Рабочая программа по учебному курсу «Химия» для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) для учащихся 11 класса. ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 42.


«Рассмотрено»
Руководитель МО
Сараева Г.Р
«Согласовано»
Заместитель руководителя по НМР
Пасынкова С.А.

«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №42
Зарипова Н.В.



Протокол № 1
от « » 2015 г.










от« » 2015 г.



« » 2015 г.

















Рабочая программа
по химии
для 11 класса
(Базовый уровень)

Разработчик программы
учитель химии
Сараева Галина Романовна,
высшая квалификационная категория



Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по химии
для общеобразовательных школ автора:
Рабочие программы по учебникам О..С.Габриеляна 8-11 классы. Тематическое планирование. Образовательные задачи. Универсальные учебные действия:/ авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. - Волгоград: Учитель, 2014.-203 с.
Учебник. Габриелян, О. С. Химия. Базовый уровень. 11 кл..: учебник / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. – 223, [1] с. : ил.






2015/2016 учебный год


Рабочая программа
по химии
для 11 класса
(Базовый уровень)
УМК О.С. Габриеляна (1 ч в неделю, всего 34ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по природоведению, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004г. №1089;
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897;
3.Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
4.  Фундаментальное ядро содержания общего образования;
5.Учебный план ОУ МБОУ СОШ №42 на 2015/2016 учебный год;
6. Рабочие программы по учебникам О..С.Габриеляна 8-11 классы. Тематическое планирование. Образовательные задачи. Универсальные учебные действия :/ авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. - Волгоград: Учитель, 2014. - 203 с.
Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по химии, в соответствии с требованиями к результатам среднего (полного) общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
«вещество»
· знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
«химическая реакция»
· знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;
«применение веществ»
· знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;
«язык химии»
· оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучение проводится химии на базовом уровне.
Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего образования составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования: по 1 ч в неделю (34 ч за два года обучения) на базовом уровне.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей химии и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.
Первая
· это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе – общая химия. Такое структурирование позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Вторая
· это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, то есть сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе была реализована и еще одна
· интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, то есть полностью соответствовать идеям гуманизации в обучении.
Одночасовой курс химии рассчитан на два года обучения по 1 ч в неделю или на один год обучения по 2 ч в неделю.
В структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь, такой подход позволяет и глубже изучить сами классы органических соединений. Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея целеполагания, то есть ответа на резонный вопрос ученика: «А зачем мне, не химику, это нужно?». Та же идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной для конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
Тема 1. Периодический закон и строение атома (3 ч.)
Строение атома. Атом
· сложная частица. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s и р, d-орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.
Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р-элементы; d- и f-элементы.
Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.
Периодическая система Д. И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение периодического закона. Различные варианты периодической системы. Периоды и группы. Значение периодического закона и периодической системы.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д. И. Менделеева.
Тема 2. Строение вещества (7 ч.)
Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи.
Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы.
Водородная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды).
Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н. у.). Жидкости.
Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества.
Чистые вещества и смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей.
Дисперсные системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды.
Лабораторные опыты. 1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров, пластмасс и волокон и изделий из них. 3. Жесткость воды. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами.
Тема 3. Электролитическая диссоциация (6 ч.)
Растворы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации.
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца.
Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства.
Соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.
Гидролиз. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей.
Демонстрации. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями (щелочами и нерастворимыми в воде), солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией кислот. 7. Получение и свойства нерастворимых оснований. 8. Ознакомление с коллекцией оснований. 9. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли. 10. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 11. Различные случаи гидролиза солей. 12. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
Тема 4. Химические реакции (15-1) ч.
Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс.
Катализ. Катализаторы. Катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.
Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.
Окислительно-восстановительные процессы. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.
Коррозия металлов как окислительно-восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов.
Электролиз. Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия.
Заключение. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.
Демонстрации. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 13. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы сырого картофеля. 14. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). 15. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 16. Ознакомление с коллекцией металлов. 17. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Практические работы. 1. Получение, собирание и распознавание газов. 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Обучение химии в средней (полной) школе должна быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере
· чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере
· готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере
· умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
1) в познавательной сфере:
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
ж) структурировать изученный материал;
з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
и) описывать строение атомов элементов I–IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
2) в ценностно-ориентационной сфере
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере
· проводить химический эксперимент;
4) в сфере физической культуры
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Учебно-тематический план
Структура программы по химии в 11 классе (1 час в неделю)

Раздел
Тема
Количество часов




По программе Габриеляна О.С.
По рабочей программе
В том числе контр. раб

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)


Входная диагностика

1


I
Периодический закон и строение атома
3 ч.
3 ч.
0

II
Строение вещества
7 ч.
7


III
Электролитическая диссоциация
6 ч.
6
1

IV
Химические реакции. Вещества.
15 ч.
15-1
1

Рефлексивная фаза

V
Итоговое повторение. Демонстрация личных достижений учащихся.
3
3
0







Резерв





Итого 

34 ч.
34 ч.
2



Календарно – тематическое планирование по химии в 11 классе.
Рабочие программы по учебникам О..С.Габриеляна 8-11 классы. Тематическое планирование. Образовательные задачи. Универсальные учебные действия:/ авт.-сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронов. - Волгоград: Учитель, 2014.-203 с.
Учебник: О.С. Габриелян. Химия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.С. Габриелян. - М. : Дрофа, 2014. – 223, [1] с. : ил.
№ п/п
Тема урока
Задание на дом
Дата
Код-
ка

1
Важнейшие классы органических веществ. Входная диагностика