Лекция на тему Особенности системы социального страхования РФ

Особенности системы социального страхования РФ

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Переход к рыночной экономике в условиях спада производства и структурных реформ вызвал длительный социально-демографический кризис: появление открытой безработицы вместо "всеобщей занятости" в условиях "государственного социализма", повсеместный отказ работодателей от содержания социальной базы для работников, которая была при социализме ( ведомственные санатории и базы отдыха, спортивные комплексы, детские сады и т.д.), либерализацию потребительских цен, и как результат – рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности населения. В связи с названными причинами резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи, (по данным социологов примерно 1/3 населения оказалось за чертой бедности, 10% - за чертой нищеты (физиологического минимума) и 10% стало «олигархами», в основном в энергетически – топливном комплексе и банковском секторе экономики).
Российский опыт социального страхования по временной протяженности занимает около столетия. В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, то есть при наступлении различных страховых случаев, то есть события, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Основным элементом системы социальной защиты является социальное страхование. Это не просто основной, но и наиболее эффективный институт социальной защиты экономически активного населения от социальных рисков – предполагаемого события, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании. [6 ]
Это определение можно дополнить правом на получение медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования, которое является «видом обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах 13LINK \l Par618 14базовой программы15 обязательного медицинского страхования [10]
В настоящее время в системе социального страхования России создана определенная смешанная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования .Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования. Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и управляют денежными средствами, которые находятся в их ведении. Фонды являются некоммерческими организациями - финансово-кредитными учреждениями, созданными в целях реализации государственной политики в сфере обязательного социального страхования и в более широком смысле - в сфере социального обеспечения. Каждый фонд имеет в своем распоряжении бюджет, находящийся за пределами федерального бюджета, отсюда и название - "внебюджетные".
Несмотря на попытки унификации финансирования системы социального страхования, в настоящее время финансовые ресурсы каждого фонда обособлены. В 2001 г. ранее существовавшие страховые взносы были большей частью заменены единым социальным налогом (ЕСН). С 2010 г. система страховых взносов, уплачиваемых отдельно в каждый внебюджетный фонд, возвращена. Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан и включают деятельность трех вышеназванных специализированных фондов. Система социального страхования вновь находится в стадии реформирования, в связи с проводимыми в стране реформами в пенсионной системе и в системе здравоохранения (обязательного медицинского страхования).
В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий, восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: социального страхования (в части выплаты пособий работодателем за первые три дня болезни и Фондом социального страхования, за остальные дни) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение). Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования (страховые, накопительные пенсии, пенсии по инвалидности, по потери кормильца). Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
–· обязательное участие застрахованных лиц минимизировано;
– при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
– существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";
– все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
– отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения.
Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает проводимая реформа системы социального страхования.









13PAGE 15


13PAGE 14115