Проект на тему Зависть как нравственная категория и художественная проблема


Городская научно-практическая конференция школьников «День науки»

Зависть как нравственная категория и художественная проблема
секция Гуманитарные науки
тип работы реферативно-исследовательская работа

Автор работы Амелина Екатерина,
8б класс МБОУ «СОШ №6»
Руководитель Гончарова Марина Николаевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ №6»
г. Курчатов - 2016
Аннотация
Тема данной работы – «Зависть как нравственная категория и художественная проблема». В ней автором преследуется цель на примере жизненного материала и художественных произведений выяснить, что представляет собой зависть как нравственная категория и как она влияет на человека. Для реализации данной цели используются такие методы исследовательской деятельности, как изучение специальной литературы, опрос респондентов, анализ информационных источников. Значительное место в работе занимает изучение природы зависти и отражение проблемы зависти в художественной литературе. Исследовательская часть посвящена чувству зависти среди подростков. Выводы соответствуют поставленной цели и задачам.
Актуальность работы состоит в том, что она формирует интерес к одной из самых серьезных во все времена нравственных проблем, побуждает каждого бороться с своими отрицательными качествами, совершенствуя себя и свою жизнь.
Материалы исследования будут интересны как обучающимся разных возрастных групп, так и взрослым – учителям и родителям.
Содержание
Введение ______________________________________________ 4
Глава 1. Природа зависти _________________________________ 5
Что такое зависть ____________________________________ 5
Народная мудрость о зависти __________________________ 5
1.3 Зависть в древнегреческой литературе ___________________ 6
Взгляд христианской церкви на зависть _________________ 7
Понятие зависти в психологии _________________________ 9
Глава 2. Проблема зависти в художественной литературе ______ 14 2.1 Маленькая трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»:
зависть таланта к гению ______________________________ 14 2.2 Повесть Н.В.Гоголя «Портрет»: зависть как причина
краха творческой личности ____________________________ 17
2.3 «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва:
«обжигающая опасность зависти»______________________ 20
Глава3. Исследовательская часть:
зависть и современные подростки _____________________ 21
5. Заключение _____________________________________________ 23
6. Литература _____________________________________________ 24
7. Приложения
7.1 Приложение1________________________________________ 25
Введение
С древнейших времен человеку свойственно желание стать лучше. Совершенствование – нравственное, интеллектуальное, психическое, социальное и т.д.- человеческое общество воспринимает как благо, как позитивную ценность, которую следует поддерживать и развивать. Поэтому люди стараются улучшить свои способности, свойства личности, преодолеть ограничения, связанные с биологическими характеристиками организма, основательно увеличить продолжительность жизни, повысить свой социальный статус и уровень безопасности, но при этом не могут избавиться от многих отрицательных качеств, мешающих им на пути к совершенству. Одним из таких качеств, бесспорно, является зависть. Именно этому свойству человеческой личности я посвятила свой проект, который назвала – «Зависть как нравственная категория и художественная проблема».
Актуальность данной работы очевидна, ведь ещё великий французский писатель Жан-Батист Мольер в 17 веке сказал: «Завистники умирают, но зависть – никогда». Эти слова о том, что зависть как свойство человеческой натуры бессмертна, следовательно, проблема зависти была и будет одной из самых актуальных во все времена. Злободневна она и в современном обществе, в котором, по мнению многих экспертов, размыты границы между добром и злом, смещены нравственные ориентиры в пользу материальных благ; внешней , а не внутренней красоты; сиюминутных выгод, а не истинных ценностей.   Поэтому цель данной работы – на примере жизненного материала и художественных произведений выяснить, что представляет собой зависть как нравственная категория и как она влияет на человека.
Для достижения этой цели я определила следующие задачи:
- изучить природу зависти с точки зрения народной мудрости, христианской морали, психологии;
- на примере художественных произведений проследить влияние зависти на психику и поведение человека;
- на основе анкетирования среди обучающихся 8-х классов МБОУ «СОШ №6» г. Курчатова определить, насколько современные подростки подвержены этому чувству.
Гипотеза – зависть, как отрицательное качество личности, оказывает на человека негативное влияние, мешает гармонии в его жизни и душе; свойственно это качество людям ограниченным, не способным добиться чего-то большого и важного в своей жизни .Объект исследования: зависть как нравственная категория.
Предмет исследования: влияние зависти на душу и жизнь человека.
В своей работе я использовала такие методы:
- изучение литературных источников и материалов сети Интернет;
- анкетирование по данной теме;
- сравнительный анализ результатов исследования.
Природа зависти
Что такое зависть
В «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля дается такое определение зависти: « Свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе»
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой зависть определяется так: « Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
Народная мудрость о зависти
Русский народ сложил немало пословиц о зависти, тем самым выражая своё отношение к этому качеству. Вот некоторые из них, собранные В.И.Далем:
- В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
- Берут завидки на чужие пожитки.
- В чужих руках ломоть (пирог) велик; а как нам достанется, мал покажется.
- В чужих руках ноготок с локоток.
- Глаза (очи) завидущи, руки загребущи.
- Дай бог много, а захочется и побольше.
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).
- Завидущи глаза не знают стыда.
- На чужую кучу нечего глаза пучить.
- Не зарься на чужое, свое береги!
- По чужим карманам не ищи, свои стереги!
- Сосед спать не дает: хорошо живет.
- Хороша рыба на чужом блюде.
Зависть присуща людям всех национальностей, что ярко подтверждают немецкие народные пословицы. Например, такие:
- Курица соседа всегда выглядит гусыней.
- Зависть превращает травинку в пальмовое дерево.
- Завистливый глаз и в метелке увидит пальмовую рощу.
- Зависть смотрит на болото и видит море.
- Завидущим глазам кажется, что из утиных яиц вылупятся лебеди.
- Завидущим глазам и щука в пруду – золотая рыбка.
- Завистник и ушами видит.
- Завидущие глаза делают из мухи слона.
Можно также вспомнить грузинскую пословицу о зависти: «Лучше подражать, чем завидовать»- или испанскую пословицу: «Имей зависть цвет — почернел бы весь свет».
Все эти пословицы в разных вариациях выражают общее отношение людей разных национальностей к зависти как крайне отрицательному качеству, не приносящему никаких благ ни тому, кому завидуют, ни тому, кто завидует.
Зависть в древнегреческой литературе
О том, как представляли зависть древние греки, подробно рассказывает Е.П.Ильин в своей книге «Психология зависти, враждебности, тщеславия».
«В древнегреческой мифологии Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта (сына титана Крия), сестра богини победы Ники, Силы и Мощи. Поэтому Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу.
