Материал Современные орфоэпические нормы русского языка (10-11 класс)


Современные орфоэпические нормы
Орфоэпия – лингвистическая единица, которая изучает литературное (нормативное) произношение (от греческого orthos – правильный и epos – речь).
Орфоэпия имеет следующие разделы: 
1) нормы произношения гласных;
2) нормы произношения согласных;
3) нормы произношения заимствованных слов;
4) акцентологические нормы.
Нормы произношения гласных
Особенностью русского литературного произношения в области гласных является их различное звучание в ударном и безударном слогах. В безударных слогах гласные подвергаются редукции. Существуют два типа редукции – количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей – во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ы], [у] не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.
Произношение гласных
Позиция букв
Произношение
Примеры

Гласные в 1-м предурном слоге

Гласные О и А в начале слова, после твердых согласных и шипящих Ж, Ш
Ослабленный звук [а]
[а]втомоби
·ль, [а]тклоне
·ние;
М[а]сква
·, с[а]ды
·, ж[а]нглёр, ш[а]ги
·

Гласная Е после твердых согласных Ж, Ш, Ц
Редуцированный  звук [ы] с призвуком [э], обозначаемый условно [ыэ]
ж[ыэ]на
·, ш[ыэ]пта
·ть


Гласные Я, Е после мягких согласных, а также после Ч, Щ
Ослабленный звук [и] с призвуком [э], обозначаемый условно [иэ]
м[иэ]сно
·й, Р[иэ]за
·нь, м[иэ]сти
·

Гласные Я, Е в начале слова
[и] с призвуком [э], обозначаемый [иэ] в сочетании с предшествующим [й]:
[йиэ]нта
·рь, [йиэ]йцо
·


Гласные в других безударных слогах

Гласные А, О во 2-м и последующих слогах
редуцированный звук, средний по звучанию между [а] и [ы], краткий по длительности, обозначаемый условно [ъ]
г[ъ]лова
·, к[ъ]ранда
·ш, я
·бл[ъ]к[ъ]

Гласные А/Я, Е после мягких согласных во 2-м и последующих слогах
редуцированный, средний по звучанию между [и]и [э], краткий по длительности, обозначаемый условно [ь]
[п’ь]тачо
·к, [л’ь]сору
·б,
ч[ь]лове
·к


Нормы произношения согласных

Согласный Г оглушается в конце слова
[к]
Исключение: Бог [Бох]
сне[к], бере[к]  

Согласный Ч, сочетание –ИЧНА в женских отчествах, в словах ЧТО, ЧТОБЫ, НИЧТО
[ш]
коне[ш]но,
яи[ш]ница, Кузьмини[ш]на, [ш]то

Сочетания ЖЧ, ЗЧ, СЧ
[щ]
мужчина, грузчик, заказчик, подписчик, песчаник, счет

Сочетание СТН
[сн]
че
·[сн]ый, ме
·[сн]ый, изве
·[сн]ый

Сочетание ЗДН
[зн]
по
·[зн]о,  пра
·[зн]ик, нае
·[зн]ик

Сочетание СТЛ
[с’л’]
сча[с’л’]и
·вый,  зави
·[с’л’]ивый, со
·ве[с’л’]ивый

Сочетание СТЛ
[сс]
максимали
·[сс]кий, тури
·[сс]кий,  раси
·[сс]кий


Поэтому рекомендуется запомнить два ряда слов:
а)      с буквой е, на месте которой звучит [э]: афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, крестный ход (но крёстный отец), леска, небытие, недоуменный, неоцененный, опека, оседлый (оседлость), преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный и др.;
б)      с буквой ё, на месте которой, звучит [о]: безнадёжный, вёдер, гравёр,жёлчь (допустимо желчь), жёлчный (допустимо желчный), издёвка, коммивояжёр, ксёндз (но ксендза), манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, скабрёзный, скрупулёзный, ремённый, смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный), щёлка и др.
В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного [о] или [э]: истекший (срок) истёкший (кровью), оглашенный (кричит как оглашенный) – оглашённый (указ), совершенное (пение) – совершённое (открытие).

