Старообрядцы Забайкалья. История переселения.


Старообрядцы Забайкалья. История переселения.
Cеме́йские — старообрядцы - яркая и древняя ветвь русского народа. Когда-то предки нынешних семейских жили в южных и центральных областях России, Раскол в русской православной церкви произошел в результате церковной реформы (1653—1660 гг.), когда было официально принято «нововведение» патриарха Никона. Петру I хотелось расположить к России народы, исповедующие православие: славян, грузин, армян, греков. С этой целью Петр решил реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах - Украине, Грузии, Армении. Были исправлены книги, изменено хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, церковное песнопение. Введено написание имени Иисус с двумя «и», вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что на Руси ввели новую веру. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.
Раскольники-староверы, старообрядцы — это та часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение», продолжала придерживаться старых обрядов и молилась по неисправленным церковным книгам. За это раскольники были подвергнуты различным репрессиям. И в конце XVII—начале XVIII вв. многие старообрядцы бежали в Польшу. Там они основали несколько поселений в районах Стародубья и Ветки. Большую часть беженцев составляли выходцы из Московской, Тульской, Орловской, Калужской и Рязанской губерний. Польские паны выделяли им земельные неудобья и за исправно вносимый налог закрыли глаза на все остальное. В Ветку потянулся беглый люд, она стала центром старообрядчества и инакомыслия, собрав более ста тысяч человек.
Пришедшая к власти Екатерина II отобрала у Польши земли, принадлежавшие ранее России. Ветковцы стали подданными Российской империи.
В Забайкалье история старообрядцев началась в 18 веке. Территория Забайкалья в середине XYIII в. стала российской провинцией, где по указу Императрицы от 1762 г отвели земли для первоначального расселения так называемых «поляков», «польских колонистов» и бежавших сюда русских старообрядцев, где они могли селиться «особливыми слободами», жить по своим правилам, им давались от всех податей и работ льготы на 6 лет. Началось массовое переселение бежавших ранее за границу старообрядцев из Польши в Сибирь. Так появились «семейские» староверы. К концу XVIII века Западное Забайкалье благодаря переселенным сюда старообрядцам с их трудолюбием и земледельческим талантом становится житницей края. Они первыми в Сибири стали обрабатывать землю плугами. 
Выселение старообрядцев не было прихотью Екатерины II. В середине 17 века огромные территории Сибири были пустыми, границы с Китаем, Монголией охраняли казаки, на серебряных и золотых приисках работали каторжане. Всех надо было обеспечивать продовольствием. Эту задачу возложила Екатерина на «польских колонистов». Продать свое имущество там они не имели возможности, поэтому то, что сумели унести с собой в руках - это и было все их «богатство». Каждой семье давали подводу, если в семье было более 3 человек, то давали и по две. Казаков, сопровождавших старообрядцев, было немного - несколько человек.
Первые переселенцы появились в Бурятии 258 лет назад, в 1757 году. Из сохранившихся документов явствует, что первых вывезенных из Ветки старообрядцев, размещенных в 1765 году на территории Тарбагатайского общества, было 237 человек мужского и 240 душ женского пола. В марте 1767 г. в Забайкалье прибыла третья партия старообрядцев - 453 человека. С переселением началось интенсивное освоение мест края. Насильственно приведенные люди, владея большим сельскохозяйственным опытом и трудолюбием, через некоторое время заслужили признание. «Они и камень сделали плодородным», - говорил о них иркутский губернатор Трескин.
Семейские расселились крупными группами в 12 населенных пунктах ,образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского,  Мухоршибирского, Тарбагатайского, Заиграевского,  Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия и  Красночикойского района Забайкальского края.
Большинство старообрядцев Тарбагатайского общества жило среди старожильческого православного населения. Район образован 1 октября 1923 г. На территории района площадью 2836 кв. километров проживает около 30 тысяч человек. Основные жители – русские, в основном старообрядцы. Районный центр – с. Тарбагатай, расположен в 52 км. от Улан-Удэ. К юго-западу от Байкала тоненькой ниточкой тянется главная водная артерия озера Байкал – Селенга. Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган» - «сурок» - зверек, который обитает в этих краях. В 22 селах и деревнях района, раскинувшихся вдоль ручьев и небольших речек, берущих свое начало в таежных хребтах, проживает около 18 тысяч человек.
Что помогло старообрядцам быстро обустроиться на новом месте:
1.Либерализация отношений между государством и старообрядцами
2. заселение малонаселенных и пустующих земель старообрядцами.
3. Пополнение государственной казны за счет новых плательщиков.
4. Забота о приумножении российского народа.
5. Обычно русские люди на окраинах помогали друг другу.
6. «Великая общинная сплоченность", "умение трудиться день и ночь».
7. В первое время старообрядцы получили определенную помощь со стороны государства.
8. В соответствии с указом в первые годы семейские освобождались от податей, обеспечивались семенным зерном.
9. Физический труд был у старообрядцев призванием и самоцелью. Интенсивный труд не осуждался, а наоборот, поощрялся, т. к. давал шанс к спасению души.