Программа элективного учебного предмета Деловые бумаги и их роль в жизни







Программа
элективного учебного предмета
«Деловые бумаги и их роль в жизни»







Составила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сетоловская средняя общеобразовательная школа»
Почепского района Брянской области
Сащенко Н.А.




Деловые бумаги и их роль в жизни.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса.

Пояснительная записка.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей.
Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, часто не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Именно поэтому так важно помочь ребенку приобрести необходимый для жизни опыт общения.
Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у детей и под-ростков самостоятельности, активности и творчества предполагает наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, учащиеся идут в большую жизнь: в учебные заведения, в государственные учреж-дения и т.д. Всюду они сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг : заявления, объяснительной, характеристики, автобиографии, протокола, отчета о работе, расписки, резюме. Именно школа должна познакомить учащихся с официально-деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма.
С деловой речью учащиеся встречаются в начальных классах, когда учатся писать адрес, помогают учителю оформлять объявления, приглашения и т.д. В средних и старших классах обращается внимание на навыки делового письма (объявление, заявление, расписка). Однако на данном этапе подобная работа носит эпизодический характер. Систематическая же работа по овладению нормами официально-делового стиля вооружает учащихся умением распознавать приметы этого стиля и целе-направленно применять характерные для него языковые особенности в собственной практике. Вниманию учащихся предложена интересная и очень нужная информация о языковых явлениях русского языка: язык SMS, правила переписки по электронной почте, современные требования к деловому письму и деловому телефонному разговору, особенности языка рекламы и саморекламы.

Программа элективного курса «Деловые бумаги и их роль в жизни» предназначена для учащихся 9 класса . На изучение курса отводится 17 часов ( 1 час в неделю во втором полугодии).
Цель курса: систематизировать ранее полученные знания об официально-деловом стиле, постепенно расширяя объем сведений о нем, усложняя характер заданий.
Задачи:
- развитие умения пользоваться наиболее распространенными жанрам деловых бумаг: заявлением, объявлением, доверенностью, распиской , протоколом и др.;
- формирование навыков владения деловой речью;
- формирование навыков делового письма.






Учебно-тематический план.


п/п

Тема
Кол-во часов

Тип урока
Виды деятельности
учащихся

1.
Русский язык в жизни современного человека.
Официально-деловой стиль, его отличие от других стилей.
1ч.
Урок-лекция учителя
Конспектирование

2.
Официально-деловой стиль и его разновидности.
1ч.
Урок- лекция.
Конспектирование

3.
Адрес, телеграмма, Посылка. Поздравительная открытка Виды писем...
Виды денежного перевода (почтовый, телеграфный, электронный.
3 ч
Экскурсия в почтовое отделение
Наблюдения

4.
Объявление, пригласительный билет усложненного типа
1ч.
Практическое занятие.
Составление деловых бумаг,
Сопоставительный анализ (объявле-ния в газете)

5.
Заявление, расписка
1ч.
Практическое занятие


6.
Справка, доверенность. Объяснительная записка
1ч.
Интегрированный
Сопоставительный анализ офиц доку-мента и худож.пр.

7
. Протоколы.План работы. Отчет,
1ч.
Урок-практикум
Создание коллек-тивного плана

8.
Характеристика
1ч.
Урок-практикум
Сообщения уч-ся

9.
Русский язык в мире рекламы.
Что может рассказать о владельце визитная карточка.

1ч.
Урок-практикум


10.
Автобиография. Резюме (работодателю) Язык саморекламы.

1ч.
Урок-практикум
Творческая работа

11.
Заполнение квитанций различных видов
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.
1ч.
Комбинированный урок
Практическая раб.

12.
Деловое знакомство по телефону.
Семь правил делового телефонного знакомства.

1ч.
Лекция с элементами беседы


13.
Язык SMS: быть или не быть?
Пишем электронные письма.