Греки представляли зависть то в виде демона Фтоноса, предстающего в мужском обличии, то как уродливую, грязную и косоглазую старуху, с отвисшей грудью, с терниями на голове и змеями в руках, гложущую собственное сердце или внутренности, со змеями в волосах, подобно горгоне Медузе, с длинными желтыми зубами, покрытыми плесенью, с высунутым наружу раздвоенным языком, с которого капает яд; ее посох увит колючим шиповником: …худоба истощила все тело,Прямо не смотрят глаза, чернеют зубы гнилые;Желчь в груди у нее, и ядом язык ее облит. 
Овидий. «Метаморфозы», 2:768
Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.
Зависть улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.
Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.
Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы не чураются временами использовать ее в своих целях. Так, помощью Зависти воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед грозной дочерью Зевса Аглавры.
Лукиан представляет Зависть как «изможденную и отвратительную, с пристальным пронзительным взглядом, высохшую, как при болезни»; она ведет Клевету или стоит в нищенских одеждах перед судьей.[…]
Зависть является основой многих легенд и мифологических сюжетов. Так, Прометей вызвал зависть богов, вылепив из земли человека; Меркурия, влюбившегося в Герсу, из зависти обманула ее сестра Аглавра; Психея (Апулей, «Метаморфозы», кн. IV–VI) возбудила своей красотой зависть Венеры…»
Таким образом, уже в античной литературе зависть рисуется как отрицательный образ, она ненавистница побед, успеха, достижений. Но даже олимпийские боги не могут обойтись без неё.
Взгляд христианской церкви на зависть
Взгляд христианской церкви на зависть однозначен и резко отрицателен.
Одной из наиболее известных библейских историй о зависти является история родных братьев, детей Адама и Евы – Каина и Авеля. Каин занимался земледелием, а Авель - разведением домашнего скота. Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада. Спаситель принял жертву Авеля — дым от нее вознесся к небу.Жертвоприношение же Каина Господь не принял — дым от нее стелился по земле.  Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему и, зазвав Авеля в поле, убил его. Эта история открывает перед нами два пути человеческого существования: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и зависти.
Зависть – один из грехов, запрещенных десятой Заповедью. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Десятая заповедь гласит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».
Зависть также относится к семи смертным грехам, по христианскому учению. Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад.
Зависть – один из смертных грехов наряду с сребролюбием, гордостью, блудом, чревоугодием, гневом и унынием. Он заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. Предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (красота, успех, добродетель и т.п.). Упование на Бога предполагает, что все, чем обладает человек, происходит от Бога. При этом важно, что Бог каждому человеку дает то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. Желание обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению, противоречит замыслу Творца. А значит, зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Божьей. Именно поэтому зависть разрушительна для человека: "Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть — гниль для костей». Зависть становится причиной жестокости и насилия людей друг над другом: завидующий пытается силой добыть то, что не принадлежит ему. Таким образом, зависть, как и многое другое, является нарушением общего для всех людей закона о любви к ближнему. 
«Но как не допустить  зависти? В Святом Писании написано:"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится". Значит, нужно любить, и тогда любовь не допустит зависти,  потому как ты не будешь ставить мнение других выше мнения Иисуса Христа. К тебе не сможет подобраться обида и досада, потому как ты будешь относиться ко всему, что имеешь, с благодарным сердцем».
Интересны высказывания Отцов Церкви о зависти.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивал завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным. «Завидовать хуже, чем враждовать, – говорит святитель. – Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».
Иоанн Златоуст рекомендует для борьбы с этим недугом несложную логическую цепочку.
Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.
А вот мнение святителя Тихона Задонского, который говорил: «Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. […] Зависти должно приписать, что иудеи вознесли на Крест Христа, Господа и Благодетеля своего. Так от гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба приводит к самому неблагополучному концу. Поэтому святой Златоуст говорит: «Корень убийства – зависть».
Митрополит Иларион (Алфеев), говоря о зависти, утверждал: «Зависть неразрывно связана с обманом. Она глубоко противна Богу. Всякий раз, когда между человеком и Богом устанавливаются истинные, добрые отношения, диавол из зависти старается воспрепятствовать этому. Многие препятствия, возникающие на нашем пути к Богу, связаны прежде всего с завистью диавола. Диавол не только однажды позавидовал людям и совратил их с истинного пути. Он завидует им и сейчас. Он завидует каждому из нас прежде всего потому, что мы являемся членами Церкви, приобщаемся Святых Христовых Таин и потому, что путь, по которому ведет нас Господь, является путем ко спасению, тогда как диавол этого спасения лишился».
Таким образом, отношение христианской церкви к зависти предельно определенно: это качество в человеке от Дьявола, оно убивает человеческую душу, а значит, с ним нужно постоянно бороться, и главное средство борьбы - это любовь к Богу и к ближнему своему.
Понятие зависти в психологии
В психологии отношение к зависти не столь однозначно, как в религии.
По мнению психологов, зависть – это комплекс негативных эмоций, вызванных благополучием другого человека или его превосходством. Она свойственна всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Зависть возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно или заслуженно имеют больше. Формула «лучше – хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.
Особенность зависти состоит в том, что если большинство других грехов сосредоточивают внимание на самом человеке и его положительных ощущениях, зависть фокусируется на других людях. При этом человек как бы «забывает» о себе и думает только об успехе или радости другого. Об этом говорит даже структурный анализ данного слова: «за-висть», «за-видовать», то есть — «видеть за другого». С другой стороны, он не видит ценности собственной жизни, не умеет радоваться собственным успехам, не замечает своей уникальности, а все свое внимание уделяет явным или мнимым преимуществам окружающих людей. Если большинство смертных грехов (похоть, обжорство, гордыня), доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих его жизнь.
Но зависть – это сложное чувство, стоящее у истоков войн и революций, поддерживающее тщеславие и гордыню. Вместе с тем, как утверждают психологи, исследование зависти открыло и другую её функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека.
Условно зависть делят на черную и белую. Первая насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха. Можно также сказать, что «белая» зависть – это зависть, основанная на разуме. Человек анализирует свои возможности и возможности другого человека, после чего решает, что и он способен достичь того же. С помощью разума и логики человек решает, кому имеет смысл завидовать, а кому нет; а, позавидовав чужому успеху, строит планы и предпринимает действия по достижению такого же или большего успеха. А «черная» зависть пассивна и разрушительна, она не мотивирует завистника на какие-то действия и поэтому - не конструктивна. Человеку остается лишь мучиться от собственного бессилия и проклинать несправедливую судьбу.
Но в уже упомянутой книге «Психология зависти, враждебности, тщеславия» Е.П.Ильин пишет о том, что выделяют и другие (промежуточные) оттенки зависти.
«Розовая» зависть – мимолетная, безобидная и поверхностная. Может быть вызвана счастьем, радостью близкого человека или успехами людей ближайшего окружения. К сожалению, несмотря на свою безгрешность, такая зависть при частом проявлении способна перерасти в «черную».
