Политика и право. Урок обществознания в 10 классе.


Конспект урока обществознания в 10 классе
Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок».
А. Ривароль
Тема: Политика и власть
Цели урока:
Дать учащимся представление о политической сфере, выяснить, что такое политическая деятельность и политическая власть.
Продолжить развивать умение учащихся понимать и запоминать прочитанное и преобразовывать текстовый способ подачи материала в графический.
Выяснить, зачем людям нужна политика, может ли рядовой гражданин разбираться в политике, нужно ли это ему и все ли средства хороши в политической деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютер с Интернет-подключением, учебники Обществознание. 10 класс: учеб. ля общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/[Л.Н. Боголюбов и др.] - М.: Просвещение, 2011.
Ход урока.
Объявление темы и целей урока, обращение к 3 –ей цели: «Зачем людям политика…? Какова точка зрения автора? Найдем ли мы ответ в словах французского писателя А. Ривароля? Прочитайте первые два абзаца §20, с. 218 (один учащийся дает энциклопедическую справку о А. Ривароле при помощи Википедии)»
Обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Будем разгадывать «загадки сфинкса»? Запишем определение понятия «политика» 1 слайд: Политика (греч. politiko' - государственные или общественные дела, от po'lis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Прочитайте первый абзац на с. 219 и составьте схему «Три измерения политики» 1 слайд:
один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностейПОЛИТИКАтип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями
сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом
Прочитайте первые 2 абзаца пункта «Политическая деятельность и общество». Составьте схему «Степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность»(по М.Веберу), (о М. Вебере учащийся дает справку из Википедии) Слайд 2
Три степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность(М. Вебер)
Политики «по случаю»Профессиональные политики
участие в выборах депутатов парламентаПолитики «по совместительству» жизнь «для политики» либо «за счет» политики
деятель общественно-политической организации, который, не прекращая основной профессиональной деятельности, одновременно занимается и политикой
Прочитайте 3 и 4 абзацы с.219 и 1 и 2 абзацы с 220. Составьте схему «Субъекты политики». Слайд 3
Субъекты политики - это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов.
ЛичностиСоциальные группы (классы, социальные слои, этнические общности, сословия и т. п.)Политические организации и объединения (политические партии) ГосударствоПолитическая элита- сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений.
Есть ли в тексте пункта «Политическая деятельность и общество слова, понятия, определения которых нужно запомнить записать? Выделяются ли они в тексте? Учащиеся находят и записывают определения понятий, выделенных жирным шрифтом и курсивом.
Прочитайте текст пункта, начиная с 3-го абзаца с. 220 до 3 абзаца с.221. Какие схемы (кластеры) можно составить, опираясь на этот текст? Слайд 4 и 5
Деятельность субъектов политики направлена на общество в целомСохранение его целостности, осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего обществаотличие от других видов деятельностиРазличные направления в политике обычно называют по наименованию объекта политического воздействия.Политическая деятельностьИнтересы субъектов политики (их цели)Участие во власти либо воздействие на властьПолитические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др.Средства политической деятельности мирные насильственные теоретические дипломатические организационные агитационные
Прочитайте текст на с.221 с абзаца и до конца страницы. Найдите в тексте вопрос и ответьте на него. Слайд 6 Допустимы ли любые средства для достижения благих целей?Ради сохранения государства он (государь) часто бывает вынужден идти против своего слова, милосердия, доброты и благочестияН .МакиавеллиСредства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет деформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось.А как думаете вы?
( О Макиавелли – справка из Википедии)
Итог урока: получили ли вы представления о политической сфере? Какие? Зачем людям политика? Может ли простой гражданин разбираться в политике? Нужно ли это ему?
Домашнее задание: §20, читать, ответить на вопросы для самопроверки.