Факультативное занятие ОБЖ по теме «Три П» ( 5 класс )

Составитель:
Худобина Анна Владимировна,
преподаватель-организатор
основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8»
первой квалификационной категории

Факультативное занятие по теме «Три П» ( 5 класс )
Цель: формирование навыков безопасного поведения и соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи:
- развитие основных навыков поведения в случае возникновение пожара;
- привитие навыков осторожного обращения с огнем;
- воспитание чувства ответственности;
- развитие речи и расширением словарного запаса;
- знакомство с историей пожарного дела;
- знакомство с профессией пожарный;
- знакомство со знаками ПБ.

Оборудование : план эвакуации; плакаты с по теме ПБ; свеча; стеклянная колба (банка); эмблемы МЧС (звезды); знаки ПБ в виде пазл ; песня «Отважные пожарные России», видеосюжет «Эвакуация»
Доска: определения понятий пожар, профилактика, ожог, эвакуация (закрытая доска).
П р и ч и н а
о
ж
а
П р о ф
и
л
а
а к и т к
План занятия:
Индивидуальная работа. Словарный диктант с последующей проверкой,
точные определения важных слов по теме ПБ.
Мозговой штурм «Причины пожара»
Работа в группах. Вопрос-ситуация на тему «Как вести себя при пожаре»
Изучение порядка действий при возникновении пожара в здании школы.
Видеосюжет «Эвакуация» (разбор ошибок)
Опыт со свечой
Профессия пожарный (конкурс «одень пожарного»)
Из истории пожарного дела (короткий рассказ учителя)
Работа в группах «Оказание медицинской помощи при ожогах»
Игра «Собери знак» (групповая работа)
Раскрась звезду
Пересказ по кругу
Домашнее задание.
XIII. Угадай ребус
Ход занятия:

I. Словарный диктант с последующей проверкой, точные определения важных слов по теме ПБ (индивидуальная работа).
- Тема занятия «Три П». Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним
словарную работу. Я диктую слова, вы записываете их в тетрадь. Слова:
эвакуация, пожар, ожог, огнетушитель, причина, профилактика, безопасность,
оповещение.
- Проверим правильность написания.
- Почему же «Три П»?
- Сегодня мы постараемся раскрыть смысл этих слов, поговорим о том,
как правильно вести себя и действовать при пожаре.

II. Мозговой штурм «Причины пожара»
- Разъяснение терминов: «пожар», «профилактика».
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением
материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Пожар – это пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь
(словарь Ожегова С.И.)
Пожар сопровождается химическими и физическими явлениями: химической реакцией горения, выделением и передачей тепла, выделением и распространением продуктов сгорания, газовым обменом. Все эти явления взаимосвязаны и протекают на основе общих законов физики.
- Актуальность темы – «пожары в цифрах» (статистика о количестве пожаров и гибели людей в них)
- Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий (словарь С.И. Ожегова).
- Причины пожара? (мозговой штурм) (основные причины пожара в доме:
неосторожное обращение с огнем; нарушение правил безопасности при пользовании
электробытовыми и электронагревательными приборами; нарушение правил хранения
и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем; неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
- Пиротехника – это наука, изучающая свойства и применение огня, и искусство создавать огненные картины и композиции. Вот почему всем тем, кто этому пиротехническому искусству не обучен, фокусы с огнем запрещены!!!!!!
- Вспомним «Кошкин дом» С.Я. Маршака:
«Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком-
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер» ?
- Причина пожара? ( ответы учащихся..)
- При Иване III в 1504 г. противопожарные меры носили запретительный характер. Такими правилами были: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости; не держать по вечерам в доме огня
Перечислите основные правила пожарной безопасности, употребив при этом частицу НЕ(например: не играть с открытым огнем, спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);
- Проверим, как вы справились с этим заданием.

III. Вопрос-ситуация на тему «Как вести себя при пожаре» (работа в группах)
- Соотнеси ситуацию и действия ( соедини стрелками).
Задымился телевизор
Падай на пол и катайся

Возник пожар
Забросай землей, залей водой

Трудно дышать от едкого дыма
Открой окно, позвони 04

Почувствовал запах газа
Пробирайся ползком к выходу

На тебе горит одежда
Дыши через мокрую тряпку

В комнате много дыма
Звони по телефону 01

Горит старая трава
Отключи, накрой одеялом

На сковороде горит масло
Закрыть плотно сковороду крышкой, выключить плиту


И (в зависимости от подготовленности детей) вопрос- ситуация (без ответов). Каждой группе по одной ситуации.
1. При приготовлении пищи загорелся жир на сковороде. Что делать?
2. Ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате. Что делать?
3. Во время просмотра телевизионных передач ваш телевизор задымился. Что делать?
4. Горит одежда на человеке. Что делать?