«Красная» зависть – очень негативная эмоция, толкающая на действия по устранению ненавистного чужого достижения. Часто является мотивом для ненависти, мести, агрессии. Такую зависть человек испытывает как мучение и обиду за чужое счастье, и это не даёт покоя его сердцу.
«Зеленая» зависть. Есть одно распространенное выражение: «Нет зависти “белой”, нет зависти “черной”. Существует только одна – ядовито-зеленого цвета». Причиной «зеленой» зависти может быть жадность или скупость человека. Причем совершенно не имеет значения, является этот человек бедным или, наоборот, богатым. Завистник не находит себе места из-за наличия у кого-то чего-либо лучше, красивее, дороже, больше и т. д. Смысл жизни для таких людей – материальные блага, поэтому они негативно воспринимают все, что связано с наличием таких ценностей у окружающих.
«Желтая» зависть. Чаще всего люди, испытывающие к кому-то зависть, не выражают это открыто. Но после общения с ними у объекта зависти портится настроение, возникает чувство тревоги, обиды.
«Серая» зависть – проявление низших, самых примитивных черт человеческой личности, отсутствие самоуважения и значимости. Завистник постоянно испытывает чувство ненужности, съедает себя изнутри из-за собственной закомплексованности и низкой самооценки. Этот вид зависти характерен для неуверенных в себе людей, очень обидчивых, невротичных, подверженных самокопанию.
В статье «Психологический анализ чувства зависти» профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно -экономического института  Ю.В.Щербатых пишет о том, что существует две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой версии, зависть – это некая генетическая программа, наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Но эта теория описывает только конструктивную, так называемую «белую» зависть, и никак не объясняет черное, иссушающее душу чувство, которое мучает человека, но не толкает его к реальному соревнованию с соперником. Поэтому гораздо больше сторонников получила теория «социального научения», которая считает, что зависти человек учится в процессе социальной жизни. Согласно этой точки зрения, врожденной склонности к зависти нет. Просто родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать своего ребенка с другими детьми – более успешными, с их точки зрения, в результате чего они невольно и засевают чистую душу ребенка «семенами греха зависти». А из этих семян и вырастают потом соответствующие плоды. Со временем зависть может привести к деформации личности. Человек становится более подозрительным и тревожным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Хроническая форма зависти напрягает нервную систему и выматывает человека до крайности не только на психологическом, но и на телесном уровне. Можно сказать, что зависть — это проявление незрелости личности. Эта несформированность личности выражается в том, что человек не умеет осознавать своего предназначения в мире, не понимает свои сильные стороны и не способен научиться их развивать. Именно поэтому люди чаще завидуют тому, что не продается и что невозможно получить ни за какие деньги. К таким явлениям относятся красота, талант, удача.
В этой же статье Ю.В.Щербатых пишет о том, что у зависти есть много корней, среди которых можно выделить восемь основных:
1.Равенство
В основе зависти может быть стремление к равенству. Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди примерно равны, а значит, и должны получать от жизни примерно одинаково. Таких людей особенно возмущает и раздражает, когда успеха достигает кто-то из их ближайшего окружения, тот, кто стоит «на одной иерархической ступеньке».
2.Справедливость
Зависть - это особое, обостренное чувство справедливости: «Все должно быть по заслугам!» или «Все в этой жизни должно быть честно!». Проблема в том, что понятие «честно» и «справедливо» каждый человек понимает по-своему. Тем не менее, для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех приходили именно справедливым путем. Они готовы примириться с тем, что человек заработал миллион долларов, напряженно работая несколько лет и во всем себе отказывая, но когда миллионером становится бомж, выигравший в лотерею, – для них это невыносимо! С возрастом люди, взрастившие свою зависть из этого корня, часто выбирают себе амплуа мучеников. Они страдают от чувства несправедливости, пытаются свалить вину на более успешного. Заставляя других ощущать себя виноватыми, они в своем воображении словно восстанавливают справедливость в мире.
3.Негативное отношение к богатству и успеху
Некоторые люди могут перетерпеть умеренный успех окружающих, но излишнее (с их точки зрения) богатство – аморально. В этом случае мы имеем дело не столько с завистью, сколько с определенными этическими установками. Но такие люди и сами внутренне не готовы к богатству, так как в детстве родители глубоко внушили им мысли, что «трудом праведным не построишь палат каменных» и «все значительные состояния заработаны нечестным путем». Поэтому таких людей очень раздражает богатство и успех других людей, особенно, когда они кичатся ими.
4. Обида на судьбу
Этот корень зависти прорастает у тех, кто излишне верит во всемогущество судьбы и слабо верит  в собственные силы. Их очень расстраивает осознание того, что другим людям везет больше, чем им. Им кажется, что фортуна по какой-то причине их невзлюбила, а сами они ничего не могут поделать в этой жизни без помощи внешних обстоятельств. Такие люди ставят свечки в храмах, верят в приметы и фэн-шуй, возносят молитвы или занимаются магией – с переменным успехом или совсем без него.
5.Негативное отношение к другим людям
Люди, испытывающие зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это – итог воспитания, а может быть , следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет. От ненависти к зависти – один шаг, но такая стратегия не дает выигрыша в жизненной борьбе. Ведь люди прекрасно чувствуют отношение к себе и начинают относиться к завистнику еще хуже. Возникает замкнутый круг, выйти из которого можно, только если научишься видеть в людях и хорошие, светлые стороны.
6.Ревность
Ревность и зависть - родные сестры. «Это все мое и только мое, – говорит зависть, – и я не желаю, чтобы это было и у другого». «Я хочу, чтобы только у меня была твоя любовь, чтобы ты принадлежал(а) только мне», – вторит ей ревность, и очень трудно различить их голоса.
7.Заниженная   самооценка
Люди, у которых зависть произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Более того, они по-настоящему не любят и не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть совсем не так. Можно сказать, что зависть таких людей  — один из компонентов их комплекса неполноценности.
8.Неумение извлекать пользу из поражений
Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они с ужасом воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе вместо того, чтобы относиться к жизни как к игре. Их излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно.
Из всего вышеизложенного следует, что зависть в психологии рассматривается как серьезная проблема, приносящая человеку больше вреда, чем пользы, ведь чаще всего завистник — человек несчастный, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых завистников появляется желание причинить вред другому человеку, чтобы он потерпел неудачу, несчастье, «опозорился» перед окружающими. Это желание, подкрепляемое ненавистью, часто толкает человека на совершение аморальных поступков. Такому человеку важно получить психологическую помощь в обязательном порядке, иначе последствия его жизни могут быть очень плачевны как для него самого, так и для окружающих его людей. А также следует запомнить слова опытного психотерапевта, автора книги «Проблемы, в которые играют люди» Александра Стражного, утверждающего: «Радуясь достижениям окружающих, стоит сравнивать себя не с ними, а себя сегодняшнего с собой предыдущим. Прогресс есть, значит, всё нормально. Значит, жизнь идет в правильном направлении».
