Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Уроки Мудрой Совы


Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Уроки Мудрой Совы» составлена на основе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Коррекция аграмматической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2014 г), в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей, чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Цель занятий, проводимых по данной программе:
развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
закрепление правильных грамматических форм в письменной речи
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке,
содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач:
обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Новизна программы:
отбор содержания программы имеет культурологическую направленность:
использование  произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок,
скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование
культуры общению
занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Задачи курса:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Буквоежка» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Программа курса «Уроки Мудрой Совы» рассчитана на детей 8 -9,10 лет.
На изучение курса отводится 1 час в неделю (курс рассчитан на 35 часов)
Содержание курса внеурочной деятельности.
Слово. Словосочетание. Предложение.
Развитие навыков словообразования (8 часа)
Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов, знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию. Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов. Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога.
Развитие навыков словоизменения (8 часов)
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи.
Развитие навыков согласования (8 часов)
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами.
Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложнопадежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи.
Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.
Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом
глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устного аграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия.
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами
Знакомство с тремя временами глагола.
Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола, по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий.
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.
Предложение (8 часов)
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст.
Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями.
Текст (3 часа)
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
Игровые,
наглядно-демонстрационне,
словесные.
Принципы л работы:
наглядность,
доступность,
системность,
комплексность,
принцип развития,
онтогенетический принцип.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Планирование контроля.
Проведение пре- и пост-тестов (письменные ответы на задания тестового типа).
№ раздела по теме Тема Месяц
№6 Словообразование октябрь
№ 10 Словоизменение декабрь
№ 18 Согласование март
№ 21 Предложение, текст апрель
Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности
№п/п Наименование объектов и средств материально-технического обекспечения1.книгопечатная продукция
1. Учусь работать со словом: Книга для учителя – М.: ГНОМ, 2014
2. Учусь работать со словом. Альбом по коррекции аграмматической дисграфии – М.: ГНОМ, 2014
2. Печатные пособия
1. Учусь работать со словом. Альбом по коррекции аграмматической дисграфии – М.: ГНОМ, 2014.
3. Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Экран для проектора
4. Принадлежности1. Письменные принадлежности (простые карандаши, цветные карандаши, бумага)
5. Оборудование кабинета
1. Доска, парты, стулья
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки Мудрой Совы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Изучение курса к концу учебного года формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериям
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Тема занятия Дата проведения
Факт. План.
Слово. Словосочетание. Предложение.
Развитие навыков словообразования (8 ч)
1 Родственные слова
Слово. Однокоренные слова 2 Корень слова
Словообразование 3 Приставка.
Образование слов при помощи приставок 4 Суффикс
Образование слов при помощи суффиксов 5 Мофологический состав слова 6-8
Предлоги
Предлоги –в-на
Предлоги –на-над
Предлоги –к -от
Предлоги –в-из
Предлоги –от - из
Предлоги –с - со
Предлоги –в – у
(проверочная работа) Развитие навыков словоизменения (8 ч)
9-10 Слова - предметы
Образование множественного числа существительных 11-12 Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа 13-14 Практическое употребление существительных разного рода 15-16 Употребление существительных в косвенных падежах (проверочная работа) Развитие навыков согласования (8 ч)
17 Слова-признаки 18 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе 19 Согласование прилагательных с существительными в падеже 20 Слова-действия 21 Согласование глагола с существительным в числе 22 Согласование глагола с существительным в роде 23 Согласование глагола с существительным во времени 24 Имя числительное
(по итогам – проверочная работа) Предложение (8 ч)
25-28 Предложение 29-32 Состав предложения
(проверочная работа) Текст (3 ч)
33-35 Работа с текстом
(проверочная работа)