IV. Изучение порядка действий при возникновении пожара в здании школы.
Видеосюжет «Эвакуация» (разбор ошибок) (видеофайл Pojar.avi)
- Эвакуация- вывоз людей, имущества из опасных местностей (во время военных действий, стихийных действий), вывод войск из ранее занимавшихся ими районов (словарь С.И. Ожегова).
- Экстренный – срочный, спешный, непредвиденный (словарь С.И. Ожегова).
- Внимание на экран. Экстренная эвакуация при пожаре из школы. Ошибки? Что делать? (спокойно встать, парами покинуть класс вместе с учителем, по эвакуационным выходам выйти на улицу на безопасное место, принять участие в перекличке)
Замечание. Внимания следует уделить правильному практическому выполнению учащимися мер, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения: защищать глаза и органы дыхания; передвигаться, нагнувшись или ползком, накрывшись плотной, по возможности влажной тканью; двигаясь по лестничной клетке, держаться за поручни или стены и дышать через влажный платок.

V. Опыт со свечой.
- Учитель зажигает свечу, ученики наблюдают за процессом горения. Учитель накрывает свечу стеклянной колбой (банкой). Пламя исчезает.
- Почему? ( Ответы учащихся). Объяснение: при прекращении доступа воздуха огонь гаснет, т.к. прекращается доступ кислорода (его в воздухе 21%), который поддерживает горение. Нет кислорода, нет горения (так сказано в учебнике химии, 8 класс).

VI. Профессия пожарный (конкурс «одень пожарного» или игра «раз- два- три» в зависимости от имеющегося оборудования).
Звучит песня «Отважные пожарные России» ( приложение 3+аудиофайл Пожарные России.mp3).
-Пожарный (пожарник) – работник пожарной команды (словарь С.И. Ожегова).
-Игра « Раз-два-три» (согласованность и организованность действий, умение работать сообща, понимать друг друга без слов). По моей команде «Раз-два-три» все участники выбрасывают на пальцах какое-нибудь число от одного до пяти. Интересно, за сколько раз группа придет к одинаковому результату? Какая группа слаженнее?
- Игра « Одень пожарного» (при наличии одежды пожарного). По моей команде участники команд одевают капитана в одежду пожарного.

VII .Из истории пожарного дела (короткий рассказ учителя)
- В V веке надзор за городом осуществляла пожарно-сторожевая охрана. Город был разделен на части ( заставы), по концам улиц были поставлены решетки – рогатки, у каждой решетки обязаны были дежурить сторожа, получившие название решеточных приказчиков. В помощь им высылались обыватели по одному человеку от десяти лавок. Общий надзор был возложен на «объезжих голов», которые днем и особенно ночью обязаны были объезжать город, а в случае пожара – распоряжаться при тушении. Ввиду отсутствия противопожарного оборудования и постоянной сменяемости караульных эта служба не могла оказать серьезного противостояния огню. Позже, к тушению пожаров в Москве стали привлекаться стрельцы.
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь-лошади. Пожарные, выезжающие в те времена на пожар, представляла собой солидную профессию. Впереди на лихом коне - трубач, громкими звуками трубы предупреждающий прохожих о том, что с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «Летит, как на пожар». На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальником сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях ( рисунок пожарной машины). В нашем городе ПЧ находится., состоит из ___ автомобилей,, ____человек личного состава.

VIII. Работа в группах «Оказание медицинской помощи при ожогах
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Семь бед - один ответ». Я назову вам 7 слов («семь бед»), характеризующих одно какое-то понятие. Определите это ключевое понятие. Слова: термический, сбить пламя потоком воды, химический, шок, четыре степени, пузыри, одежду не срывать, а осторожно обрезать. ( ответ: ожог)
- Ожог – обожженное место на теле (словарь С.И. Ожегова).
По статистике, мальчики в три раза чаще становятся пациентами ожоговых отделений. При 10 % ожогов поверхности тела наступает ожоговый шок, когда нарушаются функции всех органов. Ожоги 60 процентов тела считаются травмой несовместимой с жизнью, т.е. смертельной.
- Задание: выберите из предложенного вам набора (бинт, лейкопластырь, вата, ножницы, пузырек с йодом, перекисью водорода, марганцовка, чистая вода, растительное масло) необходимое для оказания первой помощи при ожоге 1 степени (покраснение - гиперемия кожи) и покажите как это сделать.