2. Проблема зависти в художественной литературе
Проблема зависти является одной из важных и в художественной литературе. Многие русские и зарубежные писатели разных течений и эпох стремились в своих произведениях показать разрушительное влияние зависти на личность человека. Это можно проследить на примере произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Д.С.Лихачёва.
2.1 Маленькая трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»: зависть таланта к гению
«Моцарт и Сальери» — третья (по авторскому счёту) «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Задумана и предварительно набросана в Михайловском в 1826 г. Написана в чрезвычайно плодотворный период, известный в пушкиноведении под названием Первой Болдинской осени (1830 год). Впервые напечатана в альманахе «Северные цветы».
"Моцарт и Сальери" - это единственная из "маленьких трагедий", где созданы образы не вымышленных, а реальный исторических лиц. В основе сюжета лежит легенда, ныне опровергнутая, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим и питавшим к нему жгучую ненависть. Сальери умер в 1825 году, пережив своего друга на 34 года, и Пушкин знал из журналов того времени, что на смертном одре он признался будто бы в ужасном преступлении - в отравлении великого Моцарта. Известен был Пушкину и эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта "Дон Жуан": раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, сгорая от зависти. Ненормальный с точки зрения здравого смысла поступок Сальери показывает, что его совершил человек не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес. В заметке «О Сальери» Пушкин писал: «Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить его творца». Однако пушкинские образы Моцарта и Сальери так же далеки от реальных образов известных композиторов, как и весь сюжет трагедии, в которой представлены две системы мышления. Одно – идущее от эмоций, от переполненности впечатлениями жизни, распахнутое, человечное; другое – рационалистическое, расчетливое, прячущееся от людей. Первоначальное заглавие произведения – «Зависть», но автор уходит от него, потому что оно уводило бы читателя в мир страстей, задача же состояла, по мысли известного литературоведа Г.П.Макогоненко, «не в сценическом воспроизведении жизни двух известных музыкантов, а в драматическом исследовании психологического и исторического характера отношения таланта к гению на примере судеб художников нового времени». Для гения такой проблемы нет, она существует только для таланта – как ему строить свои отношения с гением. Вот почему центральное место в драматических сценах занимает именно образ Сальери.
Начинается действие с кульминации, с провозглашения выстраданной Сальери мысли:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше.
Эти первые слова раскрывают нам сильную и гордую натуру. Сальери с самого раннего детства посвятил себя музыке. Он не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов.
Я сделался ремесленник: перстам
Предал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить…
По мысли Сальери, искусство – это сумма правил, которые можно выучить, некая тайна, секрет, которым можно овладеть. Его творчество – наука творить, но, овладевая ею, он неминуемо убивает истинное искусство. Сальери превратил искусство в ремесло, в дело, посредством которого он утвердил себя в мире, добился благополучия. Отвоевал свое счастье, как он его понимал. Между Моцартом и Сальери непреодолимая пропасть – Моцарт служит искусству, а Сальери заставил искусство служить себе, сделав его орудием своего самоутверждения, которое в обществе нового времени требовало первенства. Так рождается «особый тип зависти таланта к гению – ненависть к тому, кто первенствовал по никем не освящённому праву гения».
Сальери глубоко, мучительно завидует своему гениальному, но беспечному другу, «гуляке праздному» Моцарту. Завистник с отвращением и душевной болью открывает в себе это чувство, прежде ему несвойственное:
Кто скажет, чтоб Сальери гордый былКогда-нибудь завистником презренным,Змеей, людьми растоптанною, вживеПесок и пыль грызущею бессильно?
В беспечной веселости гениального Моцарта Сальери видит, прежде всего, глумление над тем, что священно. Моцарт, с точки зрения Сальери, «бог», который «недостоин сам себя». И потому он считает себя вправе «остановить» Моцарта:
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Наследника нам не оставит он.
Сальери, отравляющий Моцарта, пытается представить себя в трагедийном свете – страдальцем, страстотерпцем.
Нет! Не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы. Служители музыки,
Не я один с моей глухою славой…
Сальери говорит о высоких материях, стремиться обелить себя, а им руководит всего лишь черная зависть. Зависть Сальери – это род одержимости, направляющей его помыслы и поступки. Его зависть тем сильнее, чем добродушнее и открытее Моцарт, которому всё дается с такой головокружительной легкостью.
Моцарт вступает в действие после того, как мы услышим из уст Сальери его характеристику: бессмертный гений, «безумец» и - гуляка праздный. Моцарт совсем не боится уронить своего сана Гения: его отличает искренность, детская наивность, вера в жизнь и окружающих людей. Он живет музыкой и служит искусству бескорыстно и бескомпромиссно. Он весь в чудесном мире гармонии; не таясь, радуется жизни, наслаждаясь и игрой слепого скрипача, и возможностью поделиться с другом Сальери своими замыслами и новыми сочинениями. Он не понимает тех, кто ищет в искусстве лишь пользу, для него цель искусства – само искусство. И этим он сродни самому Пушкину.
Отношение таланта к гению, основанное на зависти, закономерно приводит к убийству Моцарта. Он в этом конфликте обречен, ведь на стороне Сальери и ему подобных – активность, порождаемая жаждой первенствовать; ненависть, питаемая индивидуализмом; жестокость бездуховной натуры, способной мстить гению. Сцена отравления потрясает доверчивостью и беззащитностью Моцарта и вероломством, нечеловеческим хладнокровием убийцы. Моцарт играет другу свое последнее произведение – «Requiem», а тот, с наслаждением слушая музыку, бросает в стакан Моцарта яд и вдруг – плачет! Слезы Сальери помогают увидеть его обыкновенным человеком, а не воплощением зла. Пушкин показывает талант, искренне наслаждающийся творениями гения и убивающий гения, «это символ жестокости бесчеловечия общества, породившего эгоизм как необходимую форму самоутверждения человека».
Но, убив Моцарта, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки - зависть. Глубинный ее смысл открывается Сальери после прощания с Моцартом. Он вспоминает слова друга: «Гений и злодейство две вещи несовместимые» - и понимает, что тот действительно гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, и потому ему доступен «пир жизни», беспечная радость бытия, способность ценить мгновение. Сальери пытается себя оправдать, вспоминая легенду о Микеланджело Буонаротти, согласно которой Микеланджело, расписывая один из соборов Ватикана, умертвил натурщика, чтобы правдоподобнее изобразить муки умирающего Христа. Убийство ради искусства! Но это не оправдание. Сальери совершает злодейство, которое не приносит ему душевного успокоения. Его поражает страшная мысль: исполняя «долг», он отравил Моцарта, но музыка гения жива, её убить нельзя, она бессмертна. В итоге завистник Сальери терпит свою окончательную идейную и нравственную катастрофу.
Таким образом, в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин ярко показал, как зависть может стать не только источником преступления, но и причиной нравственного краха личности.
