Экологический лодочный поход Вуокса, как форма здоровьесберегающей технологии.

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ
Муравьев Б.В., Санкт-Петербург

Аннотация. Рассмотрен образовательный потенциал эколого-краеведческой работы с детьми с особыми возможностями здоровья.
Ключевые слова: эколого-краеведческая работа, лодочный поход, учащиеся с проблемами слуха и речи, социальная реабилитация.

В нашей школе обучаются дети с проблемами слуха и речи 1, 2 и 5 вида с 1 по 11 классы.
Таким детям сложнее адаптироваться к жизни современного общества.
Эколого-краеведческую работу с элементами туризма для наших учащихся, имеющих нарушения в развитии, мы используем, как одно из средств социальной реабилитации.
На протяжении многих лет наши учащиеся выезжают во время каникул в загородные лагеря, где с ними проводят специальные эколого-краеведческие экскурсии и туристические соревнования.
На туристской базе «Лена» в поселке Лосево учащиеся участвуют в различных соревнованиях для коррекционных школ, где приобретают навыки техники туризма, ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи, пополняют знания о природе и истории своего края.
Эколого-краеведческая работа с элементами туризма связана с рядом школьных предметов: географией, биологией, физической культурой, основами безопасности жизнедеятельности. Необходимость практического применения знаний, умений и навыков усиливает интерес у учащихся к углублённому изучению данных предметов.
На протяжении многих лет в школе сложилась традиция летних многодневных лодочных походов по водной системе Вуокса.
Примером комплексной работы может служить десятидневный лодочный поход, совершенный группой учащихся и учителями нашей школы в июле - августе 2015 года по водной системе Вуокса. Маршрут похода: Л\осево – Зеленый Мыс – Барышево – Шлюз Гремучий – 34 + 34 км.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Из Лосево группа шла 4 км до турбазы «Лена», где встретилась с инструктором и сразу приступила к получению снаряжения, лодок, продуктов.
Далее был инструктаж о маршруте и технике безопасности в походе. Начинающие туристы проводят на базе весь день, но наши опытные туристы справились с подготовкой за 3 часа.
Комплектование экипажей лодок проводилась еще в школе. Сложность заключалась в том, что в группе были учащиеся с различными дефектами сл
·уха и речи. В каждой лодке был учитель, обладающий навыками коммуникативного общения с такими детьми.
Лодочный поход по Вуоксе очень сложен из-за сильных ветров, местами сильного течения, длительных многочасовых переходов, требующих силы и слаженных действий экипажей.
По ходу движения и на стоянках учащихся знакомили с особенностями природы и историей этого края.
Река Вуокса вытекает из финского озера Сайма. В пределах Ленинградской области она течет на протяжении 145 км по Вуоксинской низменности и впадает в Ладожское озеро двумя рукавами. Один из рукавов ответвляется от Вуоксы в районе поселка Лосево и впадает в Ладогу через Суходольское озеро и речку Бурную возле деревни Тайполе. Второй рукав, по которому шла группа, впадает в Ладогу в районе Приозерска.
На стоянках ребятам приходилось осваивать элементы туристского быта (установка палатки, заготовка дров, разведение огня, приготовление пищи, утилизация мусора).
В походе была хорошая рыбалка, сбор грибов и ягод. Это было интересно и дополняло наш рацион питания.
По результатам похода появилась фотовыставка в школе, прошел творческий отчет учащихся и учителей – участников похода.
Разнообразные формы эколого-краеведческой работы помогают в реабилитации наших сложных учащихся. Реабилитацию мы рассматриваем как комплекс мероприятий, направленных на создание условий для выработки у наших учащихся практической самостоятельности и адаптации в обществе, для формирования навыков межличностного взаимодействия и других коммуникативных способностей.
Проведение подобных форм работы позволяет учащимся лучшее узнать свой родной край, расширить кругозор, стать активными членами общества, а также способствует оздоровлению учащихся и пропаганде здорового образа жизни.
Таким образом, в процессе эколого-краеведческой работы мы создаем условия для развития личности учащегося с ограниченными возможностями жизнедеятельности, направленные на совершенствование его физического и психического здоровья и социальной адаптации.

Муравьев Борис Валентинович, учитель географии ГБОУ школы № 10 Калининского района Санкт-Петербурга; e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]