Рабочая программа курса «Работа в редакции школьной газеты»


Пояснительная записка
Программа «Работа в редакции школьной газеты» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Требованиями к созданию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дополняет и углубляет школьные программы «Русский язык», «Риторика» и другие.
Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к изданию школьной газеты и изучения основ журналистики.
Программа призвана решать следующие задачи:
Обучающие: вооружить детей знаниями основ журналистики, выработать у них практические навыки и умения создания и редактирования текстов в газетных жанрах и издания газеты.
Развивающие: реализация творческих, духовных, эстетических способностей воспитанников; развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления, устной и письменной речи, коммуникативных способностей, умения анализировать и синтезировать информацию.
Воспитывающие: формировать художественно-эстетический вкус, стремление к самореализации и социализации, активную социальную позицию.
В основу программы положено подробное изучение автором механизма творческого воображения, педагогики творчества, углубленное изучение основ журналистики, стилей и жанров устной и письменной речи, опыт преподавания русского языка и факультативов по развитию речи.
Приоритетные направления деятельности – расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей, стимулирование творческой активности воспитанников, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Программа является специализированной и профессионально-ориентированной, позволяет учащимся познакомиться с профессиональной сферой жизнедеятельности журналистов, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства в области журналистики.
По цели обучения программа «Редакция школьной газеты» является прежде всего программой социальной адаптации, так как позволяет учащимся осваивать положительный социальный опыт, социальные роли и установки, выработку ценностных ориентаций. Также программа является профессионально-прикладной, так как дает определенные навыки и умения в профессиональных областях «Человек – человек», «Человек – художественный образ», развивает художественную одаренность, направлена на сохранение и развитие художественных способностей учащихся в процессе овладения художественными жанрами книжного стиля речи.
Актуальна и необычна программа тем, что совершенствует ЗУН учащихся по русскому языку и развитию речи не как самоцель, а на функциональном уровне, ведя к решению практической задачи – изданию школьной газеты. Актуально в программе также и то, что осязаемый результат – выпуск газеты – это коллективный созидающий труд, возможный только тогда, когда учащиеся овладевают навыками взаимодействия и сотрудничества в коллективе, подчиняются единой цели, положительный социальный опыт, роли и установки.
Содержание и формы обучения
Программа предназначена для работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования. Учебная программа «Редакция школьной газеты» рассчитана на поэтапное освоение материала и состоит из трех уровней усвоения.
1-й уровень – ознакомительный: подготовительный курс «Мастерская школьной газеты»
Подготовительный курс «Мастерская школьной газеты» рассчитан на 17 часов, занятия 1 раз в неделю . Данный курс предполагает:
знакомство воспитанников с журналистским творчеством, особенностями и структурой периодического издания – газеты,
получение навыков работы в библиотеке с периодическими изданиями и различными источниками получения информации,
обучение навыкам написания и редактирования сочинений-миниатюр для разных структурных частей школьной газеты,
получение первичного опыта сотрудничества в «Редакции школьной газеты» и подготовки материалов к печати школьной газеты.
Учитывая, что продолжительность занятия – 1 час, на теорию рекомендуется отводить не более получаса и главный упор делать на практическом освоении тем. Подготовительный курс рассчитан на учащихся 10-12 лет (количество детей в группе – 10 человек) и направлен на формирование потребности самовыражения посредством слова, устных и письменных высказываний. В ходе выполнения практических заданий ребята в качестве внештатных корреспондентов могут предоставить свои материалы в школьную газету, тем самым получая возможность быть услышанными и оцененными со стороны читателей и более старших сотрудников газеты. Хотя главная роль в издании школьной газеты отводится учащимся 2-го и 3-го годов обучения.
В ходе реализации программы основными формами образовательного процесса являются: практическое занятие, поэтическая мастерская, поэтическая гостиная (встречи и чаепития с ребятами других групп и кружков школы, с журналистами, поэтами и писателями, людьми творческих профессий, занятия в школьной библиотеке, экскурсии в типографии местных газет, выставки художественных сборников сказок, рассказов и т.д.)
На занятиях предусмотрены следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала и отработке навыков),
групповая (разделение ребят на группы при сборе материалов в рубрики газеты и т.д.),
коллективная работа (подготовка к печати очередного номера газеты, онтологических сборников произведений кружковцев и т.д.)