2.2 Повесть Н.В.Гоголя «Портрет»: зависть как причина краха творческой личности
Зависть ведет к краху творческой личности и в повести Н.В.Гоголя «Портрет». Повесть имеет две редакции — раннюю («Арабески»; там герой назывался Чертков — от слова «черт») и позднюю («Петербургские повести»; здесь герой носит фамилию Чартков — от слова «чары»).
В основу сюжета произведения легла судьба бедного, но честного и одаренного талантом художника, обладавшего «страстью к искусству».
В начале повести Гоголь рисует неприхотливый быт начинающего художника, скудную обстановку его жилья, ветхое платье. При всем том бедность Чарткова чиста: он «с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде...». Он с юношеской пылкостью восторгается высотой гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Однако в его характере, как проницательно подметил профессор живописи, учитель Чарткова, есть нетерпение, он склонен поддаваться чарам, соблазнам («Тебя одно что-нибудь заманит... ты им и занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь»). Эти черточки характера нет-нет да и проявляются у Чарткова во всем. В живописи у него «начинают слишком бойко кричать краски», «рисунок не строг... линия не видна...». В обычной жизни слабости принимают иной вид: его «уже начинает свет тянуть», на шее повязан «щегольской платок», а на голове красуется «шляпа с лоском». Ему хочется «кутнуть, щегольнуть- словом, кое-где показать свою молодость». Но до поры до времени «он мог взять над собою власть», пока не произошел случай, круто повернувший его судьбу.
Чартков схвачен Гоголем в тот момент, когда он находится в процессе духовного и профессионального взросления. Он уже научился отличать мастера от поденщика, но подлинное содержание искусства от него еще скрыто. К тому же Чартков еще не умеет проникать в глубину творения («Еще не понимал он всей глубины Рафаэля...»), но более обращает свои взоры на форму.
Однажды Чартков был потрясен неожиданно увиденным в лавке странным портретом старика с пронзительными глазами. «Сила кисти,— пишет Гоголь,— была разительна». Чартков отдает последний двугривенный и становится обладателем картины. С этого момента в случае с Чартковым начинается история падения человека и художника. Деньги, выпавшие из рамы портрета, дали ему возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием; сразу же богатство и слава, а не искусство стали его кумиром. Служение золотому тельцу начинает нравственно развращать молодого художника. Он уже становится модным живописцем, «скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем...». При этом он чувствует, что не имеет уже никакого отношения к настоящему искусству. По мере роста богатства уменьшается его дарование, исчезают способности, потому что возвышенные и чистые идеалы подменены мелкими и ничтожными. « А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант, которого признаки оказались уже ярко в нем при самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке, тогда как он только что достигнул ещё полного развития всех сил своих». Талант же могут питать и увеличивать только высокие помыслы. Пока Чартков побеждал свои слабости, талант ему не изменял, но когда слабости овладели им, он истощился. Лучшие человеческие чувства также иссякли, и их место заняли зависть, свирепая мстительность.
Однажды на выставке в Академии художеств он видит картину своего бывшего товарища, вернувшегося из Италии. «Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем». Чартков настолько поражен, что не может вымолвить ни слова, и когда надо было что-то сказать о картине, слезы и рыдания вдруг вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы.
Для Чарткова наступает прозрение: он понимает, что загубил лучшие годы своей юности, погасил в себе «искру огня». Он берет в руки кисть, чтобы попытаться оживить в душе былые порывы: ему хочется написать картину «Отпадший ангел», имея в виду себя, отпавшего от любви Божией... Но ничего не получилось.
По мысли Гоголя, это происходит потому, что у Чарткова нет и следа покаяния. Он завидует успеху бывшего своего товарища, чисто по-человечески жалеет о своем  загубленном таланте только потому, что с завистью видит: его слава в сравнении со славой товарища - ничто. «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства», - пишет Гоголь. «Отпадший ангел» не осознает всей глубины своего падения: Чартков, мечтавший когда-то служить искусству, безумно начинает ненавидеть искусство. Он скупает все талантливые произведения, не жалея никаких денег, и уничтожает их с «бешенством тигра» и с «адским» наслаждением. «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель», - говорит о нем автор. Кроме ядовитых слов и вечного порицания, теперь ничего не произносили его уста. И когда его встречали на улице знакомые, они старались увернуться и избежать такой встречи, говоря, что она способна отравить потом весь день. Зависть приводит героя к участившимся припадкам бешенства и безумия, что превратилось вначале в ужасную болезнь, а затем свело Чарткова в могилу.
После его смерти ничего не могли найти от его богатств, но зато с ужасом нашли изрезанные куски тех высоких художественных произведений, цена которых превышала миллионы. Таков страшный итог жизненного пути человека, который поддался дьявольским страстям: жажде наживы и зависти.
Таким образом, главной в повести Гоголя становится мысль об ответственности человека за нравственное содержание личности, за высокие идеалы. Не зря во второй части произведения художник, прошедший трудный путь, дает совет своему сыну: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».
Повесть Гоголя — страстное предупреждение о том, что спор между человечным и античеловечным в мире и в самом человеке не прекратился. Портрет с демонским взглядом таинственно притягательных глаз, как его ни стараются уничтожить персонажи повести, оказывается живучим. Иначе говоря, зло не устранено и в любой миг готово поразить слабых духом людей. Единственное противоядие — нравственное самовоспитание и готовность к трудному пути.
2.3 «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва: «обжигающая опасность зависти»
Проблема «живучести» зависти и необходимости бороться с ней путем нравственного самовоспитания была актуальной не только в19 веке.
О злободневности этой проблемы в веке двадцатом говорит, в частности, Дмитрий Сергеевич Лихачёв – выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (до 1991 — АН СССР), председатель правления Советского (с ноября 1991 — Российского) фонда культуры (1986—1993), автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Помимо перечня его заслуг, в Википедии о нем сказано: «На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности».
В 1985 году вышла в свет его книга «Письма о добром и прекрасном», адресованная прежде всего молодым, «кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями». Это «сборник мудрости», советов, которые дает умудренный опытом автор своим читателям по самым разным вопросам человеческого бытия. Письмо пятнадцатое так и называется – «Про зависть» /Приложение 1/
В данном письме о страшном чувстве, способном тихо, но коварно подкрадываться и разъедать душу ревнивца, Д.С. Лихачев пытается размышлять с полемической заостренностью, предлагая воображаемому собеседнику исследовать собственную жизнь и свою жизненную позицию. Автор не зря прибегает к публицистическому стилю, ведь известно, что важнейшая его функция – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата. Этому соответствует жанр проблемного очерка, где главное – отношение к данному вопросу. В роли вступления в тексте «работает» цепочка риторических вопросов, с помощью которых автор указывает важную проблему, нацеливая на её обсуждение.
