Эссе Птицею Феникс из пепла я возрождаюсь, а вы?..


Птицею Феникс из пепла я возрождаюсь. А вы?
(эссе)

Родина Отчизна Отчий край.
Наша страна огромна по протяжённости - занимает первое место в мире. А вот заселена она неравномерно: основная часть россиян проживает в европейской части России, а это менее 25 процентов территории. А как же остальная часть?
Вот и было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали для транспортного освоения Забайкалья и Приамурья. Задача БАМа – открыть путь к освоению несметных богатств Сибири, способствовать обживанию безлюдных земель, а также стать новой важнейшей торговой артерией, но главное назначение было стратегическим.
И вот поехали со всех концов страны (тогда ещё СССР) строители. И построили. И освоили. И вроде бы стали обживать. Но.
Как-то последнее время не принято говорить о проблемах, но я хочу напомнить слова, произнесённые Александром III ещё в 1886 году на отчет иркутского генерал-губернатора: "Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края".
Вот и продолжал БАМ ждать своего часа.
Наша страна искони была аграрной, крестьянской, рабочей - большинство населения проживало именно в небольших населённых пунктах, и при строительстве новой железнодорожной магистрали строили не большие города, а маленькие станции и полустанки. Но ХХ век (особенно его конец), век индустриализации и урбанизации, всё поставил с ног на голову. Население, как осы на сладкое, побежало в большие города: в многоэтажки, на асфальт, в человеческий муравейник. Кого здесь осуждать? За что? За стремление жить в комфорте, много зарабатывать и устроиться наконец-то «по-людски», как все? Это нормальное человеческое желание мы все хотим удобно и сладко жить. Но какой ценой! Уезжали семьями, улицами, продавая за бесценок, а то и бросая даром неплохие дома. В городе ютились в съёмных углах, клетушках, вроде бы зарабатывали, но жизнь их всё равно нельзя было назвать обеспеченной и радостной: от одного берега отстали, к другому как следует не пристали.
Ещё два-три года назад из окна вагона можно было наблюдать унылую и безрадостную картину: небольшие станции, сменяя друг друга, повторялись в упадке и развале, как близнецы. Лишь изредка было заметно напряжение в работе путейцев. Пассажирские поезда ехали практически без остановок, тормозя лишь на 1-3 минуты скорее в силу дисциплины расписания, чем в надежде обрести нового пассажира. Покосившиеся, часто провалившиеся заборы-плетни, жалкие хатки, брошенные и разбитые коровники и скотные дворы, ухабистые, давным-давно не ремонтированные дороги и безлюдье. Просеменит бабулька или мужичок, и совсем уж редко увидишь мальчонку на велосипеде. Перечислять подобные детали, характеризующие недавнюю жизнь на БАМе, можно еще долго. Общее же впечатление у человека, заехавшего сюда с благополучного Запада, - полная безнадега. Психология рядового бамовца претерпела изменение от комсомольского оптимизма до "нас обманули и бросили".
Да, русская провинция основа и опора Российского государства со времён его основания, погибала, и мы, русские люди, безвольно разведя руками, плыли «туда, куда несёт нас рок событий». Мы позволили развалить самими же построенные станции и разъезды, мы превратили в помойки леса и водоёмы, мы разучились работать и созидать и терпеливо ждём указующего перста от доброго царя или начальника.
Я часто спрашиваю себя, почему так болит сердце и хочется плакать, когда думаю о той великой стройке, которую строили наши дедушки и бабушки. Для них это была не просто стройка - это был образ жизни. «Моря» энтузиазма и энергии первопроходцев хватило на несколько поколений.
Я не политик и не экономист и не знаю верных способов возрождения былого богатства и многолюдья небольших станций и полустаночков, да и, наверное, нет однозначного решения этого вопроса; но глубоко убежден, что вывести Россию из затяжного кризиса способна именно она русская душа и Великая Байкало-Амурская магистраль.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной
Срок настанет господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И. А. Бунин.
Как-то по радио я услышала стихотворение древнего грузинского поэта ( к сожалению, не запомнил его имени), и финальные строчки просто поразили меня это же о нас, людях XXI века:
Но мы сыны земли,
и мы пришли сюда
трудиться до кончины.
И жалок тот,
кто на лице Земли
уже затронут духом мертвечины
Духом нравственного равнодушия, праздной лени, обставленной всякими наслаждениями, бюрократическим безразличием уже успешно «заразил» нас мегаполис. Способны ли мы, русские, стряхнуть с себя этот «дух мертвечины», показало время.
В последние годы Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, все больше и больше выполняя свою основную задачу, продолжает соединять в единое целое огромные пространства страны, именуемой Россией. Встают на ноги заброшенные населенные пункты, на возрождение которых уже не было и надежды. Люди возвращаются в некогда обжитые уголки, а стальная магистраль все манит и манит к себе, притягивая молодых и талантливых специалистов.
БАМ сегодня – это новые благоустроенные дома, развитая инфраструктура, детских смех, песни и непрерывный стук колёс, который духовно питает наше существование, даёт нравственные силы и очищает от суеты, мелочности и человеческой слабости, называемой малодушием.
Я уверена: не будут пустеть далёкие станции и полустанки Байкало-Амурской магистрали, осознал наш народ мертвенность и бездуховность существования вдали от созданной ими, родной магистрали. Жива в наших людях бесценная любовь к земле, к настоящему труду я имею в виду труд земледельца, хлебороба, животновода, железнодорожника, а не чиновника и торговца горит ещё в моих согражданах этот «русский дух», и прав А. Солженицын, утверждая, что «дух народного сознания способен изменить направление любого, наигибельного процесса».
Мне очень хочется проехать по некогда Великой стройке. Ведь живу я в Россоши - городе железнодорожников, и каждый день, засыпая под звуки электровозов, вновь и вновь вспоминаю дорогу, которая протянулась от Байкала до Амура, и надеюсь, что сбудется моя мечта: увижу необъятные просторы Родины, части которой соединены серебристой ниточкой Байкало-Амурской магистрали.
Пролетят поезда, как ракеты,
И их примут к своим берегам
Города – молодые планеты-
Из земного созвездия БАМ.