2
Лекция, практическое занятие.
Коллективная работа

14.
Заключительный урок. Деловая игра
Итого:

17 ч.
Урок-игра



Содержание программы.
9 класс
1.Введение. Официально-деловой стиль, его отличие от других стилей.
Роль деловых бумаг в жизни. Основные признаки официально-делового стиля, его разновидности. Сравнительный анализ текстов различных стилей (публицистический,
художественный, научный).
3.Адрес, телеграмма, заказное письмо, деловое письмо, поздравительная открытка. Посылка.
Экскурсия на почту с целью знакомства с её работой. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением. Знакомство с профессиями, связанными с почтовой службой. Отслеживание маршрута письма через почтовое отделение (от почтового ящика до конкретного адресата). Где и как появилась почтовая служба. Отличие делового письма от личного. Строгое соблюдение норм современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики при составлении деловых писем. Составление деловых писем.Основные требования к оформлению писем и телеграмм. Работа с бланками телеграмм различных категорий. Виды денежного перевода (почтовый, телеграфный, электронный). Стоимость отправления денежных переводов. Упражнения в оформлении почтового денежного перевода по образцу.
Поздравительная открытка.
Выбор открытки. Анализ текстов личного, официального характера (форма обращения: Дорогой, Уважаемый). Составление и запись текстов. Заполнение бланков на посылку.
4.Объявление, пригласительный билет усложненного типа.
Содержание объявлений. форма . Составление пригласительных билетов согласно образцу.

5.Заявление, расписка.
Работа над планом составления заявлений. Анализ образцов простых заявлений, наблюдения за последовательностью расположения элементов в нем. Постановка знаков препинания в заявлении. Образцы написания расписки, ее составление .
6.Характеристика.
Образец характеристики. Сопоставление художественной характеристики с
деловой.
7.План работы.
Формы плана работы, его элементы.
8.Протоколы.
Сложный протокол и простой, их образцы. Протоколирование живой разговорной речи. Выписка из протокола, образец.
9. Объяснительная записка.
Логическая схема объяснительной записки. Составление объяснительной записки и устранение недочетов.
10.Справка, доверенность.
Случаи написания доверенности, формы ее составления. Образец написания справки.
11.Отчет. инструкция.
Знакомство с образцами.
12. Автобиография. Резюме (работодателю).
Сопоставление автобиографии художественного стиля с автобиографией официально-делового стиля.
Лексическое значение слова «резюме», его современная трактовка. Клише для составления резюме. План-схема составления резюме.
13.Заполнение квитанций различных типов.
Квитанции для выписки газет и журналов, для оплаты за пользование светом и газом. Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги .
14.Теоретический зачет по теме и практическая работа.
15. Деловая игра.
«Подготовка к общешкольному празднику» ( составление деловых бумаг)
«Подготовка деловых бумаг для поступления на работу»




В результате изучения данного курса учащиеся должны знать/понимать:
-роль языка в жизни современного успешного человека;
-основные признаки современного официально - делового стиля, его использование в речи;
-требования к оформлению деловых бумаг.

Уметь:
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей жизни;
-корректно и грамотно составлять деловые бумаги (заявление, расписка, объяснительная записка);
-составлять тексты рекламного характера (резюме);
-грамотно (с точки зрения употребления языка) пользоваться современными средствами связи (телефоном, сотовой связью, электронной почтой) для осуществления делового общения;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни;
.

















Учебно-методическое обеспечение

1. Бабайцева В.В. Русскй язык. 10-11 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений филол профиля - 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
2. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд.- М.: «ТИД «Русское слово –РС», 2005.
3. Щепина,К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. :Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1980.
3.Диски с презентациями. Интернет-ресурсы.
























МОУ «Сетоловская СОШ»
Утверждаю: директор школы _____________________ ( Шкабарина А.С.)
Рассмотрено на МС : протокол № __ от ___________________
Проверено и.о. зам. дир. по УВР _________________ (Марусова Е.М..)





Программа
элективного курса
«Деловые бумаги и их роль в жизни»







Составила:
учитель русского языка и литературы
Сащенко Н.А.




К зачету.



Содержание объявлений. Написать объявление , выбрав тему.


Расскажите о последовательности расположения элементов заявления.
Написать заявление.


Случаи написания расписки. Написать расписку.


4.Случаи написания объяснительной. Написать объяснительную.


Случаи написания доверенности. Написать доверенность.


6. Объясните значение слова «резюме». Напишите резюме (работодателю)


7. Расскажите о письме, заказном письме. Оформите конверт.


6. Объясните значение слова «резюме». Напишите резюме (работодателю)


15