По мнению Д.С.Лихачева, если вы завидуете победам спортсменов, одноклассников, друзей, коллег, то есть если вы завидуете достижениям «ближних», значит, вас настигла «обжигающая опасность зависти». Метафора, выражающая авторскую обеспокоенность, взволнованность, призвана остановить человека, пробудить в нем чувство осторожности, чтобы соревновательная гонка не уничтожила индивидуальные склонности, чтобы человек не стал себе чужим, а был самим собой, яркой и неповторимой личностью. Автор прямо предупреждает, что зависть - это «ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует», и призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.
Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, ищите свое место в мире, реализуя свой потенциал, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (ведь каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и самобытен), и вы никогда не будете завидовать.
3.Исследовательская часть: зависть и современные подростки
По мнению психологов, завидовать мы начинаем в раннем детстве, поэтому подростковая зависть вполне понятна, ведь она развивается вместе с ребенком. Но в этом возрасте зависть становится уже достаточно серьезной проблемой. Ни для кого не секрет, что подростковый период очень сложный в психологическом плане: уход из детства, переход во взрослую жизнь, половое влечение, стремление определиться с целью в жизни, выбором профессии и так далее. У подростков, ввиду юношеского романтизма, раздуты все чувства, неустойчива психика… В это время подростки способны всей душой отдаваться как положительным, так и отрицательным порывам.
Чтобы выяснить, насколько подвержены зависти мои сверстники, мною было проведено анкетирование среди обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ №6 г.Курчатова. В опросе участвовало 56 респондентов, которым было предложено ответить на 4 вопроса.
На первый вопрос: «Знакомо ли вам чувство зависти?»- 82% респондентов ответили утвердительно, соответственно 18% - отрицательно.
Второй вопрос звучал так: «Чему вы чаще всего завидуете?» Ответы тех, кто испытывал это чувство, распределились следующим образом: 28% опрошенных завидуют чаще всего талантам и уму других, 25% восьмиклассников завидуют внешности, 22% - славе и успеху, 20% - богатству, материальному благополучию других людей. Среди редких ответов были и такие: «завидую взаимоотношениям в семье», «завидую тем, у кого есть родные братья и сестры», «завидую здоровью других».
На вопрос «Мешает ли вам это чувство жить» 22% респондентов ответили утвердительно, 78% - отрицательно.
Наибольшее затруднение у опрашиваемых вызвал последний, четвертый, вопрос: «Как, по-вашему, можно избавиться от зависти?» Самыми популярными были следующие ответы: 39% подростков ответили, что следует «добиться того, чему вы завидуете»; 35% честно ответили, что не знают, как это сделать; 12% советуют «радоваться тому, что есть»; 10% рекомендуют обратиться к психологу. А один респондент заявил, что от зависти не избавишься.
Анализируя результаты анкетирования, хотелось бы обратить внимание на некоторые его аспекты. Так, почти 1/5 часть опрошенных восьмиклассников ответила, что не знакома с чувством зависти. По этому поводу известный французский литератор и философ Гельвеций ещё в 17 веке сказал: «Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя». Поэтому я советую своим сверстникам критичнее и честнее посмотреть в глубины своей души.
Интересны также ответы на третий вопрос. 78% опрошенных ответили, что им зависть не мешает жить. Возможно, это говорит о том, что чувство зависти ещё не столь серьезно укрепилось в их душах или опять же мои сверстники ещё не настолько хорошо умеют анализировать и понимать своё внутреннее состояние.
Тем же, кто не знает, как победить в себе зависть, можно посоветовать прислушаться к советам психологов: чтобы избавиться от зависти, жизнь должна быть подконтрольна самоанализу со стороны индивида. При первых же признаках этого чувства следует углубиться в себя и разобраться с его первопричинами. Следует понять, чего на самом деле хочется и к чему действительно есть смысл стремиться.

Заключение
Таким образом, в ходе исследования мною были получены следующие результаты:
Природа зависти насчитывает многовековую историю, так как это свойство человеческой личности возникло вместе с появлением человека, с его стремлением сравнивать себя с другими. В народной мудрости, античной литературе, христианской морали зависть воспринимается как крайне отрицательное качество, с которым необходимо бороться, и лишь в психологии рассматриваются как отрицательные, так и положительные её стороны.
Проблема зависти в художественной литературе относится к числу наиболее актуальных во все времена. Во многих своих произведениях известные мастера слова показывают разрушительное влияние зависти на душу и жизнь человека.
Результаты анкетирования обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ №6 г.Курчатова подтверждают общепризнанные выводы о том, что зависть зарождается ещё в детском возрасте и особо укрепляется в подростковый период.
Гипотеза, высказанная мною в начале работы, подтвердилась частично. Действительно, зависть, как отрицательное качество личности, оказывает на человека негативное, разрушительное влияние, мешает ему достичь гармонии с окружающим миром. Но свойственно это качество далеко не всегда людям ограниченным, не способным добиться чего-то большого и важного в своей жизни, зависть – это общечеловеческое явление, поражающее душу всех людей независимо от национальности, вероисповедания, пола, темперамента, природных данных, общественного статуса и т.д.
Поэтому свою работу я рассматриваю как первый шаг на пути изучения данной проблемы. В дальнейшем мне бы хотелось на примере жизненного материала и художественных произведений проследить влияние зависти именно на современных подростков.
Данная работа может быть интересна как обучающимся разных возрастных групп, так и взрослым – учителям и родителям. Подобные исследования формируют интерес к одной из самых серьезных во все времена проблем, побуждают каждого бороться с своими отрицательными качествами, совершенствуя себя и свою жизнь.
Собранный мною материал может быть использован на классных часах, родительских собраниях, в индивидуальных беседах с детьми и их родителями.
Литература
1. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души.- М.: АСТ; Олимп, 1996
2. Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. URL: bookz.ru authors/evgenii-il_in/psiholog3. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. URL: knigosite.org4. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы.- Л.: «Художественная литература», 1974
5. Николаев Д.П. Сатира Гоголя.- М.: Художественная литература, 1984
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковик, 1999
7. Озеров Л.А. О «Маленьких трагедиях».- М.: Детская литература, 1977
8. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах.Т.2 Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения.- М.: Художественная литература, 1986
9. Стражный Александр. Проблемы, в которые играют люди.- М.: ООО Издательство «София», 2011
10. Толковый словарь Даля.  URL: slovari.yandex.ru11. Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти. URL:
HYPERLINK "http://www.no-stress.ru/" \t "_blank"no-stress.ru›HYPERLINK "http://www.no-stress.ru/articles/religion/analiz-zavisy.html" \t "_blank"articles/religion/analiz-zavisy.html
12. azbyka. ru Православная библиотека
13. bible-center.ru14. ru.wikipedia.org›wiki/Лихачёв Дмитрий Сергеевич15. http://psytheater.com/chuvstvo-zavisti.html16. html ruskline.ru›Архив›…est_nravstvennoe_delo_i…Приложение 1
Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Письмо пятнадцатое «Про зависть».
