Рабочая программа по дисциплине Экономика и управление в организации для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы


УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
для специальности
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Базовая подготовка
Ульяновск
2015

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины «Экономика и управление в организации» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций
ПК 1.5 Выполнять требования нормативно-технической документации.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УчЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика и управление в организации
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана за счет часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и управление в организации» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии: 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
П.00 Профессиональный цикл.
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.13 Экономика и управление в организации
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
применять полученное знание для принятия решений, связанных с основными экономическими проблемами, возникающими как вследствие рыночных изменений, так и вследствие решения властей различного уровня;
определять основные показатели хозяйственной деятельности предприятия и давать им оценку, рассчитывать себестоимость производства и продукции, отдельные ее элементы по нормативам и по факторам, определять прибыли, рентабельность, формировать цены;
анализировать финансово-экономические результаты деятельности предприятия по основным направлениям и обосновывать предложения по повышении ее эффективности и финансового благополучия;
оценивать рациональность системы управления предприятием с учетом принципов современного менеджмента;
ставить и намечать основные этапы выполнения маркетинговых исследования для предприятия, определять каналы товародвижения;
разбираться в управленческих ситуациях и создавать условия для творческой, инновационной деятельности коллектива;
использовать программное обеспечение и компьютерные средства для решения финансово – экономических и организационно – управленческих задач.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
основы предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и обеспечения высокодоходного бизнеса;
стратегию выживания в условиях высококонкурентной среды;
основы экономической деятельности предприятия;
формирования производственных ресурсов, результатов хозяйствования, их анализ и использование;
систему управления предприятием;
организационные и методические основы менеджмента;
основы организации маркетинговых исследований, налогообложения предприятий;
экономику и организацию создания и освоения новой техники;
основы организации управления и труда;
требования рациональной организации труда;
формы организации подготовки производства;
информационное обеспечение управленческой деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 82 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 54 часа;
самостоятельная работа обучающегося 28 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 82
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54
в том числе: - теоретические занятия 36
- практические занятия 18
- лабораторные занятия Не предусмотрены
- курсовой проект (работа) Не предусмотрен
- контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: 28
- работа со словарями и справочниками 1
- поиск сообщений в сети «Интернет» 4
- творческая работа 4
- составление таблиц сравнений 4
- чтение дополнительной литературы 4
- конспектирование 3
- решение управленческих задач 4
- работа с конспектами лекций для подготовки к контрольной работе 4
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика и управление в организации»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение Роль и место знаний в процессе освоения направления подготовки « Экономика и управление в организации» 1 1
РАЗДЕЛ 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 11 ТЕМА 1.1
Сущность, принципы и основные элементы системы управления Уметь:
- определять цели и функции управления;
- анализировать, давать личную оценку основным функциям управления.
Знать:
- основные элементы системы управления;
- принципы управления;
- основные школы управления; Содержание учебного материала
Управленческие отношения и их особенности: управляемые и управляющие системы.
1.1.2 Основные элементы системы управления: цели, функции, структура, кадры.
1.1.3 Методологические подходы к управлению: системный, ситуационный и процессный;
1.1.4 Функции управленческой деятельности. 3 2
Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа
- поиск сообщений в сети «Интернет» (работа по группам) «Основные школы управления» 3 ТЕМА 1.2
Организационная структура управления Уметь:
- характеризовать основные признаки предприятия в технологическом, организационно – экономическом и социальном аспектах;
- высказывать свою точку зрения;
Знать:
- характеристику основных признаков предприятия;
- организационную структуру управления Содержание учебного материала
1.2.1 Организационная структура управления и ее виды;
1.2.2 Вопросы рационального управления организацией, критерии оптимальности 2 2
Практические занятия
ПЗ 1 Составление организационной структуры управления предприятием 2 Самостоятельная работа
- разработка структуры управления 2 ТЕМА 1.3.
