Программа дополнительного образования детей Туристское краеведение

Рабочая программа кружка
«Туристское краеведение»

Трунина А.В., учитель истории и обществознания МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области

Пояснительная записка.

Среди всех направлений краеведческой деятельности выделяется историческое и туристское краеведение. Предлагаемая программа в этих областях знаний (объединение спортивного туризма и исторического краеведения) позволяет проявиться различным способностям детей и подростков. Сочетание коллективной деятельности в спортивной туристской группе на спортивном маршруте или на туристских соревнованиях, и индивидуальной работы в процессе сбора и изучения материала по краеведение, воспитывает, как умение жить и работать в коллективе, так и самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Образовательная составляющая программа 2-го и 3-го годов обучения имеет концентрический характер: повторяющиеся темы изучаются более углубленно, что даёт их реальное усвоение большинством кружковцев. При успешном освоении материала данной программы учащиеся 5-9 классов (3 год обучения) могут заниматься учебно-исследовательской деятельностью индивидуально по избранной теме и участвовать с научно-исследовательскими работами в школьных и районных краеведческих конференциях и олимпиадах учащихся, для чего необходимо владение основами методики исторического исследования и самостоятельной работы с историческими источниками. Программа 2-го и 3-го годов обучения – программа совершенствования знаний и умений. Программа 1-го года – программа начального уровня.
Школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время похода истории, природы, культуры и экологии родного края – своей малой родины.
1 год обучения – учащиеся 5-6 классов;
2 год обучения – учащиеся 7-8 классов;
3 год обучения – учащиеся 9 классов.

Цели:
Программа обеспечивает гуманитарное, интеллектуальное развитие ребёнка, приобщает его к общечеловеческим ценностям, культурно-историческим корням своего народа, формирует самосознание и гражданственность. Уважение к истории своего края, к своим предкам необходимо для воспитания в детях самоуважения, уважения к обществу и окружающим, приобретения навыков общения и поведения, успешной социальной адаптации детей, укрепления здоровья и достижения физического уровня развития, необходимого для участия в походах и соревнованиях.

Задачи:
В соответствии с поставленными целями программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
упорядочение и систематизация знаний по истории родного края, краеведению;
приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
приобретение и совершенствование специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования;
обеспечение выживания в экстремальных условиях, проведение поисково-спасательных работ на местности.
Воспитательные:
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
выработка организаторских навыков, умений вести себя в коллективе;
содействие гармоническому развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей.
Оздоровительные:
формирование здорового образа жизни;
содействие закаливанию организма посредством природных факторов;
физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости.

Формы и методы работы.

Используются следующие методы и формы работы:
метод комплексного подхода в области патриотического, эстетического, нравственного, физического и других форм воспитания;
метод самореализации, самоуправления через творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;
поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях, походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим формированием рефератов, проектов, докладов и т.д.)

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну группу 2 часа в неделю на протяжении трёхлетнего обучения.
Учебная группа смешанная, разновозрастная.
Особенности физиологических различий мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований, походов.












Знания и умения.
По завершении 1-го года обучения учащиеся должны знать:
иметь общие представления об истории родного края, географические особенности местности;
порядок организации и проведения экскурсий, походов;
правила поведения вне населённых пунктов, вопросы туризма, экологии;
основы туристской техники;
иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной помощи.
По завершении 1-го года обучения учащиеся должны уметь:
ориентироваться по карте и компасу;
преодолевать несложные естественные препятствия;
передвигаться по тропам и дорогам в составе группы;
оказывать экстренную медицинскую помощь.
По завершению 2-го года обучения учащиеся должны знать:
основные сведения по истории родного края, географических особенностях Пронского края;
основные правила составления отчёта о походе, оформления исследовательской работы по краеведению;
основные принципы фотографии;
способы преодоления различных, естественных препятствий;
туристские песни;
порядок действий при подготовке к многодневным походам.
По завершению 2-го года обучения учащиеся должны уметь:
ориентироваться по карте и компасу;
составить описание однодневного похода, паспорт краеведческого объекта;
оказывать медицинскую помощь, предусмотренную программой.
По завершению 3-го года обучения учащиеся должны знать:
меры безопасности при подготовке и проведении многодневных походов;
правила подготовки и организации многодневных походов;
приёмы самоконтроля и доврачебной медицинской помощи;
опасные, лекарственные, съедобные растения региона;
алгоритмы выживания в условиях природной среды.
По завершению 3-го года обучения учащиеся должны уметь:
готовить материалы (рефераты, доклады) для участия в краеведческих конференциях;
подготовиться, участвовать и подводить итоги многодневных походов;
ориентироваться на местности и по карте и при помощи компаса;
выполнять необходимые природоохранительные мероприятия;
различать опасные, применять лекарственные и съедобные растения региона;
участвовать в соревнованиях по туристскому многоборью, осуществлять разнообразные технические действия.