При реализации программы используются следующие методы обучения:
По источнику восприятия и передачи учебного материала: словесные – лекции, беседы, викторины и др.; наглядные – просмотр и обзор художественной и справочной литературы, СМИ, фото- и видеоматериалов, выставки печатных изданий и т.д.; практические – изготовление наглядных пособий, памяток, альбомов и др.
По характеру познавательной деятельности – репродуктивные (подготовка сообщений в постоянные рубрики и т.д.), проблемное изложение (объяснение нового материала и т.д.), частично-поисковые, исследовательские (подготовка сообщений, исследование по теоретическому вопросу и т.д.);
Методы стимулирования интереса к занятиям: ситуации нравственных переживаний – проблемные вопросы к анализируемым картинам и др.; ситуации успеха – выполнение доступных индивидуальным особенностям учащихся практических и теоретических работ и др.; разъяснение личной и общественной значимости курса – организации выставок, конкурсов и др.; поощрения – награждения за лучшие картины, выступления, проекты и др.
Методы контроля: письменный контроль и самоконтроль – сочинения, сообщения, конспекты и др.; устный контроль – опрос, беседа, взаимоопрос и т.д.; практический контроль – выпуск школьной газеты, сборников, проспектов и др.
Методы работы по развитию речи – репродуктивные (воспроизведение текста оп языковой модели); проблемно-репродуктивные (обучение сочинению способом анализа композиционной формы текста-образца, написание сочинений оп данному планы); продуктивные (моделирование речевого высказывания в зависимости от речевой ситуации).
В соответствии с основными методами развития речи можно выделить приемы работы по развитию речи, которые используются во время практических занятий:
Приемы работы (с готовым текстом) аналитического характера (анализ текста, сравнение и сопоставление текстов) и аналитико-речевого характера (назвать тему, основную мысль текста; озаглавить текст, составить композиционную схему текста).
Приемы переработки готового текста.
Приемы создания нового текста на основе данного.
Приемы, направленные на создание своего текста.
Лингвистический эксперимент.
При оценке усвоения программы применяются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных заданий, тестирование.
Учебный процесс строится так, чтобы максимально использовать возможности интегрированных занятий: русский язык, развитие речи, литература, библиотечные уроки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, психология, краеведение, основы журналистики. В зависимости от учебной ситуации возможно проведение интегрированных занятий с преподавателями перечисленных выше школьных предметов, а также с местными поэтами и писателями, библиотекарями, психологами, родителями учащихся и читателями школьной газеты.
Обширные межпредметные связи с элементами интеграции заложены и в самом издании школьной газеты, чья общая направленность – освещение всех сторон жизни школы. На страницах газеты могут сосуществовать все без исключения школьные предметы, объединенные сознанием юных журналистов.
Учебно-тематический план
Тема Количество занятий
Теория Практика
Вводное занятие «Как делаются газеты» 1 1 Первая страница газеты – ее витрина 1 1 Изобразительные элементы в газете 2 1 1
Реклама, объявления, поздравления 1 1 Материалы познавательно-воспитательного направления 2 1 1
Информационные рубрики газеты 1 1
Аналитические рубрики газеты 1 1
Рубрики художественно-публицистического содержания 1 1 Страничка начальной школы 2 1 1
Новости школьной жизни 1 1
Развлекательные рубрики газеты 1 1
Специальные выпуски газеты 2 1 1
Заключительное занятие 1 1
Итого: 17 8 9
Календарно-тематическое планирование
Тема Кол-во часов Дата
план Факт
1 Вводное занятие «Как делаются газеты» 1 2 Первая страница газеты – ее витрина 1 3 Изобразительные элементы в газете 1 4 Изобразительные элементы в газете 1 5 Реклама, объявления, поздравления 1 6 Материалы познавательно-воспитательного направления 1 7 Материалы познавательно-воспитательного направления 1 8 Информационные рубрики газеты 1 9 Аналитические рубрики газеты 1 10 Рубрики художественно-публицистического содержания 1 11 Страничка начальной школы 1 12 Страничка начальной школы 1 13 Новости школьной жизни 1 14 Развлекательные рубрики газеты 1 15 Специальные выпуски газеты 1 16 Специальные выпуски газеты 1 17 Заключительное занятие 1 Содержание программы
Вводное занятие «Как делаются газеты». Задачи и план работы на год. Рассказ о газете, о школьной газете. Описание этапов создания газеты. Обзор образцов школьных газет. Знакомство с понятием «рубрика».