Нормы произношения заимствованных слов
Заимствованная лексика в составе русского языка имеет некоторые орфоэпические особенности, закрепленные литературной нормой:
1.      В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о четко произносится звук [о]: ада
·жио, бомо
·нд, кака
·о, три
·о. 
2. В некоторых заимствованных словах в начале слова и после гласных звучит достаточно отчетливо безударное [э]: дуэлянт, поэтический, эгида, эволюция, экзотика, эквивалент, экономика, экран, экспансия, эксперт, эксперимент, экспонат, экстаз, эксцесс, элемент, элита, эмигрант, эмиссия, эмир, энергия, энтузиазм, энциклопедия, эпиграф, эпизод, эпилог, эпоха, эффект, эффективный и др.
3.      Определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е. Чаще всего согласный произносится мягко: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, , фанера, шинель; слово темп произносится с твердым т.
Однако согласный перед т может произноситься и твердо: бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, отель, партер, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг и другие. 
Рекомендуется произносить твердое т в иноязычных именах собственных: Белла, Бизе, Вольтер: Декарт, Доде, Жорес, Кармен, Мери, Пастер, Роден, Флобер, Шопен, Аполлинер, Фернандель [дэ
·], Картер, Ионеско, Минелли, Ванесса Редгрейв, Сталлоне и др.

