друга»
20.06.2015
(суббота) День именинника «Испекли мы каравай, или Пашкин день»
21.06.2015
(воскресенье) Открытие музея-«передвижки» «Сокровища Дикого поля»
22.06.2015
(понедельник) День Памяти «Набат души»
Прощальный костёр «Дорогами предков»
30.06.2015
(вторник) Акция по уборке территории МОУ СОШ-места базирования экспедиции. Отъезд в г. Липецк