Практическое занятие. Написание миниатюры «Какие газеты читают в нашей семье». Чтение миниатюр и обмен мнениями.
Первая страница газеты – ее витрина. Заголовок первой полосы. Какая информация является самой важной. Рубрика «Сегодня в номере...»
Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением первых полос газет из школьной библиотеки. Конкурс на лучшее название для школьной газеты. Написание, редактирование и чтение миниатюр «Как и почему я назову газету нашей школы».
Изобразительные элементы в газете. Иллюстрации, рисунки, фотографии, карикатуры, дружеские шаржи как дополнение к статьям газеты. Рубрики: Фоторепортаж. Мы читаем и рисуем.
Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением изобразительных элементов в разных газетах. Беседа: Какие фотокадры я бы поместил в фоторепортаж по теме «Школьный субботник». Рисование рисунков к статье в газету «День учителя». Рисование карикатур и шаржей к одному из событий школьной жизни.
Реклама, объявления, поздравления. Значение рекламы в газете. Правила написания текста рекламы, объявления. Поздравления в газету. Роль данных текстов в повышении количества читателей газеты.
Практические занятия. Наблюдение за содержанием и оформлением реклам, объявлений и поздравлений в разных газетах. Написание и редактирование текста рекламы одного из школьных кружков. Написание и редактирование текста объявления о распорядке работы одного из школьных кружков. Написание и редактирование текста поздравления для одноклассников, учителей, родителей с днем рождения, началом каникул и т.д.
Материалы познавательно-воспитательного направления. Постоянные рубрики газеты. Обзор рубрик: Мир профессий. А знаете ли вы... азбука этикета. В здоровом теле здоровый дух. В жизни всегда есть место подвигу... Стоит процитировать... Информация для размышления.
Практические занятия. Знакомство с различными источниками получения информации для постоянных рубрик газеты. Отбор материалов в рубрики: Мир профессий. А знаете ли вы... азбука этикета. В здоровом теле здоровый дух. В жизни всегда есть место подвигу... Стоит процитировать... Составление тематических планов распределения материалов рубрик в ближайшие выпуски школьной газеты.
Информационные рубрики газеты. Что? Где? Когда? – основные вопросы для раскрытия той или иной темы в информационной статье. Обзор рубрик: Важные даты. Литературный юбилей. Новости короткой строкой. Праздники.
Практические занятия. Чтение и обсуждение статей информационного содержания в газетах из школьной библиотеки. Знакомство с календарями важных дат на текущий год и составление тематических планов распределения материалов в рубрики «Важные даты. Литературный юбилей. Праздники» в ближайшие номера газеты. Отбор материалов, написание и редактирование кратких сообщений в одну из информационных рубрик.
Аналитические рубрики газеты. Объяснение понятия «аналитический». Элементы анализа, комментария, личностного восприятия и отношения к информации в материалах аналитических рубрик. Обзор рубрик: Итоги школьной недели. Так живет наш дружный класс. Письмо в газету. Нарочно не придумаешь... Социологический опрос.
Практические занятия. Чтение и обсуждение статей аналитического содержания в газетах из школьной библиотеки. Подготовка и оформление материалов в рубрику «Нарочно не придумаешь...» (запись смешных ответов на уроках, высмеивание неаккуратных работ в тетрадях учеников, сочинение миниатюр о глупых поступках и т.п.) Подготовка, написание и редактирование сочинений-миниатюр в рубрику «Так живет наш дружный класс». Подготовка, написание и редактирование сочинений-миниатюр в рубрику «Письмо в газету с описанием каких-то острых, важных проблем своего класса, школы, семьи. Отработка навыков обращения к адресату письма. Чтение сочинений и обмен впечатлениями.
Рубрики художественно-публицистического содержания. Понятия «художественный» и «публицистический». Особенности художественных и публицистических текстов. Обзор рубрик: Поэтическая страничка. Проба пера. Творчество наших родителей.
Практические занятия. Наблюдение, чтение и обсуждение текстов из рубрик художественно-публицистического содержания в газетах и журналах из школьной библиотеки. Практикум: «Двусложные размеры стиха и виды рифмы». Сочинение четверостиший на заданные рифмы. Подготовка и написание художественных миниатюр в рубрику «Проба пера» о временах года, цветах и т.д. Подготовка и написание маленьких сказок или рассказов про животных. Чтение готовых работ и обмен впечатлениями.