Акцентологические нормы. Русское словесное ударение
Акцентология (от лат.accentus – ударение) – раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения. Словесное ударение в русском языке характеризуется разноместностью (то есть оно может находиться на любом слоге и любой части слова: но
·вости, нау
·ка, обуче
·ние, буржуази
·я и т.д.) и подвижностью (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: голова
·, го
·лову; при
·нял, приняла
·; сме
·лый, смела
· и т.д.).
Предлоги, союзы и частицы обычно не имеют самостоятельного ударения и примыкают к самостоятельным частям речи: за горо
·й, не была
·, оте
·ц бы, сади
·сь же. В некоторых случаях ударение переходит на предлог: по
·д гору, на
· пол, за
· ночь. Таким образом, самостоятельные и служебные слова имеют одно словесное ударение, образуя единое по звучанию фонетическое слово.
Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, контр-, сверх-, супер- и др.могут иметь, кроме основного, побочное (второстепенное) ударение. Оно обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное – вторым (ближе к концу слова): кля
·твопреступле
·ние, ко
·нтрата
·ка, о
·колозе
·мный, про
·форганиза
·ция, стро
·йотря
·д, во
·донепроница
·емый, гла
·ввра
·ч, ме
·жобластно
·й, су
·перобло
·жка, ви
·це-президе
·нт, э
·кс-чемпио
·н и др.
Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение. Это могут быть как отдельные слова, так и некоторые грамматические формы слов:
1)      Имена нарицательные:
аге
·нт, агроно
·мия, алфави
·т, апо
·криф, апостро
·ф, аре
·ст, асимметри
·я, балова
·ть(ся), ба
·рмен, бесо
·вщина, бла
·говест, бо
·чковое, браву
·рный, бряца
·ние, валовы
·е, вало
·м вали
·т, вероиспове
·дание, верхове
·нство, ве
·черя, ге
·незис, гражда
·нство, гроте
·сковый, грунтовы
·е, дала
·й-ла
·ма, дефи
·с, диа
·спора, диоптри
·я, диспансе
·р, до
·гмат, дре
·вко, духовни
·к, жалюзи
·, жерло
·, зави
·дно, зна
·мение, изы
·ск, и
·конопись, иконопи
·сец, искони
·, исче
·рпать, катало
·г, ка
·тарсис, каучу
·к, кладова
·я, клобу
·к, коло
·сс, колла
·пс, коклю
·ш, кра
·шение, креме
·нь, ку
·хонный, ма
·ркетинг, мастерски
·, месси
·я, мимикри
·я, многочасовы
·е, мусоропрово
·д, наме
·рение, недви
·жимость, недрема
·нное(око), не
·нецкий, непроторённый, несказа
·нно, неуставны
·е (отношения), нефтепрово
·д, новорождённый, обеспе
·чение, обесце
·нить, облегчи
·ть, ободри
·ть, образова
·нщина, однососта
·вное, опто
·вый, осве
·домиться, о
·тзыв (на рукопись), отзы
·в (депутата), отку
·порить, отча
·сти, па
·мятуя, пи
·хта, плато
·, повторённый, подро
·стковый, предвосхи
·тить, прину
·дить, приобрете
·ние, разгосуда
·рствление, санитари
·я, скро
·енный, созы
·в, сосредото
·чение, сре
·дства, столя
·р, ста
·тус, стату
·т, стори
·цей, табу
·, тамо
·жня, тамо
·женный, торги
·, танцо
·вщица, тоте
·м, травяни
·стый, углуби
·ть, украи
·нский, уме
·ньшить, упро
·чение, факси
·миле, фее
·рия, фено
·мен(явление), хво
·я, хло
·пковое, хода
·тайство, ценова
·я, христиани
·н, шасси
·, щаве
·ль, экспе
·рт, языкова
·я (норма), языко
·вая (колбаса).
Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты:
джи
·нсовый и джинсо
·вый,
заи
·ндевелый и заиндеве
·лый,
комба
·йнер и комбайнёр,
металлурги
·я и металлу
·ргия,
про
·полис и пропо
·лис,
петля
· и пе
·тля,
роже
·ница и рожени
·ца,
ржа
·веть и ржаве
·ть,
са
·жень и саже
·нь,
тво
·рог и творо
·г.
2)      Имена собственные:
Айги
·, Е
·вно, Азе
·ф, А
·бэ, Ко
·бе, Ели
·н Пели
·н, Заходе
·р, Пе
·рес де Куэ
·льер, Сте
·йнбек, Сэ
·линджер, Руа
·ль А
·мундсен, Бальмо
·нт, Воронцо
·ва-Да
·шкова, Капи
·ца, Се
·ргий Ра
·донежский, Серафи
·м Саро
·вский, Сальвадо
·р Дали
·, Иереми
·я, Пикассо
·, Зоси
·ма. Алекси
·й, Игна
·тий Лойо
·ла, протопо
·п Авваку
·м, Юлиа
·н Ту
·вим, Соколо
·в-Микито
·в, Са
·юдис, Ана
·дырь, Балаши
·ха, Вели
·кий У
·стюг, Ки
·жи, Ра
·донеж, гора На
·родная, Ставропо
·льский край, Ганно
·вер, Че
·тьи-Мине
·и, Апока
·липсис, Кали
·гула, Моло
·х, Ка
·рнеги-холл, Комеди
· Франсе
·з. Метропо
·литен-О
·пера, Мьянма
·, Никара
·гуа, Перу
·, Квебе
·к, Си
·дней, Массачу
·сетс, Миссу
·ри, Форо
·с, Шри-Ланка
·.
В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нью
·тон (но традиционно: Ньюто
·н),  Ре
·мбрандт (но традиционно: Рембра
·ндт), 
Ли
·нкольн (но традиционно: Линко
·льн),  Дэ
·вид Ко
·пперфилд (но традиционно: Дави
·д Копперфи
·льд).
Примечание. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь энциклопедическими словарями, выяснить правильное ударение. Например, Ва
·шингтон Джордж, первый президент США, но традиционно. Вашингто
·н – столица США, Макбе
·т – персонаж одноименной трагедии Шекспира, но в названии повести Лескова «Леди Ма
·кбет Мценскою уезда».