Информационное обеспечение управленческой деятельности Уметь:
- составлять и оформлять организационно – распорядительные документы;
- применять прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы при реализации задач документационного обеспечения управления;
- использовать информационные системы в документационном обеспечении управления и архивном деле
Знать:
- состав управленческих документов;
- системы документации и принципы унификации и стандартизации документов;
- классификацию организационно – распорядительной документации;
- прикладное программное обеспечение, использующееся при реализации информационных технологий в области организации управления;
- методы использования информационных систем в документационном обеспечении управления Содержание учебного материала
1.3.1 Состав управленческих документов. Унификация и стандартизация управленческих документов.
1.3.2 Система организационно – распорядительной документации.
1.3.3 Использование информационных систем в документационном обеспечении управления. 2 2
Практическое занятие
ПЗ 2 Составление и оформление организационно – распорядительной документации при помощи информационных технологий 2 Самостоятельная работа
- Разбор деловой ситуации « Организация работы с документами в организации» 2 Контрольная работа по разделу 1 1 РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 13 ТЕМА 2.1
Организация труда на предприятии Уметь:
- рассчитывать бюджет рабочего времени;
- рассчитывать натуральные и стоимостные показатели производительности;
- проводить фотографию и хронометраж рабочего времени;
Знать:
- сущность, характер и содержание труда, его особенности в различных производствах;
- классификацию затрат рабочего времени;
- показатели и резервы роста производительности труда;
- основные виды норм затрат труда и методы его нормирования. Содержание учебного материала:
2.1.1 Структура и штаты предприятия: особенности организации труда рабочих;
2.1.2 Классификация затрат рабочего времени;
2.1.3 Показатели производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда. 4 2
Практическое занятие
ПЗ 3 Расчет показателей производительности труда и бюджета рабочего времени 2 Самостоятельная работа:
- составление штатного расписания по заданию преподавателя;
- составление фотографии и хронометража рабочего времени. 3 ТЕМА 2.2
Виды и формы заработной платы Уметь:
- определять формы и виды заработной платы;
- рассчитывать заработную плату отдельных категорий работающих;
Знать:
- понятия: трудовые ресурсы, фонд оплаты труда, коллективный договор;
- определение и функции заработной платы;
- способы расчета различных видов заработной платы
- виды доплат и надбавок. 2.2.1 Основные виды норм затрат труда: нормы времени, выработки, обслуживания, численности, нормированные задания, комплексные и операционные нормы при бригадной форме организации труда;
2.2.2 Основные способы расчета заработной платы по тарифной и бестарифной формам оплаты труда;2.2.3 Виды доплат, надбавок. Способы мотивации сотрудников. 4 2
Практическое занятие
ПЗ 4 Расчет заработной платы различных категорий работников 2 Самостоятельная работа:
- проанализировать, при какой из форм оплаты труда работник может заработать больше денег (по исходным данным преподавателя) 3 Контрольная работа по разделу 2 1 РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕМА 3.1
Себестоимость продукции (работ, услуг) Знать:
- основные понятия основного и оборотного капитала
- виды себестоимости;
- классификацию затрат на изготовление продукции;
Уметь:
- рассчитывать амортизацию продукции;
- группировать затраты по определенным признакам;
- формировать калькуляцию продукции;
- рассчитывать коэффициенты косвенных расходов;
- распределять косвенные расходы. Содержание учебного материала:
3.1.1 Основные понятия основного и оборотного капитала. Сущность амортизации;
3.1.2 Основные понятия себестоимости продукции. Классификация затрат;
3.1.3 Косвенные расходы, их распределение. Расчет точки безубыточности. 4 2
Практическое занятие
ПЗ 5 Формирование себестоимости продукции 4 Самостоятельная работа:
- рассчитать себестоимость предложенного продукта (услуги) 3 ТЕМА 3.2
Средства стимулирования сбыта Уметь:
- собирать информацию о ценах и анализировать ценовую политику организации;
- анализировать и оценивать эффективность сбытовой политики;
Знать:
- основные понятия, цели, задачи, направления ценовой политики;
- классификацию цен, стратегии ценообразования;
- цели, задачи сбытовой политики, виды и средства сбыта, виды, уровни, функции каналов распределения, критерии выбора, виды и типы торговых посредников; Содержание учебного материала:
3.2.1 Основные понятия: цена, виды цен, ценовая политика;
3.2.2 Стратегии ценообразования и их особенности;
3.2.3 Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика.