Страничка начальной школы. Сотрудничество с учителями и ребятами из начальной школы – источник сбора информации о жизни начальной школы. Обзор рубрик: Как живешь, первоклассник? Сегодня на уроке... Любимая книжка. Самая аккуратная тетрадь. В мире увлечений.
Практические занятия. Составление плана «сотрудничества» с ребятами и учителями начальной школы (беседы с учениками и учителями, подбор интересных материалов к рубрикам). Подготовка и проведение беседы с первоклассниками, написание сочинений-миниатюр в рубрику «Как живешь, первоклассник?». Подготовка и проведение беседы с ребятами начальной школы об их увлечениях, любимых книгах. Написание и редактирование миниатюр в рубрики: «Любимая книжка», «В мире увлечений».
Новости школьной жизни. Обзор рубрик: Спортивные новости. На уроке... Из жизни кружка... Классный час. Чрезвычайное происшествие...
Практические занятия. Подготовка и написание сочинений-миниатюр в рубрику «Чрезвычайное происшествие». Подготовка и написание миниатюры в рубрику «Из жизни кружка...» о занятии любого школьного кружка. Редактирование сочинений, чтение и обмен впечатлениями. Проведение конкурса новых рубрик о необычных сторонах школьной жизни.
Развлекательные рубрики газеты. Задачи и назначение развлекательной странички газеты. Привлечение новых читателей, поддержка интереса к газете со стороны читателей разного возраста. Обзор рубрик: Анекдоты. Кроссворды. Стоит процитировать... Конкурсы. Загадки.
Практические занятия. Чтение и обсуждение развлекательных материалов в газетах и журналах из школьной библиотеки. Источники отбора материалов в развлекательные рубрики (сборники анекдотов, афоризмов, занимательных задач по школьным предметам и т.п.). Отбор анекдотов про детей и школу. Отбор афоризмов и крылатых высказываний в рубрику «Стоит процитировать...» для выпуска газеты к Дню Святого Валентина, Дню 9 мая, 23 февраля и т.д. отработка навыков написания загадок. Конкурс загадок для газеты. Придумывание шуточных конкурсов для читателей газеты.
Специальные выпуски газеты. Назначение и тематическое разнообразие специальных выпусков газет. Идейно-тематическое единство содержания специального выпуска.
Практические занятия. Чтение и обсуждение образцов специальных выпусков газет из школьной библиотеки. Подготовка материалов к спецвыпускам школьной газеты на темы: «Если вы заболели...», «Праздники и обряды», «Не знаем, так придумаем», «Я вас люблю», газета «Спортивная» и т.д. Проведение конкурса спецвыпусков газеты с соблюдением условия: многообразие рубрик (как в обычной газете), но единство тематики и соответствие общей теме спецвыпуска.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Опрос по темам: «Как делаются газеты», «Основные рубрики школьной газеты». Написание сочинений-миниатюр по теме «О чем я могу писать летом, чтобы собрать материал к спецвыпуску школьной газеты «Ура!!! Каникулы!!!».
Литература
Аналитические жанры газеты. Хрестоматия, - М.: Изд-во МГУ. 1989. – 437 с.
Анджапаридзе Т. В. Уровневый подход в самоопределении воспитанников // Дополнительное образование, 2004, № 7.
Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. 3-е изд-е. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2001. 447 с.
Газетные жанры. Изд. 2-е, переработ. – М.: Политиздат, 1976. – 176 с.
Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 152 с.
Гецов Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М.: Знание, 1989. – 144 с.
Гонне Жак школьные и лицейские газеты. Пер. с фр. / Общ. ред. и вст. ст. А. В. Шарикова. – М.: ЮНПРЕСС, 2001. – 200 с.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов н/ Д: Изд-во «Феникс», 1999. – 320 с.
Казарцева О. М., Вишнякова О. В. Письменная речь: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов. – М.: Флинта. Наука, 1998. – 256 с.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2000. – 464 с.
Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). М. Педагогика, 1988.– 144 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. – 921 с.
Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.)»: Пособие для учащихся / Ю. Ф. Ивченков и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. – М.: Просвещение: «Учеб. лит.», 1996. – 559 с.
Сборник нормативных документов. Русский язык и Литература в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с.
Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А. Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
Современная газетная печать. Сборник переводов / Под ред. и с предисловием канд. техн. наук А. Н. Чернышева. Перевод с английского и немецкого А. Т. Батакова. М.: Изд-во иностр. Литературы, 1962.