Учебно-тематический план /1-ый год обучения/


п/п
Тема учебного материала
Количество часов



всего
теория
практика
Практика на местности
Летний поход

1.
Правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях по ориентированию.

1
1
-
-


2.
Краеведение. Охрана природы.

12
8
2
2
-

3.
История туризма в стране. Туристические возможности региона.
1
1
-
-
-

4.
Организация и проведение походов выходного дня.

10
1
6
3
-

5.
Туристское снаряжение. Питание в походе.

16
2
12
2
-

6.
Обеспечение безопасности. Туристская группа в походе.

4
2
2
-
-

7.
Спецподготовка к летнему пешему походу.

6
2
2
2
-

8.
Основы экскурсоведения.

18
8
10
-
-

9.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

4
1
2
1
-

10.
Летний учебно-тренировочный поход
Вне сетки часов
16

Итого: 72 26 36 10


Учебно-тематический план /2-ой год обучения/


п/п
Тема учебного материала
Количество часов



всего
теория
практика
Практика на местности
Летний поход

1.
Правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях по ориентированию.

1
1
-
-
-

2.
Краеведение. Охрана природы.

12
8
2
2
-

3.
История туризма в стране. Туристические возможности региона.
2
1
1
-
-

4.
Организация и проведение походов выходного дня.

10
1
6
3
-

5.
Туристское снаряжение. Питание в походе.

16
2
12
2
-

6.
Обеспечение безопасности. Туристская группа в походе.

4
2
2
-
-

7.
Спецподготовка к летнему пешему походу.

6
2
2
2
-

8.
Основы экскурсоведения.

18
8
10
-
-

9.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

4
1
3
-
-

10.
Летний учебно-тренировочный поход
Вне сетки часов
18

Итого: 72 26 37 9








Учебно-тематический план /3-ий год обучения/




п/п
Тема учебного материала
Количество часов



всего
теория
практика
Практика на местности
Летний поход

1.
Правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях по ориентированию.

1
1
-
-
-

2.
Краеведение. Охрана природы.

14
4
8
2
-

3.
История туризма в стране. Туристические возможности региона.
2
2
-
-
-

4.
Организация и проведение походов выходного дня.

13
3
7
3
-

5.
Туристское снаряжение. Питание в походе.

12
1
4
7
-

6.
Обеспечение безопасности. Туристская группа в походе.

4
2
1
1
-

7.
Спецподготовка к летнему пешему походу.

6
2
-
2
2

8.
Основы экскурсоведения.

14
4
8
2
-

9.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

6
1
3
2
-

10
Летний учебно-тренировочный поход
Вне сетки часов
20

Итого: 72 20 31 19 2










Содержание учебного материала

I-ый год занятий:

- Правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях по ориентированию.
Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Правила поведения на улице во время движения к месту сбора перед походом. Безопасность – важнейшее требование к походам.
- Краеведение. Охрана природы.
История родного края. Далёкое прошлое края. Краеведческая работа. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Краеведческая работа в походе. Полевой дневник туриста-краеведа. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Виды и способы простейших наблюдений на маршруте. Наблюдения: метеорологические, астрономические, геологические. Простейшие приёмы обработки результатов наблюдений.
История туризма в стране. Туристические возможности региона.
Истоки туризма. Виды туризма. Географическое положение, природные особенности родного края. Климат. Памятники культуры и истории. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий.
Организация и проведение походов выходного дня.
План подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрута в движении.
Туристское снаряжение. Питание в походе.
Подготовка снаряжения к походу. Правила укладки рюкзака. Одежда и обувь. Палатка: установка, снятие палатки, обслуживание и хранение. Режим питания в походе. Упаковка и хранение продуктов. Правила разведения костра.
Обеспечение безопасности. Туристская группа в походе.
Порядок движения. Опасность в однодневном походе. Прохождение медосмотра.
Спецподготовка к летнему пешему походу.
Разработка маршрута похода. Распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов. Оформление маршрутных документов. Обработка результатов наблюдений. Составление и оформление отчета о походе.
Основы экскурсоведения.
Функции и признаки экскурсии. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Составление маршрута и подготовка текста.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в домашних условиях и в походе. Оказание первой медицинской помощи.


II –ой год обучения:

- Правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях по ориентированию.
Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Правила поведения на улице во время движения к месту сбора перед походом. Безопасность – важнейшее требование к походам.
- Краеведение. Основы экскурсоведения.
Туристские возможности Рязанской области. Практические работы с картами региона.
История родного края. Далёкое прошлое края. Краеведческая работа. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Краеведческая работа в походе. Полевой дневник туриста-краеведа. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Виды и способы простейших наблюдений на маршруте. Наблюдения: метеорологические, астрономические, геологические. Простейшие приёмы обработки результатов наблюдений.
История туризма в стране.
Туристические возможности Рязанской области.
Выдающиеся путешественники. Самодеятельный туризм. Географическая и климатическая характеристика Рязанской области.
Организация и проведения походов выходного дня.
План подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрута в движении.
Туристское снаряжение. Питание в походе.
Подготовка снаряжения к походу. Правила укладки рюкзака. Одежда и обувь. Палатка: установка, снятие палатки, обслуживание и хранение. Режим питания в походе. Упаковка и хранение продуктов. Правила разведения костра. Подбор продуктов для похода выходного дня и пешего похода первой степени сложности.
Обеспечение безопасности. Туристская группа в походе.
Порядок движения. Опасность в однодневном походе. Прохождение медосмотра.
Спецподготовка к летнему пешему походу.
Разработка маршрута похода. Распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов. Оформление маршрутных документов. Обработка результатов наблюдений. Составление и оформление отчета о походе. Приготовление пищи в походных условиях. Водно-солевой режим.
Основы экскурсоведения.
Функции и признаки экскурсии. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Составление маршрута и подготовка текста.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в домашних условиях и в походе. Оказание первой медицинской помощи.


III –ой год обучения:

- Правила техники безопасности на занятиях, в походах, на соревнованиях по ориентированию.
Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий и. Правила поведения на улице во время движения к месту сбора перед походом. Безопасность – важнейшее требование к походам.
- Краеведение. Основы экскурсоведения.
Рязанский край в конце 19 - начала 20 вв. Границы и территориальные деления края. Развитие промышленности, торговли и транспорта. Население края.
Туристские возможности Рязанской области. Практические работы с картами региона.
История родного края. Далёкое прошлое края. Краеведческая работа. Сбор и оформление краеведческого материала. Оборудование для краеведческой работы. Краеведческая работа в походе. Полевой дневник туриста-краеведа. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Виды и способы простейших наблюдений на маршруте. Наблюдения: метеорологические, астрономические, геологические. Простейшие приёмы обработки результатов наблюдений.
История туризма в стране.
Туристические возможности центрально-черноземного района.
Выдающиеся путешественники дореволюционной России. Основные этапы развития самодеятельного туризма в стране после революции. Самодеятельный туризм. Географическая и климатическая характеристика центрально-черноземного района.
Организация и проведения походов выходного дня.
План подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрута в движении.
Туристское снаряжение. Питание в походе.
Подготовка снаряжения к походу. Правила укладки рюкзака. Одежда и обувь. Палатка: установка, снятие палатки, обслуживание и хранение. Режим питания в походе. Упаковка и хранение продуктов. Правила разведения костра. Подбор продуктов для похода выходного дня и пешего похода первой степени сложности. Ремонтный набор. Уход за снаряжением и простейший ремонт. Транспортировка острых и объемных предметов.
Обеспечение безопасности. Туристская группа в походе.
Основные меры предосторожности при движении по осыпям и травянистым склонам. Основные меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра, при выборе мест для бивака. Действия в аварийной ситуации Порядок движения. Опасность в однодневном походе. Прохождение медосмотра.
Спецподготовка к летнему пешему походу.
Разработка маршрута похода. Распределение обязанностей. Определение набора продуктов и приобретение их. Подготовка медицинской аптечки. Упаковка снаряжения и продуктов. Оформление маршрутных документов. Обработка результатов наблюдений. Составление и оформление отчета о походе. Приготовление пищи в походных условиях. Водно-солевой режим.
Основы экскурсоведения.
Функции и признаки экскурсии. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Составление маршрута и подготовка текста.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в домашних условиях и в походе. Оказание первой медицинской помощи.































