Рабочая программа ДЮП Феникс


УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГКУ «Специальное управление ФПС №70 МЧС России»
____________ А.В. Заровский______________2012г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №4
им. В.П.Глушко_________ Д.А. Бражников
___________2012 г.
ПРОГРАММА
подготовки членов Дружины юных пожарных
ГБОУ СОШ № 4 им. В.П. Глушко
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc399785563 \h 3Ожидаемые результаты PAGEREF _Toc399785564 \h 7Учебно-методическое и материальное обеспечение PAGEREF _Toc399785565 \h 9Учебно-тематический план PAGEREF _Toc399785566 \h 9Содержание программы PAGEREF _Toc399785567 \h 10Тематический план Отряд «Юные инспекторы» PAGEREF _Toc399785568 \h 13Содержание программы PAGEREF _Toc399785569 \h 14Литература PAGEREF _Toc399785570 \h 19
Пояснительная запискаВводная часть
Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%).
Одним из средств снижения пожаров и загораний является противопожарная агитационно - пропагандистская и обучающая работа. Во многих странах практикуется такая форма работы, как организация курсов по обучению детей правилам пожарной безопасности и приемам самоспасения при пожаре на базе учебных заведений.
В современных условиях противопожарная пропаганда должна быть действенной и целенаправленной. С этой целью и во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» необходимо создавать объединения, кружки и отряды Юных пожарных, которые будут обучаться по данной программе.
Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.
Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров. 
Программа «Дружина юных пожарных «Феникс» является модифицированной. Составлена на основе программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных», (автор В.А.Горский, 2014 год) с учетом требований Положения о дружинах юных пожарных при государственных бюджетных образовательных учреждениях,утвержденного совместнум решением Управления образованием города Байконур и ФГКУ «Специальное управление ФПС №70 МЧС России» 06.08.2012г. №13-6/04-2211.
Программа кружка «Дружина юных пожарных» (далее – ДЮП) рассчитана на 1 год обучения.
Отряд «Юные пожарные» - 144 ч., занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
Отряд «Юные инспекторы» - 144 ч., занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа предназначена для учащихся в возрасте от 12 до 18 лет. Это подростковый период, когда происходит:
- ориентация на профессиональный выбор;
- утверждение в кругу сверстников;
- осознание себя в какой-либо деятельности через значимые и сформированные качества.
Кружковцы делятся на два отряда по возрастным группам:
1. Отряд «Юные пожарные» (средняя 13-15 лет),
2. Отряд «Юные инспекторы» (старшая 15-17 лет).
Деление на возрастные группы позволяет наиболее точно учитывать возрастные особенности, устанавливать допустимую физиологическую нагрузку для каждой группы в отдельности и, исходя из этого, четко планировать учебный процесс. Наполняемость групп не менее 12 человек. Количество групп может быть различным в зависимости от условий занятий.
Образовательная программа опирается на основные принципы обучения, в ней используются как современные научные знания в области педагогики, психологии, социологии, так и практические достижения в вопросах безопасности жизнедеятельности. Структура образовательной программы построена по логической схеме от простого к сложному, сочетает теоретические знания с практической работой. В структуре программы представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, навыки) во взаимосвязи со средствами их реализации. Данная программа дает обучающимся необходимый минимум знаний по основным направлениям пожарного дела, формирует умения и навыки пожаробезопасного поведения в различных ситуациях.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучение основам пожарной безопасности.
Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.
Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.
Ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения.
Развивающие:
Развитие организаторских способностей детей в процессе профилактической работы по противопожарной безопасности.
Развитие способности предвидеть и избегать возможности возникновения пожара.
Развитие памяти, внимания и творческих способностей.
Воспитывающие:
Формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.
Формирование навыков осторожного обращения с огнём.
Воспитание толерантных отношений.
Осуществление профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Для выполнения поставленных задач используются различные формы работы: лекции, беседы, встречи с представителями профессии пожарного, экскурсии, тестирование, конкурсы рисунков, работа с плакатами, просмотры художественных и документальных фильмов, рейды по детскому учреждению, конкурсы, соревнования, изучение "Правил пожарной безопасности".
Теоретическая часть предполагает: беседы, самостоятельный поиск информации, встречи с работниками противопожарной службы, просмотры видеофильмов, презентаций на противопожарную тематику.
В практическую часть входят: экскурсии; спортивные соревнования; пожарно-спортивные эстафеты и соревнования; изготовление моделей, макетов; выпуск газет, листовок; проведение бесед, акций, рейдов по выявлению нарушений противопожарного режима; работа с компьютером; театрализованные представления; участие в различных конкурсах.
