Урок-соревнование по русскому языку для 7 класса «В редакции газеты»


Урок-соревнование по русскому языку для учащихся 7 кл.
«В редакции газеты».
Цели урока: - формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; - знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты ( профориентация ); - продолжить работу по развитию речи учащихся; - воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Вид урока: урок-соревнование
Технология: на игровой и групповой основе
Ход урока:
Организационный момент.Класс делится на три команды, определить названия команд, объяснить учащимся цель и ход урока.
Работа по теме урока.Представьте, что наш кабинет - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трех газет: журналисты, корректоры ( работники, занимающиеся чтением текста и его правкой), редакторы (самые главные и ответственные лица), и секретари-машинистки. Роли работников редакции будете выполнять вы. Каждый стол представляет какую-либо газету. Выберете главного редактора своей газеты, который будет руководить вашей деятельностью, придумайте название газеты (за 1 мин.). Но одно условие: названием газеты должно быть словосочетание со связью согласование ( 1 гр.), управление ( 2 гр.), примыкание (3 гр.)Итак, все готово. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.
Работа корректоров.В ваши редакции поступил текст начинающего журналиста . Нужно исправить орфографические и пунктуационные ошибки. ( 3 мин. )
Была ночь. По всему лесу потрескевал мороз. Верхушки вековых елей, призрачно освещеные звездами, казалось блистели и дымились словно были натерты фосфором. Ели стоявшие по колено в сугробах были громадно высоки. Но еще выше было небо, все засыпанное, зимними звездами. Особенно прикрасно сверкали звезды на чорном треугольнике неба, который соприкосался с белым треугольником бегущей дороги. А вокруг стояла громадная тишина которая казалась выше звезд и даже выше самого бездоного неба.
Редакторский отдел.Найти речевые и грамматические ошибки и исправить их.1 группа1) Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры.2) Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис.3) Топор выскочил – и в зубы Стёпе. Он упал.2 группа1) Заведующая библиотекой ведет с читателями тесную связь.2) Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту.3) Читая повесть «Капитанская точка», события становятся все интереснее.3 группа1) Гринев рассказывает, что при первой встрече Маша мне не понравилась.2) Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу.3) С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомился в детском саду.
Журналистское расследование.В последнее время в газетных статьях появилось много иноязычных слов. Проведите журналистское расследование и выясните, что обозначают предложенные вам иноязычные слова и каким русским словом их можно заменить.В случае затруднения обращайтесь к словарям.1 группааномалия ( отклонение от нормы)дискуссия (спор)2 группареферендум (всенародный опрос)авеню (улица)3 группамораторий ( отсрочка выполнения каких-либо обязательств)атеист (неверующий человек)
Компьютерный вирус поразил издательскую систему, превратив все бессоюзные сложные предложения в ССП и СПП. Спасите текст И. С. Тургенева, восстановив БСП.«Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, спорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле…Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнется, потому что оно нежится. Сквозь туман чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в полоску полыни на меже».
Интервью со «звездой» (сценка)Прослушайте интервью. Посчитайте, сколько ошибок допустила в своей речи «звезда», выпишите эти ошибки.- Добрый день! Почему в последнее время вы стали реже появляться на публике?- У меня много делов: гастроли, концерты.- Как вам удается так хорошо выглядеть?- Я пользуюсь хорошей шампунью, веду активный образ жизни, правильно питаюсь.- Ваше любимое блюдо?- Я люблю пирожные, торты, черное кофе со сливками.
Творческое задание.
Создайте текст публицистического стиля: 1 группа – о лесе; 2 группа – о море;
3 группа – о нашей школе.
Хороший журналист в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами. Расставьте ударение в словах:баловать, щавель, заржаветь, облегчить, вы правы, она занята, ходатайство, некролог, упростить, цемент.Машинописное бюро.А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитрого секретаря. Он не любил печатать много слов, и если это было возможным, заменял какое- нибудь словосочетание одним словом. Попробуйте и вы так поступить. Я буду называть фразеологизмы, а вы заменяйте их одним словом. Работать спустя рукава – плохокричит во всю Ивановскую – громкоДамоклов меч - опасностьповесить нос – огорчитьсярукой подать – близкобить баклуши – бездельничать
Подведение итогов соревнования.
Рефлексия. Награждение победителей.