Познавательное развитие Народные традиции и обычаи


Тема: ««Народные традиции и обычаи»»
Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Возраст воспитанников: 5-6лет
Приоритетная область: познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области: речевое и художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Цель: Продолжить знакомить с народными традициями и обычаями.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.
Развивающие: продолжать развивать связную речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; зрительное восприятие; общую и мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру; воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.
Словарная работа: щедрая, каравай, расстегаи, кулебяка, курник яйца – писанки, скатерть - самобранкаПредварительная работа: чтение художественной литературы (К.Чуковского «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар», беседы о тульском самоваре и пряниках, отгадывание загадок подвижные игры, разучивание стихотворений, физминутки, рисование русских орнаментов.Оборудование и реквизиты: мультимедийное оборудование, презентация.
Развернутый конспект совместной деятельности
1 часть: вводная
Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.
Инициация ( приветствие) «Дружные ладошки»
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:
Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)
Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем ? Да, да, да!
(размыкают руки)
Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.
2 часть: основная
Воспитатель (в русском народном костюме):
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
В: Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили? Как вы понимаете слово традиции?
Традиция – слово нерусское, переводится как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?
Дети отвечают.
В: Сегодня мы познакомимся с народными традициями и обычаями.
Традиции чаепития.
Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник. (слайд)
Ребята, как вы считаете какую часть растения используют для приготовления чая?
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.
Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?
Д: Земляничным.
В: Если с листьями малины?
Д: Малиновый.
В: Клубники?
Д: Клубничный.
В: Если с листьями жасмина?
Д:Жасминовый.
В: Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет?
Д: Фруктовый.
В: Как называется чай, если добавлять кусочки яблок?
Д: Яблочный.
В: Ломтик лимона?..
Д:Лимонный.
В: Какой чай любят пить в вашей семье?
Дети отвечают.
В: Из какой посуды пьют чай в России?
Дети отвечают.
В: На Руси чай заваривал хозяин дома, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, воду кипятили в сосуду. Как он называется?
Д: Самовар
(слайд)
В: В каком городе придумали самовар?
Д: В Туле.
В: Что пекут в этом городе?
Д: Пряники.
В: Пряник делают на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Пряники подавали гостям в день именин, крестин, свадеб.
(репродукция картины Б.Кустодиева)
Русский народный танец «Самовар»
В: Ребята, есть в русском языке слово – хлебосольство. Из каких слов оно состоит?
Дети отвечают.
В: Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно и полезно. Ребята, а какие
Вы традиционно русские блюда знаете?
Д: Суп, щи, пироги – расстегаи, кулебяка, курник, рыбник, блины, каши, варенья, пряники.В: Какой продукт был главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Д: Хлеб!
В: Правильно, хлеб – всему голова! Как относились к хлебу русские люди?
Дети отвечают.
В: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Д: Каравай.
(слайд)
Русская народная игра «Каравай»
В: Отгадайте загадку.
Я – символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек – мой брат родной. (Блин)
Дети отгадывают.
В: Молодцы! Ребята, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой. На какой праздник специально пекли блины?
Д: На Масленицу.
В: Молодцы! Этот праздник посвящен проводам зимы, встречи весны, тепла, солнца, длины были символами солнышка.
(слайд)
Русская народная игра «Горелки»
В: Вот вам следующая загадка.
Белый тулупчик
Сшит без рубчика. (Яйцо)
Дети отгадывают.
В: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг другу яйца-писанки на счастье. (слайд)
«Эстафета с яйцом»
В: Ребята, как вы думаете, а чем же застилали на праздник стол наши предки?
Д:Скатертью.
В: Правильно, скатертью – самобранкой. Давайте и мы с вами создадим такую скатерть.
Дети рисуют скатерть – самобранку под русскую народную музыку.

3 часть: заключительная
В:Ребята, сегодня мы познакомились народными традициями и обычаями.
- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажите родителям дома?
- Какие традиции вам больше всего понравилась? Почему?