В кружке школьники получают необходимый минимум знаний по основным направлениям пожарного дела, изучают первичные средства тушения пожара, знакомятся с пожарной техникой, пожарно - техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранной сигнализацией, занимаются пожарно-прикладным спортом, получают профессиональную ориентацию, развивается их активность в пропаганде мер по предупреждению пожаров.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Ожидаемые результатыВ ходе обучения юные пожарные должны приобрести:
глубокие теоретические знания правил пожарной безопасности;
практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов;
совокупность устойчивых форм правильного поведения во время пожара;
знания первичных средств пожаротушения и способы их применения во время пожара;
умения и навыки пропагандистской работы среди своих сверстников.
Заканчивая обучение учащиеся должны знать:
- Цели и задачи работы дружины юных пожарных;- Оперативную обстановку с пожарами;
- Историю создания пожарной охраны России и МЧС России;- Правила подготовки школы к началу учебного года;- Пожарную безопасность на уроках;- Основные понятия о горении;- Признаки возникновения пожаров;- Основные причины возникновения пожаров;- Опасные факторы пожара;- Виды и последствия пожаров;- Виды травм;- Правила оказания первой помощи пострадавшим;- Способы спасения при пожаре;- Основные рекомендации при разработке планов эвакуации при пожаре;- Психологию поведения при пожаре;- Способы борьбы с паникой;- Знаки пожарной безопасности;- Средства пожаротушения;- Имена героев и их героические поступки.
Уметь:
- Определение целей и задач работы объединения;- Оказывать первую помощь пострадавшим;- Вести разъяснительную работу среди учащихся;- Спастись при пожаре;- Провести эвакуацию;- Составить план эвакуации;- Осуществлять выпуск стенной газеты;- Изготавливать наглядные пособия, творческие работы;- Обследовать здания и сооружения с целью проверки пожарной безопасности;- Проводить рейды «Пожарная безопасность в школе»;- Создавать статьи для стенной газеты о работе ДЮП;- Пользоваться средствами пожаротушения;- Осуществлять вызов пожарной помощи;- Оформить пожарный музейный уголок.
Прогноз на будущее.
Дети успешно прошедшие курс обучения, смогут самостоятельно ориентироваться в экстремальных ситуациях, оказывать первую медицинскую помощь, а также связать свою жизнь в будущем с профессией пожарного, медика или спасателя.
Учебно-методическое и материальное обеспечение.
Кабинет для проведения занятий с ДЮП.
Положение о ДЮП.
Стенды по пожарной безопасности.
Методические материалы по правилам пожарной безопасности (статьи, информационные письма, листовки и т.д.)
ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Сценарии проведения воспитательных мероприятий.
Наглядные пособия:
- комплект плакатов по пожарной безопасности;
- учебные видеофильмы.
Учебно-тематический планОтряд «Юные пожарные»
№п/п Тема Количество часов
всеготеорияпрактика  Цели и задачи дружин ЮП, обязанности и права члена дружины. Вводный инструктаж 6   Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 6   Огонь-друг и враг человека. 6   Причины пожаров. 6   Противопожарный режим в школе. 2   Берегите жилище от пожаров. 2   Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности. 8   Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. 9   Пожарная техника и оборудование. 8   Что нужно делать при пожаре. 14 Прикладной спорт юных пожарных. (при содействии ФКГУ «СУ ФПС№70 МЧС России») 20 Основы медицинских знаний 12 Организация и проведение пропагандистской работы среди учащихся. 35 ИТОГО 144 Содержание программыТЕМА № 1. Цели и задачи дружин юных пожарных, обязанности и права члена дружины
Структура дружин юных пожарных: дружина, отряд, звено. Обязанности и права дружинника.
ТЕМА № 2. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций
Предупреждение пожаров — основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами в нашем городе.
ТЕМА № 3. Огонь — друг и враг человека
Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. 
Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
ТЕМА № 4. Причины пожаров
Пожарная безопасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, примусы и т. д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузки, большие переходные сопротивления — основная причина пожаров в электрохозяйстве. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т. п. 
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Пояснение о пожарной профилактике.
ТЕМА № 5. Противопожарный режим в школе
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ.  
ТЕМА № 6. Берегите жилище от пожаров
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовок, сжигания мусора вблизи строений и т. д. 
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
ТЕМА № 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
ТЕМА № 8. Системы автоматического пожаротушения ипожарной сигнализации
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, поровые и порошковые установки.
