Презентация по русскому языку Род имени существительного


Составила:учитель начальных классов Ермакова М. С. План конспект урокапо русскому языку ФГОСРод имени существительного.
Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.    Задачи:актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Чуракова Н.А., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результатыЛичностные: - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:умение принимать и сохранять цель урока;умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;умение провести рефлексию своих действий на уроке. 
Предметные:- знание о постоянных признаках существительного;- умение применять знания в жизненных ситуациях;- умение определять род существительных .
1.Самоопределение к учебной деятельности.Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку. - С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок! Психологический настрой к уроку На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знаний о частях речиЛичностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
Юность, красота, горячий. Дерево, говорить, весна. - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:
- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном. Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)- Какие из этих признаков постоянные?(Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)Имя существительноерод, число, одуш.

- Что значит термин «постоянный признак»?(Не изменяются).- Что значит термин «непостоянный признак»?(Изменяются).

3.Постановка проблемы. Цель: СФормировать представление о результатеЛичностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.Метапредметные УУД: целеполагание Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного. 
-Прочитайте имена существительные.НА ДОСКЕ: дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение определять род имен существительных Личностные УУД : умение удерживать учебную задачуМетапредметные УУД : владение правильной речью, знания о временах годаПредметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
Фиксированное затруднение-Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите.(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).- Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя «открыли»? (да).- Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)
5. Первичное закреплениеУУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению целиМетапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельноПредметные УУД : Умение применять знания на практике
Поиск способов определения рода имени сущ.УУД-установления аналогий и причинно - следственных связейРАБОТА В ТЕТРАДИУчащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.-Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема «Зима») - Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему. (Приводят примеры).
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Мужской род (он)Женский род (она)Средний род (оно)Определение рода имени существительного .Способ №1аяаяеоФиксированное затруднение - Сейчас мы будем выполнять творческое задание(Работа над составлением текста по опорным словам)На доске: Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________!Определение рода имени существительного .Способ №2,3
Работа в группах Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зренияустановление аналогий и причинно - следственных связей
- Как вы думаете, каким будет задание?(Составить текст на тему «Зима»). Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой! - Составление какого предложения у вас вызвало трудности?( ________ ________ укрыло землю. называют свои варианты :Пушистый снег укрыл землю.Белоснежный ковер укрыл землю.Белоснежное одеяло укрыло землю)- Какое предложение составлено правильно?

-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.- Назовите основу предложения (одеяло укрыло)- Назовите словосочетание, которое вы вставили.(белоснежное одеяло)Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Определение рода имени существительного .Способ №2.по признаку.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Мужской род (он)Женский род (она)Средний род (оно)ыйийяяаяееое{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Мужской род (он)Женский род (она)Средний род (оно)Что сделал?Что сделала?Что сделало?Способ №3.по действию в прошедшем времени.оа Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровьюЛичностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни. Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).(Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
Вывод:Логическая цепочка:Местоимение и окончание им.существительного указало на род; 2) глагол подсказал род им.существительного; 3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
 РАБОТА В ТЕТРАДИ:Задание по выбору с последующей взаимопроверкой1 вариант: Выписать вставленные словосочетания (сущ.+прил.), выделить окончания, определить род имени существительного.2 вариант: Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.6.Включение нового знания в систему знаний. УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 7. Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельностиЛичностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
-Подведем итог нашего урока.-Какова была цель урока?- Какие знания мы открыли?Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?- Какой способ вам понравился больше?-Научились мы определять род имен существительных?
8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии-А какое задание было наиболее трудным?(Работа с текстом).-Почему?(Потому что мы еще не изучали другие части речи).
САМООЦЕНКА- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- И может быть сегодня на уроке кто-то из вас понял, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное. (Какого родаимя существительное – такого рода и имя прилагательное). - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕДомашнее задание по выбору:1) РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ (по желанию)Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения. Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок
Спасибо за внимание