IX.Игра «Собери знак» (групповая работа)
Наряду с дорожными знаками существуют знаки пожарные. Они бывают: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные. Их можно встретить на стенах общественных зданий, в том числе и школы, кинотеатра. Познакомимся с ними. За отведенное время (5 мин) необходимо собрать знак (знак представлен в виде пазл)

X. Раскрась звезду ( Приложение 1)
- Эмблема – условное изображение какого-нибудь понятия. Перед вами эскиз эмблемы Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – сокращенно МЧС России. Но ее составные части – белая звезда, оранжевый круг и синий треугольник. Раскрась эмблему соответствующими цветами. Белый цвет звезды означает мир, чистоту, и правду; оранжевый цвет круга предупреждает об опасности и призывает к осторожности и вниманию, а синий цвет треугольника связывают с верой, верностью и постоянством. Лучи звезды говорят о готовности прийти на помощь в в любой точке планеты, оранжевый круг символизирует наш земной шар, а синий треугольник напоминает о трех задачах МЧС: предупреждении, спасении, помощи. Поскольку Российский корпус спасателей был образован 27 декабря 1990 года, этот день в России отмечается как День спасателя.

XI. Пересказ по кругу.
- Встанем в круг. Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одному предложению по теме занятия
(что запомнил).
Учитель: где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном? (ответ: прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться).
- Интересно! животные тоже реагируют на пожар и спасают не только хозяев, но и своих собратьев. Так, в Мельбурне терьер по кличке Лео предупредил своих хозяев о пожаре и помог вытащить из огня котят. Когда в доме разгорелся пожар, хозяева в панике выбежали на улицу. А 11-месячный Лео, наоборот, бросился в спальню, где стояла коробка с четырьмя новорожденными котятами. Пес прыгал возле картонной коробки до тех пор, пока не обратил на себя внимание пожарных. Они и спасли всех четвероногих питомцев. Примечательно, что кошка, почувствовав дым, выбежала из дома и даже не попыталась помочь новорожденным котятам. Когда сотрудник пожарной охраны вынес пса из охваченного пламенем дома, он уже потерял сознание. Спасателям удалось вернуть отравившегося угарным газом терьера к жизни.
- Итак, помните и знайте все правила на «5»!

XII. Домашнее задание
Какие знаки ПБ есть у нас в гимназии?
Прочитайте художественное произведение по теме или посмотрите худ фильм о пожарных и пожаре. Например:
- «Огненные лестницы», «Обратная тяга» (Голливуд)
- «Тревожное воскресение», «Огнеборцы», «38 скорый» ( Россия)

XIII. Угадай ребус. Ребусы (приложение 2)
Приложение
Приложение 1

Приложение 2


Ответы на ребусы
Ребус №4 – вода
Ребус №5 - багор
Ребус №6 – печка
Ребус №7 – искра
Ребус №8 – пожар
Ребус №9 – огонь
Ребус №10 – спарки
Ребус №11 – топор
Ребус №12 – машина
Ребус №13 – пламя
Ребус №14 – вышка
Ребус 315 – лопата
Ребус №16 – костер
Ребус №17 – рукав
Ребус №18 – спичка
Ребус №19 - медуза

Приложение 3
«Отважные пожарные России»
Стихи: Михаил Слуцкий
Музыка: А.Ковалевский

Звучит опять тревожно 01
Срываются машины по сигналу
Наш ратный труд всегда необходим
Летим навстречу новому пожару
Секунда дорога
Смелее на врага
Чтоб он не сомневался в нашей силе
Пройдём огонь и дым
И снова победим
Отважные пожарные России

Такая вот работа – вечный бой
И наше место на переднем крае. Притом не открываем мы огонь
Его, наоборот, мы закрываем
Секунда дорога
Смелее на врага
Чтоб он не сомневался в нашей силе
Пройдём огонь и дым
И снова победим
Отважные пожарные России

Нам по плечу стихию удержать
Кто кроме нас в беде всегда поможет
Спешим мы на пожар как на пожар
Воюем днём с огнём и ночью тоже
Секунда дорога
Смелее на врага
Чтоб он не сомневался в нашей силе
Пройдем огонь и дым
И снова победим
Отважные пожарные России
Секунда дорога
Смелее на врага
Чтоб он не сомневался в нашей силе
Пройдём огонь и дым
И снова победим
Отважные пожарные России


Заголовок 1 Заголовок 315