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные,  индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит не нашли себя.

Защита исследовательского проекта
«Зависть как нравственная категория и художественная проблема»
С древнейших времен человеку свойственно желание стать лучше. Поэтому люди стараются улучшить свои способности, свойства личности, условия жизни, но при этом не могут избавиться от многих отрицательных качеств, мешающих им на пути к совершенству. Одним из них, бесспорно, является зависть. Именно этому свойству человеческой личности я посвятила свой проект, который назвала – «Зависть как нравственная категория и художественная проблема».
Актуальность данной работы очевидна, ведь ещё великий французский писатель Мольер сказал: «Завистники умирают, но зависть – никогда». Эти слова о том, что зависть как свойство человеческой натуры бессмертна, следовательно, проблема зависти была и будет одной из самых актуальных во все времена. Злободневна она и в современном обществе, в котором размыты границы между добром и злом, смещены нравственные ориентиры в пользу материальных благ; сиюминутных выгод, а не истинных ценностей.  
Проблема – живучесть зависти в человеческом обществе.Цель данной работы – на примере жизненного материала и художественных произведений выяснить, что представляет собой зависть как нравственная категория и как она влияет на человека.
Для достижения этой цели я определила следующие задачи:
- изучить природу зависти с точки зрения народной мудрости, христианской морали, психологии;
- на примере художественных произведений проследить влияние зависти на психику и поведение человека;
- на основе анкетирования среди обучающихся 8-х классов МБОУ «СОШ №6» г. Курчатова определить, насколько современные подростки подвержены этому чувству.
Гипотеза – зависть, как отрицательное качество личности, оказывает на человека негативное влияние, мешает гармонии в его жизни и душе; свойственно это качество людям ограниченным, не способным добиться чего-то большого и важного в своей жизни .Объект исследования: зависть как нравственная категория.
Предмет исследования: влияние зависти на душу и жизнь человека.
В своей работе я использовала такие методы:
- изучение литературных источников и материалов сети Интернет;
- анкетирование по данной теме;
- сравнительный анализ результатов исследования.
Говоря о зависти, следует в первую очередь обратиться к толкованию этого слова.
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой зависть определяется так: « Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
Русский народ сложил немало пословиц о зависти, тем самым выражая своё отношение к этому качеству. Вот некоторые из них:
- В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
- Сосед спать не дает: хорошо живет.
Зависть присуща людям всех национальностей, что ярко подтверждают немецкие народные пословицы. Например, такие:
- Курица соседа всегда выглядит гусыней.
- Зависть смотрит на болото и видит море.
Можно также вспомнить испанскую пословицу: «Имей зависть цвет — почернел бы весь свет».
Все эти пословицы в разных вариациях выражают общее отношение людей разных национальностей к зависти как крайне отрицательному качеству, не приносящему человеку никаких благ.
О том, как представляли зависть древние греки, подробно рассказывает Е.П.Ильин в своей книге «Психология зависти, враждебности, тщеславия».
«В древнегреческой мифологии Зависть –сестра богини победы Ники.
Греки чаще всего представляли зависть как уродливую, грязную и косоглазую старуху с высунутым наружу раздвоенным языком, с которого капает яд.
Зависть улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо.
Таким образом, уже в античной литературе зависть рисуется как отрицательный образ, она ненавистница побед, успеха, достижений. Но даже олимпийские боги не могут обойтись без неё.
Взгляд христианской церкви на зависть однозначен и резко отрицателен.
Одной из первых библейских историй о зависти является история Каина, убившего родного брата лишь потому, что Бог принял жертву младшего, а жертвоприношение старшего отверг. Она открывает перед нами два пути человеческого существования: путь добра и любви и путь зла, гордости и зависти.
О зависти говорится и в Десятой заповеди, которая гласит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».
Зависть также относится к семи смертным грехам. Он заключается в том, что человек, завидуя, желает обладать тем, что ему не принадлежит, Бог же каждому человеку дает то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. То есть человек стремится осуществить свою волю наперекор воле Творца, и это разрушительно для человека.
Интересны высказывания Отцов Церкви о зависти.
Например, Святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Завидовать хуже, чем враждовать».
Таким образом, отношение христианской церкви к зависти предельно определённо: это качество в человеке от Дьявола, оно убивает человеческую душу, а значит, с ним нужно постоянно бороться, и главное средство борьбы - это любовь к Богу и к ближнему своему.
В психологии отношение к зависти не столь однозначно, как в религии.
По мнению психологов, зависть свойственна всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Зависть возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления.
Особенность зависти состоит в том, что человек не видит ценности собственной жизни, а все свое внимание уделяет явным или мнимым преимуществам окружающих людей.
Вместе с тем исследование зависти открыло и другую её функцию – побуждение человека к созидательной активности.
Условно зависть делят на черную и белую. Первая насыщена отрицательными эмоциями и пожеланием счастливчику всяческих бед, вторая предполагает позитивное отношение к другому человеку и желание достичь подобного успеха.
Но в уже упомянутой книге «Психология зависти, враждебности, тщеславия» Е.П.Ильин пишет о том, что выделяют и другие оттенки этого чувства: зависть может быть розовая, красная, желтая, серая, зеленая.
Говоря о «зелёной» зависти, можно вспомнить распространенное выражение: «Нет зависти “белой”, нет зависти “черной”. Существует только одна – ядовито-зеленого цвета». Причиной «зеленой» зависти является жадность или скупость человека.
В статье «Психологический анализ чувства зависти» профессор психологии Ю.В.Щербатых, отстаивая мысль о том, что зависть – это не врожденное, а приобретенное человеком качество, перечисляет восемь основных «корней» зависти, которые вы видите на слайде.
К примеру, в основе зависти может лежать обострённое чувство справедливости: «Все должно быть по заслугам!» или «Все в этой жизни должно быть честно!». Проблема в том, что понятие «честно» и «справедливо» каждый человек понимает по-своему.
Из всего вышеизложенного следует, что зависть в психологии рассматривается как серьезная проблема, приносящая человеку больше вреда, чем пользы, ведь чаще всего завистник —человек несчастный, достойный сожаления, страдающий от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства.
1.Равенство
/Человек осознанно или подсознательно считает, что все люди примерно равны, а значит, и должны получать от жизни примерно одинаково. /
3.Негативное отношение к богатству и успеху
/Таких людей очень раздражает богатство и успех других людей, особенно, когда они кичатся им./
4. Обида на судьбу
/Этот корень зависти прорастает у тех, кто излишне верит во всемогущество судьбы, и слабо верит  в собственные силы. Их очень расстраивает осознание того, что другим людям везет больше, чем им./
5.Негативное отношение к другим людям
/Люди, испытывающую зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это – итог воспитания, а может быть – следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет./
6.Ревность
7.Заниженная   самооценка
/Люди, у которых зависть произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Можно сказать, что зависть таких людей  — один из компонентов их комплекса неполноценности./
8.Неумение извлекать пользу из поражений
/У таких людей излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно./

Проблема зависти является одной из важных и в художественной литературе. Это можно проследить на примере произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Д.С.Лихачёва.