 
ПОДГОТОВКА ТЕКСТА К ОЗВУЧИВАНИЮ
 
Паузирование
1. Паузирование – деление звучащей фразы на более мелкие речевые отрезки (речевые такты, или синтагмы) – одна из важнейших особенностей звучащей речи. Другая особенность – наличие пауз, которые естественно возникают на границах речевых тактов и отдельных фраз.
Речевой такт, или синтагма, является минимальной единицей содержания. Различное деление фразы на речевые такты может по-разному интерпретировать смысл предложения:  «Казнить нельзя помиловать», в котором возможны два варианта паузирования: 1) Казнить/нельзя помиловать; 2) Казнить нельзя/помиловать.
Правильное паузирование, т.е. правильное членение текста на фонетические фразы, а фразы – на речевые такты – первый этап в подготовке текста к озвучиванию. Хотя звуковой отрезок между паузами (синтагма) может быть различной длительности, средняя величина его обычно составляет семь слогов. Но речевой такт (синтагма) обладает при этом относительно законченным смыслом и определенным синтаксическим оформлением. Например: На берегу Москвы-реки,/напротив Южного порта столицы,/вырос современный жилой район.// Паузы расчленяют данное простое предложение на отдельные словосочетания. Другой пример: Для того чтобы делить речь на такты,/нужны остановки,/или, иначе говоря,/логические паузы.// Это сложное предложение членится на простые (пауза после слова такты), простое – на словосочетания.
Таким образом, продуманное паузирование помогает логическому анализу отдельных предложений, сложных синтаксических целых, всего законченного текста.
Ниже приводится подготовленный для выступления текст с предварительной разметкой пауз. Красные косые линии (/) (в текстах непрерывная косая линия) указывают на обязательные паузы, синие косые линии (/) (в текстах прерывистая косая линия) – на возможные, факультативные.
Для Высоцкого/нет запретных тем,/он безбоязненно,/с вызывающей смелостью/писал и пел обо всем,/что его волновало./Но это была та свобода,/которая обеспечена нравственно,/точным отношением к предмету/или явлению./Высоцкий/не просто фиксирует,/передает,/отражает драматизм жизни./Он драматичен и сам,/по природе своей субъективности,/индивидуальности,/таланта.// Все,/что он сделал,/и все,/что у него получилось,/– это от непокоя,/от не покидавшего его/чувства тревоги.//
Драматическое,/по словам А.С. Пушкина,/связано со «страстями/и излияниями души человеческой»./В полном соответствии/с этим точным наблюдением,/Высоцкий/в то самое время,/когда господствовали полушепот,/с одной стороны,/и эстрадная шумливость/– с другой,/стал говорить и петь «открытым голосом»,/страстно,/надрывно,/иногда переходя на крик.// Так,/как поют люди у себя дома,/в свободной,/раскованной,/не стесненной строгими правилами обстановке.// (В. Толстых, В зеркале творчества).
 
