Краеведческий подход в оптимизации патриотического воспитания детей



КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОПТИМИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Постановка проблемы.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
С целью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, а также развития творческих способностей детей и молодежи, формирования их социальной и художественной самореализации, совершенствования форм и методов дополнительного образования детей в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского и юношеского творчества «Ровесник» города Евпатории Республики Крым» совместно со школами работает по 4 комплексным программам: «Лидер», «Моя Родина», «Одаренные дети», «Здоровье детей – здоровье нации». Определены общие положения, цели и задачи каждой и ожидаемые результаты по 5 направлениям: учебно-воспитательной деятельности, организационно-массовой работе, научно-методическому обеспечению, психологическому сопровождению и формированию общественного мнения.
Цель доклада - обозначить проблему и раскрыть способы создания оптимальных возможностей для патриотического воспитания и творческого развития детей путем использования местного материала в организации краеведческой работы.
Реализация цели требует выполнения следующих задач:
Выявить организационные условия для привлечения учащихся к изучению историко-культурного наследия народов Крыма;
- обозначить пути повышения эффективности патриотического воспитания учащихся;
активизировать поисковую и научно-исследовательскую работу по краеведению и этнографии;
привлечь внимание общественности к историко-культурному и природному наследию Крыма.
Основной материал исследования. Программа «МОЯ РОДИНА» направлена на привитие любви к «малой Родине» - Крыму, являющемуся неотъемлемой частью «большой Родины» - России; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих наш полуостров, воспитание уважения к Конституции и символике России, Конституции и символам Республики Крым; признание прав на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека, как фактора взаимного обогащения всех культур; воспитание терпимости и уважения к людям всех национальностей и конфессий.
В соответствии с целью комплексной программы «Моя Родина» организовано детское объединение «Краевед», содействующий воспитанию сознательного гражданина и патриота, формированию у молодежи социального опыта, высокой культуры межнациональных отношений.
В условиях экономической, идеологической и политической интеграции утверждаются и получают приоритетное значение общечеловеческие ценности, которые базируются на культурно-национальной основе. В связи с этим одной из важнейших задач воспитания учащейся молодежи является развитие национального самосознания, формирование ценностного отношения к своим историческим корням, менталитету, культуре, традициям, родному языку, которая достигается через организацию туристско-краеведческой работы в МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».
Успех работы детского объединения зависит, в основном, от умения, желания, инициативы его руководителя.
Главными условиями краеведческой работы как средства совершенствования навыков и умений, учащихся являются:
учет возрастных особенностей;
использование разнообразных видов деятельности;
рационально запланированная работа.
Основной целью краеведческой деятельности является воспитание у детей бережного отношения к историческому прошлому родного края и духовным ценностям народов Крыма, расширение и углубление знаний обучающихся (учащихся, слушателей) по истории, этнографии, вспомогательным историческим дисциплинам. Эта цель предусматривает выполнение таких задач:
Воспитание толерантности, умения противостоять любому негативному влиянию и позитивно воспринимать мир и свое место в нем;
Развитие творческих способностей личности;
Привлечение учащихся к краеведческой, исследовательской и поисковой работе;
Раскрытие экскурсионных и туристических возможностей Крыма.
Вовлечение учащихся в поисковую работу по краеведению дает возможность всестороннего развития личности. В процессе краеведческой деятельности происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала и приобретаются навыки, необходимые для жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяется кругозор.
Краеведческие исследования помогают учащимся кружка сформировать интерес к истокам своего прошлого, к изучению истории своего города.
В первую очередь определяется цель и задачи исследования. Педагог предлагает ребятам несколько вариантов интересных тем по истории своего города, определяется тема исследования. Это может быть как индивидуальная работа, так и коллективная, в зависимости от уровня подготовки ребенка. Одним из основных факторов при выборе темы является ориентир на конечный результат, создание ситуации успеха. Поэтому подготовка исследовательских работ направлена на участие в историко-краеведческих конкурсах и защите своих работ в Малой академии наук.
Используются различные организационные формы проведения учебно-воспитательного процесса: занятие, урок; экскурсии; консультации для слушателей, кандидатов в члены и действительных членов Малой академии наук «Искатель» по научно-исследовательской, поисковой работе краеведов-исследователей; организация поисковой работы в архивах, библиотеках, музейных хранилищах; обработка и обобщение результатов поисково-исследовательской работы; подготовка к участию в конкурсах, проектах, программах исследовательского направления.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии педагог имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.




По содержанию экскурсии делятся на тематические и обзорные.
Тематические экскурсии предусматривают раскрытие конкретной темы по изучению отдельных компонентов и элементов природы или хозяйственной деятельности человека. Обзорные экскурсии дают самые общие представления о природе и хозяйственной деятельности в пределах изучаемой территории. По способам проведения выделяются иллюстративные и исследовательские экскурсии. На иллюстративных экскурсиях основное внимание уделяется объяснительно-иллюстративному и репродуктивному методам обучения, используется рассказ, беседа. Исследовательские экскурсии содержат элементы проблемности и, как правило, педагог использует частично-поисковый и исследовательские методы. Это требует серьезной предварительной теоретической и практической подготовки педагога и учащихся.
После проведения экскурсии педагог проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на занятии, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме творческих работ и сочинений. Формами выявления результатов экскурсии также могут быть - выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
В 2015-2016 годах вся Россия отмечала две важнейших даты в своей истории – 75летие начала Великой Отечественной войны, и 70-тилетие победы Советского Союза в Великой отечественной войне.
Именно сейчас как никогда актуально рассказать подрастающему поколению о славной истории Евпатории. О жителях города, во все времена смело защищавших свою Родину от врагов и мужественно переносивших тяготы военного времени. Работа «Военная история г. Евпатории», подготовленная обучающимся детского объединения «Краевед» заняла 1 место в Республиканском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук «Искатель».
Новизна работы заключается в том, что мы не только собрали и обобщили информацию о военной истории Евпатории, но и разработали экскурсионно-туристический маршрут - «По местам воинской славы города Евпатории» изложив в форме экскурсионного рассказа все основные события военной истории нашего города. Маршрут является интерактивной формой обучения и проведения досуга. Подача информации в виде экскурсии способствует большему погружению экскурсантов в историю, и помогает более наглядно рассмотреть то или иное историческое событие.
Цель работы - проследить, описать и систематизировать события военной истории города Евпатории, с целью патриотического воспитания учащихся и расширения знаний о историческом пути города Евпатории.
Подводя итог проделанной работе, учащийся Ваганов Вячеслав, подготовивший работу, сделал вывод: «Я считаю, что героическая история нашего города, достойна того, что бы быть отмеченной. Моря работа, первый шаг к достижению замечательной цели – присвоения Евпатории звания города воинской славы. Это почётное звание присваивается городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».
Выводы. Важным моментом в организации краеведческой работы является гражданско-патриотическое воспитание, которое способствует формированию у учащихся положительного отношения к своей Родине, всестороннему развитию личности и созданию ситуации успеха в жизни ребенка.
Наиболее эффективной формой краеведческой работы является экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии.
В краеведении многие работы выполняются коллективно, сплачивают общие интересы, общая ответственность за результат. Таким образом, в детях укрепляется сознание полезности общего дела, формируется чувство коллективизма, понимание того, что большую работу можно сделать только сообща. Краеведение создает условия для исследовательской деятельности, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии учащихся, способствует развитию мышления.









13PAGE 15


13PAGE 14315



По содержанию:
Обзорные
Тематические

По способам проведения:
Иллюстративные
Исследовательские

ЭКСКУРСИИ



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315