В основе сюжета маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» лежит легенда, ныне опровергнутая, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим его и питавшим к нему жгучую зависть. Первоначальное заглавие произведения – «Зависть», но автор уходит от него, потому что оно уводило бы читателя в мир страстей, задача же состояла, по мысли известного литературоведа Г.П.Макогоненко, «не в сценическом воспроизведении жизни двух известных музыкантов, а в драматическом исследовании психологического и исторического характера отношения таланта к гению на примере судеб художников нового времени».Между Моцартом и Сальери непреодолимая пропасть – Моцарт служит искусству, а Сальери заставил искусство служить себе, сделав его орудием своего самоутверждения…
Отношение таланта к гению, основанное на зависти, закономерно приводит к убийству Моцарта. Но, убив, Сальери не смог устранить источник своей нравственной пытки - зависть. Он вспоминает слова друга: «Гений и злодейство две вещи несовместимые» - и понимает, что тот действительно гений, ибо наделен даром внутренней гармонии, даром человечности, музыка гения жива, её убить нельзя. В итоге завистник Сальери терпит свою окончательную идейную и нравственную катастрофу.
Зависть ведет к краху творческой личности и в повести Н.В.Гоголя «Портрет».
В основу сюжета произведения легла судьба бедного, но честного и одаренного талантом художника Чарткова.
Однажды молодой художник становится обладателем странного портрета старика с пронзительными глазами. С этого момента начинается история падения человека и художника. Чартков становится модным живописцем и состоятельным человеком. При этом он чувствует, что не имеет уже никакого отношения к настоящему искусству.
Как-то на выставке в Академии художеств он видит картину своего бывшего товарища, и для Чарткова наступает прозрение: он понимает, что загубил лучшие годы своей юности, погасил в себе «искру огня».
Тогда Чартков, мечтавший когда-то служить искусству, безумно начинает ненавидеть его. Он скупает все талантливые произведения, не жалея никаких денег, и уничтожает их с «бешенством тигра» и с «адским» наслаждением. Зависть приводит героя к участившимся припадкам бешенства и безумия, что превратилось вначале в ужасную болезнь, а затем свело Чарткова в могилу.
Повесть Гоголя — страстное предупреждение о том, что спор между человечным и античеловечным в мире и в самом человеке не прекратился. Зло в любой миг готово поразить слабых духом людей. Единственное противоядие — нравственное самовоспитание и готовность к трудному пути.
Проблема «живучести» зависти и необходимости бороться с ней путем нравственного самовоспитания была актуальной не только в19 веке.
О злободневности этой проблемы в веке двадцатом говорит, в частности, Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Свою книгу «Письма о добром и прекрасном» автор адресует прежде всего молодому поколению, «кому ещё предстоит учиться жизни». Письмо пятнадцатое так и называется – «Про зависть» /Приложение 1/
По мнению Д.С.Лихачева, если вы завидуете достижениям «ближних», значит, вас настигла «обжигающая опасность зависти».  Автор прямо предупреждает, что зависть - это «ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует», и призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей, ведь каждый человек по-своему ярок и самобытен.
Чтобы выяснить, насколько подвержены зависти мои сверстники, мною было проведено анкетирование среди обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ №6 г.Курчатова. В опросе участвовало 56 респондентов, которым было предложено ответить на 4 вопроса.
На первый вопрос: «Знакомо ли вам чувство зависти?»- 82% респондентов ответили утвердительно, соответственно 18% - отрицательно.
Второй вопрос звучал так: «Чему вы чаще всего завидуете?» Ответы тех, кто испытывал это чувство, распределились следующим образом: 28% опрошенных завидуют чаще всего талантам и уму других, 25% восьмиклассников завидуют внешности, 22% - славе и успеху, 20% - богатству, материальному благополучию других людей. Среди редких ответов были и такие: «завидую взаимоотношениям в семье», «завидую тем, у кого есть родные братья и сестры».
На вопрос «Мешает ли вам это чувство жить» 22% респондентов ответили утвердительно, 78% - отрицательно.
Наибольшее затруднение у опрашиваемых вызвал последний вопрос: «Как можно избавиться от зависти?» Самыми популярными были следующие ответы: 39% подростков ответили, что следует «добиться того, чему вы завидуете»; 35% честно ответили, что не знают, как это сделать; 12% советуют «радоваться тому, что есть»; 10% рекомендуют обратиться к психологу.
Анализируя результаты анкетирования, хотелось бы обратить внимание на один его аспект. Так, почти 1/5 часть опрошенных восьмиклассников ответила, что не знакома с чувством зависти. По этому поводу известный французский литератор и философ Гельвеций ещё в 17 веке сказал: «Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя». Поэтому я советую своим сверстникам критичнее и честнее посмотреть в глубины своей души.

Таким образом, в ходе исследования мною были получены следующие результаты:
Природа зависти насчитывает многовековую историю, так как это свойство человеческой личности возникло вместе с появлением человека, с его стремлением сравнивать себя с другими. В народной мудрости, античной литературе, христианской морали зависть воспринимается как крайне отрицательное качество, с которым необходимо бороться, и лишь в психологии рассматриваются как отрицательные, так и положительные её стороны.
Проблема зависти в художественной литературе относится к числу наиболее актуальных во все времена. Во многих своих произведениях известные мастера слова показывают разрушительное влияние зависти на душу и жизнь человека.
Результаты анкетирования обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ №6 г.Курчатова подтверждают общепризнанные выводы о том, что зависть зарождается ещё в детском возрасте и особо укрепляется в подростковый период.
Гипотеза, высказанная мною в начале работы, подтвердилась частично. Действительно, зависть, как отрицательное качество личности, оказывает на человека негативное, разрушительное влияние, мешает ему достичь гармонии с окружающим миром. Но свойственно это качество далеко не всегда людям ограниченным, не способным добиться чего-то большого и важного в своей жизни, зависть – это общечеловеческое явление, поражающее душу всех людей независимо от национальности, вероисповедания, пола, темперамента, природных способностей.
Данная работа может быть интересна как обучающимся разных возрастных групп, так и взрослым – учителям и родителям. Подобные исследования формируют интерес к одной из самых серьезных во все времена проблем, побуждают каждого бороться с своими отрицательными качествами, совершенствуя себя и свою жизнь.
Собранный мною материал может быть использован на классных часах, родительских собраниях, в индивидуальных беседах с детьми и их родителями.
Если вас заинтересовала проблема зависти и вы хотели бы её изучить более глубоко, советую обратиться к литературным источникам и Интернет-ресурсам, указанным на слайде
Спасибо всем за внимание.