Методическое обеспечение


п/п
Тема из плана
Форма занятия
Методы
проведения занятия
Дидактические материалы
Техническое оснащение
Форма подведения итогов

1.
Вводное занятие. Планирование и организационная работа в учебном году
теоретическое
Рассказ, беседа




2.
Туристско-краеведческие возможности родного края
теоретическое
Рассказ, беседа
Карта Пронского района



3.
Правила техники безопасности
теоретическое
Рассказ, беседа
Инструкция по правилам техники безопасности



4.
Далекое прошлое родного края
Учебно-практическая деятельность
Беседа, самостоятельная работа
Краеведческий материал школьного музея
Практическая деятельность
Выполнение практических заданий

5.
История и географические особенности Пронского района
теоретическое
Рассказ, беседа
Краеведческий материал

Выполнение практических заданий

6.
Сбор и оформление краеведческого материала
Учебно-практическое
Рассказ беседа, практическая работа


Выполнение практических заданий

7.
Основы экскурсоведения
Теоретическая, практическая
Рассказ, показ
Составление картотек, выписок по различной тематики



8.
Основы туризма и ориентирования
теоретическое
Рассказ, беседа
Карта Рязанской области, карты областей
CD – обеспечение


9.
Оказание первой медицинской помощи
теоретическое
Рассказ, беседа


Выполнение практических заданий

10.
Подготовка к летнему походу
практическое
Практическая деятельность


Выполнение практических заданий





















Досуговые мероприятия.

I четверть (сентябрь – октябрь).

Участие в школьном и районном конкурсе-олимпиаде «История, культура и природа Рязанского края».
Участие в операции «Поиск» с целью сбора краеведческого материала («Летопись родного края», «Книга Памяти», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны и др.) для школьного музея.
Экскурсия на родину С.А.Есенина.

II четверть (ноябрь – декабрь)
Экскурсия в Пронский краеведческий музей.
Викторина «Наш край в конце XIX начале XX веков».

III четверть (январь – март)

Районный семинар учителей истории на тему: «Использование регионального компонента в преподавании истории России». Участие кружковцев в семинаре «По волнам памяти» (о 112 воинах, погибших в годы Вов).
Участие в открытии школьного музея.
Экскурсия на родину И.В.Мичурина, керамическую фабрику г.Скопина.

IV четверть (апрель – май)

Операция «Солдатские звёзды». Участие кружковцев в этой операции.
Экскурсия в школьный музей: для учащихся 5-8 классов; 9-11 классов. (Экскурсию организуют члены краеведческого кружка).
Участие кружковцев в областной акции «Это нужно живым!» (проведение необходимых работ по благоустройству близлежащей территории и приведение в порядок монументов на территории муниципального образования – Мамоновское сельское поселение).













Используемая литература.

Рязанский этнографический вестник, Лебедева Н.И., Рязань, 2006.
Рязанская энциклопедия.
Селения Пронского района, А.В. Бабурин, Рязань, 2000.
Энциклопедия туриста, 1993.
Организация и проведение туристических походов, Попчиковский В., 1987.
Медицинский справочник тренера, журнал «Физкультура и спорт», 1981.


Заголовок 115