Интонирование текста
 
Выразительному звучанию текста способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы.
В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая (с повышением тона) и нисходящая (с понижением тона). 
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Оно используется для смыслового подчеркивания какого-либо слова или словосочетания в предложении. Существует определенная закономерность между способами интонирования и знаками препинания, с одной стороны, и смысловыми отношениями в предложении, с другой.
1.      Нисходящая интонация (понижение тона), условно обозначаемая в текстах значком , требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:
1)      точка: Москва. 7 октября. Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой;
2)      многоточие (если обозначает завершенность мысли): «Петербург взят финнами... Колчак взял Сызрань. Царицын... (Бунин);
3)      запятая в бессоюзном и сложносочиненном предложениях с перечислительными отношениями между частями: В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. Дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкойгрудью...» (Чехов);
4)      точка с запятой (пауза между частями более продолжительная, чем при запятой);
5)      двоеточие в простом предложении: Предприятию требуются рабочие: слесари, токари, фрезеровщики; в сложном предложении: А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык... (Тургенев).
2.      Восходящая интонация (повышение тона), условно обозначаемая в текстах значком , требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:
1)      восклицательный знак: 
Прошу внимания! Просьба прекратить прения!;
2)      вопросительный знак: В чем особенность современного этапа развития общества?;
3)      запятая:
а)      в ряду однородных членов простого предложения, соединенных соединительными союзами и, да (в значении «и»), или без союзов, сопровождается интонацией однотипного перечисления: Коллектив подобрался деловой, бодрый, энергичный. Каждый работает с полной отдачей и энтузиазмом;
б)      в простом или сложном предложении при наличии противительных (но, а, однако), разделительных (либо...либо, тото, не то...не то и др.), двойных сопоставительных (как...так и; хотя и..., но; если нето и др.) союзов сопровождается неоднотипной, неоднородной интонацией: восходящая интонация сменяется нисходящей: Мал золотник, да дорог. Это не улица, а проспект. В экономике нет другого выбора: либо сила, либо рубль;
в) в простом предложении при обособленных членах предложения: Редакция благодарит читателей, приславших свои пожелания. В решении, принятом на совещании, подведены итоги работы. Несмотря на трудные метеоусловия, трансконтинентальный перелет состоялся;
г)      в простом предложении при наличии вводных слов и обращений, если они выделены в речевой такт, т.е. сопровождаются паузой: По сообщениям печати, визит главы правительства может не состояться;
д)      в сложноподчиненном предложении на границе входящих в него простых предложений: Мне кажется, что стиль перевода не будет нарушен, если мы в меру и с тактом будем передавать иностранные пословицы русскими, которые им соответствуют по содержанию и стилю, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен (К. Чуковский);
4)      тире в простом предложении: Жизнь прожить – не поле перейти. Справа – море, слева – горы; в сложном предложении: Век живи – век учись.
3.      Восходящая интонация (повышение тона) требуется во всех случаях, когда пауза на границах речевых тактов (синтагм) возникает при отсутствии знака препинания:
Нередко/еще у нас можно слышать утверждение:/рынка в чистом виде/уже не существует нигде,/тем более в индустриальных странах.// Жестокое заблуждение.// Если не сказать/безграмотность/и слепота.// Да,/государство сегодня/везде пытается подправлять рынок.// Да,/монополии/планируют своепроизводство,/борются за контроль над рынком.// Но над рынком,/а не над чем другим!//...Ничего полезного из того,/что история экономики/накопила завека,/современное хозяйство не потеряло.// И, добавлю,/– не может потерять.// Ибо рынок/и общественное разделение труда/не разъемны.//И чем глубже это разделение труда, /тем шире, /разветвленнее/рынок.// А значит,/и его инструменты:/деньги,/цена,/налоги,/кредит,/валютный курс.// (Н. Шмелев, Либо сила, либо рубль).
4.      Логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога в текстах), условно обозначаемое значком ("), допускается лишь при смысловом выделении слова и словосочетания во фразе:
1)      в пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом новую, важную для данного высказывания информацию, т.к. от изменения места логического ударения меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился в Москве может иметь три варианта постановки логического ударения в зависимости от того, на что нужно обратить внимание: а) Пушкин родился в Москве; б) Пушкин родился в Москве; в) Пушкин родился в Москве.
Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них: Пушкинский черновик – это драгоценный документ, в котором зафиксированы все стадии творческого процесса, сохранена вся его последовательность, все постепенные наслоения;
2)      в связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие композиционные зачины: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, конечно, естественно, в конце концов и т.д.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
В орфоэпических словарях отражаются орфоэпические и акцентологические нормы определенного периода времени. Первым русским лексикографическим изданием орфоэпического типа считается «Русское литературное ударение и произношение. Опыт словаря-справочника» под ред. Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова (1955) - 50 тыс. слов. Орфоэпия понимается его составителями как «совокупность норм устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления», которые «обычно не отражаются в должной мере на письме». Словарь указывает нормативное ударение (основное и побочное) и нормативное произношение с элементами упрощенной орфоэпической транскрипции, предостерегает от ненормативного ударения и произношения, приводит отдельные нормативные варианты. В словаре-справочнике «Русское литературное произношение и ударение» 1959 года увеличилось количество грамматических форм. В созданном С.Н. Боруновой, В.Л. Воронцовой и Н.А. Еськовой «Орфоэпическом словаре русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» под ред. Р.И.Аванесова (1983; 5-е испр. и доп. изд-е, 1989), содержащем 65 тыс. слов, представлены парадигмы слов с той степенью полноты, которая целесообразна в словаре, не раскрывающем значений слов. В словаре имеются сведения о месте ударения в каждой форме, а также статьи-приложения «Сведения о произношении и ударении», «Сведения о грамматических формах». Вариантность нормы признана закономерным явлением литературного языка, и в соответствии с этим пониманием разработана шкала нормативности, единая для морфологических, акцентных и произносительных вариантов, принадлежащих особым сферам речи (поэтической, профессиональной), и ненормативных вариантов (запретительные пометы) с оценкой вариантов как равноправных и как менее желательных. В 1994 году вышел «Краткий словарь трудностей русского языка «Грамматические формы. Ударение» Н.А.Еськовой.
Рисунок 11ђ Заголовок 11ђ Заголовок 21ђ Заголовок 31ђ Заголовок 41ђ Заголовок 51ђ Заголовок 61ђ Заголовок 71ђ Заголовок 81ђ Заголовок 915