3.2.4 Виды, средства и системы сбыта. 2 2
Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа
- разработка системы сбыта продукции по данным преподавателя 3 ТЕМА 3.3
Окружающая среда маркетинга Уметь:
- анализировать поведение покупателей;
- анализировать окружающую среду организации;
Знать:
- классификацию субъектов, осуществляющих маркетинговую деятельность, требования к ним, организационные структуры управления маркетингом, классификацию потребителей;
- понятие окружающей среды и ее виды, факторы, формирующие окружающую среду и их краткую характеристику Содержание учебного материала
3.3.1 Субъекты маркетинговой деятельности. Службы и отделы маркетинга. Организационная структура управления маркетингом;
3.3.2 Окружающая среда маркетинга. Микросреда маркетинга: понятие, субъекты и факторы. Макросреда маркетинга: понятие, субъекты и факторы. 2 2
Практическое занятие
ПЗ 6 Анализ окружающей среды организации и оценка конкуренто - способности организации 2 Самостоятельная работа
- составить таблицу сравнений окружающей среды торговой, сбытовой и маркетинговой организации;
- установление уровней каналов распространения товаров и оценка эффективности сбытовой политики. 3 Контрольная работа по разделу 3 1 РАЗДЕЛ IV АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13 ТЕМА 4.1
Финансовая и налоговая политика организации Уметь:
- рассчитывать прибыль организации и распределять ее на нужды организации;
- исчислять суммы налогов;
Знать:
- сущность, функции финансов и основные направления финансовой политики;
- внутренние и внешние источники финансов предприятия;
- механизм управления финансами;
- факторы, влияющие на организацию финансов организации.
- виды налогов и сборов;
- порядок исчисления и уплаты налогов; Содержание учебного материала
4.1.1 Финансовые ресурсы организации и источники их формирования;
4.1.2 Денежные фонды предприятий. Механизм управления денежными фондами;
4.1.3 Налоги, их роль в стимулировании деятельности организации. Виды налогов;
4.1.4 Объекты налогообложения. Ставки налогов, Льготы. Порядок исчисления и сроки уплаты. 4 2
Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа
- доклад на тему «Налоги» (по видам налогов) 3 ТЕМА 4.2
Анализ финансовых результатов деятельности организации Уметь:
- рассчитывать отдельные показатели финансового состояния;
- определять экономический эффект и эффективность
Знать:
- приемы анализа финансового состояния;
- показатели, характеризующие доходность, уровень эффективности использования капитала, кредитоспособность и финансовую устойчивость. Содержание учебного материала
4.2.1 Содержание и приемы анализа;
4.2.2 Анализ доходности (рентабельности) организации;
4.2.3 Анализ финансовой устойчивости организации;
4.2.4 Анализ кредитоспособности;
4.2.6 Экономическая эффективность деятельности организации 4 2
Практическое занятие
ПЗ 7 Расчет показателей финансового состояния организации 4 Самостоятельная работа
- Составление конспекта по вопросу «Показатели, характеризующие доходность, уровень эффективности использования капитала; 3 Контрольная работа по разделу 4 1 ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: дифференцированный зачет 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются
следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета социально-экономических дисциплин:
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно – методический комплекс дисциплины « Экономика и управление в организации»
Инструменты:
указка;
комплект инструментов для работы у доски: магниты, магнитная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Астреина Л.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Л.А. Астреина. - СПб.: Санкт-Петербургский институт экономики и управления, 2010. - 60 с.
Барткова Н.Н. Амортизационная политика. Формирование и анализ / Н.Н. Барткова, Н.Н. Крупина.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 301 с.
Бурганова Р.А. Экономика организаций / Р.А. Бурганова, И.К. Холодова, С.Ю. Вакулюк. – Казань, 2013.
Гончарова Э.А. Управление оборотными фондами и фондами обращения / Э.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 80 с.
Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). Учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 9-е изд., перераб. — М.: Кнорус, 2015. — 408 с. 
Новашина Т.С. Экономика и финансы предприятия: учебник / под ред. Т.С. Новашиной. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. — 352 с. 
Подхалюзина В.А. Экономика предприятия (организации). Учебное пособие / В.А. Подхалюзина . – М.: МАДИ, 2015. – 232 с.
Романенко И.В. Экономика предприятия / И.В. Романенко. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 352с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). Учебник / О.В. Баскакова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 372 с.
Батова Т.Н. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие / Т.Н. Батова, О.В. Васюхин.- СПб.: ГУ ИТМО, 2010. — 248 с.
Бронникова Т.С. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия / Т.С. Бронникова, В.В. Котрин.- Монография. - Королёв: ФТА, 2012. – 134 с.
Голубева Т.В. Экономика, организация и управление производством. Учебное пособие / Т.В. Голубева. — Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2012. — 56 с.
Жариков И.А. Простая экономика в менеджменте. Учебное пособие / И.А. Жариков, И.И. Жариков. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2013.
Жиделева В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн, И.В. Левина. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – 188с.
Кондратьева М.Н. Экономика предприятия / М.Н. Кондратьева, Е.В. Баландина. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 174 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http ://www.econline.h1.ru/ - каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы, новости, информацию по экономической теории, финансам, статистике, архивы научных работ по экономике и т. д.
http://www.aup.ru/ - административно-Управленческий Портал - бесплатная электронная библиотека по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии.
http://www.ek-lit.agava.ru/ - библиотека экономической и деловой литературы (экономическая теория, маркетинг, менеджмент)
http://www.econom.nsc.ru/ - виртуальная экономическая библиотека.
http://www.cfin.ru/ - корпоративный менеджмент - независимый проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации, относящейся к управлению компаниями, инвестициям, финансам и маркетингу.
http://ecsocman.edu.ru/ - экономика, социология, менеджмент - федеральный образовательный портал.
http://www.grebennikov.ru/journals.phtml - менеджмент, финансы, управление персоналом, маркетинг.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устных и письменных опросов, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Входной контроль – входная проверочная работа
УМЕНИЯ применять полученное знание для принятия решений, связанных с основными экономическими проблемами, возникающими как вследствие рыночных изменений, так и вследствие решения властей различного уровня; Текущий контроль – устный и письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
определять основные показатели хозяйственной деятельности предприятия и давать им оценку, рассчитывать себестоимость производства и продукции, отдельные ее элементы по нормативам и по факторам, определять объем прибыли, рентабельность, формировать цены; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 5
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3, 4
анализировать финансово-экономические результаты деятельности предприятия по основным направлениям и обосновывать предложения по повышении ее эффективности и финансового благополучия; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 7
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4
оценивать рациональность системы управления предприятием с учетом принципов современного менеджмента; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 1, 2
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
ставить и намечать основные этапы выполнения маркетинговых исследования для предприятия, определять каналы товародвижения; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 6
Рубежный контроль –КР 3
разбираться в управленческих ситуациях и создавать условия для творческой, инновационной деятельности коллектива; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 3
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3
использовать программное обеспечение и компьютерные средства для решения финансово – экономических и организационно – управленческих задач; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 2
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
ЗНАНИЯ основы предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и обеспечения высокодоходного бизнеса; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 2,4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
стратегию выживания в условиях высококонкурентной среды; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3
основы экономической деятельности предприятия; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 4,6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4
формирования производственных ресурсов, результатов хозяйствования, их анализ и использование; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР2
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 4
систему управления предприятием; Текущий контроль –тест, экспертная оценка выполнения ПР 6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3
организационные и методические основы менеджмента; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
основы организации управления и труда; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 3,4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2
требования рациональной организации труда; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 3,4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2
формы организации подготовки производства; Текущий контроль – устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 3,4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
информационное обеспечение управленческой деятельности. Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка выполнения ПР 1
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
ПР - практическая работа
КР – контрольная работа