ТЕМА № 9. Пожарная техника и оборудование
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т. д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожаре. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
ТЕМА № 10. Что нужно делать при пожаре
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара; предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. 
Действия юного пожарного при обнаружении пожара; порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей.
ТЕМА № 11. Прикладной спорт юных пожарных
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. 
Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице в окно второго и третьего этажей учебной башни; пожарная эстафета (5x80 или 4X100), двоеборье, боевое развертывание от мотопомпы и пожарная эстафета.
Тема № 12. Основы медицинских знаний.
Основные принципы оказания доврачебной помощи. Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях. Первая помощь при переломах, ушибах. Оказание первой помощи. Порядок наложения шин. Общая характеристика ожогов. Понятия «ожоговый шок». Первая доврачебная помощь при ожогах. Первая помощь при тепловых ударах, обморожении, поражении электрическим током. Оказание первой помощи. Способы искусственного дыхания.
Тема №13. Организация и проведение пропагандистской работы среди учащихся.
Конкурсы рисунков. Конкурсы знатоков. Дежурство на праздниках и утренниках. Разъяснительная работа. Участие в городских массовых мероприятиях. Рейды по проверке противопожарного состояния в школе.Экскурсии.
Тематический планОтряд «Юные инспекторы»№п/п Тема Количество часов
всеготеорияпрактикаЦели и задачи дружин ЮП, обязанности и права члена дружины. Вводный инструктаж 4 Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 6 Огонь-друг и враг человека. 8 Причины пожаров. 4 Противопожарный режим в школе. 12 Берегите жилище от пожаров. 8 Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности. 6 Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. 6 Пожарная техника и оборудование. 8 Что нужно делать при пожаре. 6 Прикладной спорт юных пожарных. (при содействии ФКГУ «СУ ФПС№70 МЧС России») 30 Основы медицинских знаний 10 Организация и проведение пропагандистской работы среди учащихся. 36   ИТОГО 144 Содержание программыТЕМА № 1. Цели и задачи дружин юных пожарных, обязанности и права члена дружины
Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.
Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара. 
Структура дружин юных пожарных: дружина, отряд, звено. Обязанности и права дружинника.
ТЕМА № 2. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций
первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном;
развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II;
пожары Москвы;
краткие исторические сведения о создании пожарной охраны ;
научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров;
основные направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
ТЕМА № 3. Огонь — друг и враг человека
Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. 
Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способыпрекращения горения веществ и материалов. 
ТЕМА № 4. Причины пожаров
Небрежность — основная причина возникновения пожаров. Пожарная безопасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, примусы и т. д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузки, большие переходные сопротивления — основная причина пожаров в электрохозяйстве. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т. п. 
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Пояснение о пожарной профилактике.
ТЕМА № 5. Противопожарный режим в школе
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.
ТЕМА № 6. Берегите жилище от пожаров
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовок, сжигания мусора вблизи строений и т. д. 
Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении. 
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации. 
ТЕМА № 7. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
ТЕМА № 8. Системы автоматического пожаротушения ипожарной сигнализации
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, поровые и порошковые установки. 
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
ТЕМА № 9. Пожарная техника и оборудование  
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т. д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожаре. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. 
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование. Виды приспособлений и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
ТЕМА № 10. Что нужно делать при пожаре
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара; предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара; порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
ТЕМА № 11. Прикладной спорт юных пожарных
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов.  Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице в окно второго и третьего этажей учебной башни; пожарная эстафета (5x80 или 4X100), двоеборье, боевое развертывание от мотопомпы и пожарная эстафета.
ТЕМА 12. Основы медицинских знаний
Первая помощь пострадавшим при пожарах. Ожоги и травмы. Отравление угарным газом.
Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах.
Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Отравления продуктами горения, первая помощь.
ТЕМА №13. Организация и проведение пропагандистской работы среди учащихся.
Конкурсы рисунков. Выпуск газет, молний Боевых листков, оформление «Уголка безопасности». Конкурсы знатоков. Занятия с младшими школьниками. Дежурство на праздниках и утренниках. Разъяснительная работа. Рейды в микрорайоне и по школе. Участие в городских массовых мероприятиях. Пожарная эвакуация. Рейды по проверке противопожарного состояния в школе. Экскурсии. Встречи с сотрудниками пожарной охраны и ВДПО.

ЛитератураПравила пожарной безопасности в Российской Федерации.
Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г.
Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г.
Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка», Москва, 1970 г.
Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» Москва, «Просвещение», 2005 г.
«Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, № 2, 2007 г.