Интеллектуальная игра-пентагон Физика и техника. Большие и маленькие открытия и изобретения


Интеллектуальная игра
«Физика и техника. Большие и маленькие открытия и изобретения»
Дата проведения: май 2009 г.
Участники игры: 11-7 классы
Форма игры: «Пентагон» (форма игры позаимствована из пособия Анашиной Н.Ю., Галеевой Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004)
Место проведения: актовый зал школы; стулья, поставленные в круг (6 – по количеству участников команд); места для зрителей, жюри
I. Вступление. Слово ведущего
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света,
Без электрических лучей?
В этих коротких стихотворных строчках польского поэта Адама Мицкевича, словно в капле воды, отражается вся сущность одной из величайших наук на земле, науки, помогающей человеку выжить, жить и процветать вот уже многие тысячи лет – науки ФИЗИКИ.
Добрый день, господа интеллектуалы! Продолжаем игры нашего школьного интеллектуального клуба «Наследие Ломоносова». Сегодня мы собрались для того, чтобы разобраться, для кого уроки физики были и есть не временем пребывания в школе, а способом познать мир, в котором мы живем.
Мы живем в огромном мире, подчиняющемся определенным законам. Эти законы существуют помимо человека – они были и есть, и будут, независимо от того, знаем ли мы их или нет. Человечество же, в силу своей неуемной жажды к познанию, всегда будет стремиться познать законы природы. Многое уже познано и открыто, изобретено, создано и успешно применяется. И пусть наша игра прозвучит как гимн великим физикам, окружившим нашу жизнь вещами, без которых она просто немыслима. Итак, тема нашей игры – «Физика и техника. Большие и маленькие открытия и изобретения».
Сегодня на игровой площадке встречаются команды 11-7 классов. Соревнование будет проводится по параллелям, в каждой параллели определится один победитель.
Представление команд. Представление членов жюри (желательно учителей физики).
Самое время приступить к объяснению правил игры. Сегодня форма нашего состязания – «Пентагон». При подготовке к игре задумано 20 великих изобретений человечества, а для вас – по 4 для каждой параллели. Играть будем, соревнуясь по параллелям. Все классы одной параллели будут отгадывать по одному из четырех задуманных изобретений одновременно. На игровую площадку я приглашаю команды 11-ых классов. Займите свои места. У вас есть ручка, планшет и бланки для заполнения ответов.
Я буду сообщать вам сведения о каждом новом изобретении. Таких сообщений будет 5, поэтому игра носит название «Пентагон». Это будет 5 подсказок. После каждой подсказки и минуты обсуждения дается письменный ответ на бланке. Если ответа нет – ставится длинный прочерк во всю графу ответа. Первая подсказка – самая сложная, за нее можно получить 5 баллов. Но только в случае правильного ответа. Если ответ неверный – вы зарабатываете - 1 очко. После второй верной подсказки – 4 балла, 3 и т.д. Чем больше подсказок вы услышите до того, как дать ответ, тем меньше очков вы заработаете. Конечно, сначала идут «трудные» подсказки, а затем все более понятные. После последней, 5-ой подсказки вы обязательно поймете, о чем идет речь.
Может получиться так, что вы уже дали ответ, но после следующей подсказки сообразили, что поспешили, дали неверный ответ. Тогда вы можете дать новый ответ. Один и тот же ответ дважды давать не следует. Правильный ответ засчитывается только один раз. За неверный ответ всегда засчитывается минус одно очко, даже если ошибочный ответ следовал после правильного. Ваша задача: как можно раньше догадаться, о каком техническом изобретении идет речь, чтобы заработать больше очков. Но и не слишком торопиться, чтобы не отхватить штрафные очки, которые вычитаются из вашего результата. В бланках ответов ничего вычеркивать и исправлять нельзя! Если нет вопросов, то мы начинаем!!!
II. Ход игры
11 классы
Изобретение №1
«Подсказка» Балл
1. Это впервые появилось в 1926 году и было настоящей диковинкой. Приборы для приема этого сейчас есть в каждом доме 5
2. Принцип работы этого основан на преобразовании световых волн в электрические сигналы и наоборот 4
3. Сигналы распространяются через спутники связи, затем снова преобразуются и поступают на домашние приемники 3
4. Это способ передачи звука и изображения по воздуху 2
5. Основной деталью аппарата для приема этого является электронно-лучевая трубка 1
Ответ: телевидение
Изобретение №2
«Подсказка» Балл
1.Это средство служит в основном для военных целей, но если это имеет маленький размер, то их используют и в научных целях 5
2. Это средство оснащено двумя двигателями: дизельным и электрическим или одним атомным 4
3. Легенда гласит, что во время осады г.Тир (Ливан) в 332 г.до н.э. воины Александра Македонского атаковали город именно из этого, доселе невиданного морского сооружения 3
4. Для наблюдения за внешним миром в этом используется специальный прибор, который представляет собой трубку со встроенными в нее линзами и зеркалами 2
5. Служба на этом морском судне является весьма рискованной 1
Ответ: подводная лодка
Изобретение №3
«Подсказка» Балл
1. Действие этого всегда использовало законы физики, несмотря на то, что это изобретение родилось практически сразу с появлением человека на земле. Использование этого может быть оправдано, если это связано с защитой. 5
2. Это всегда было спутником человека и усовершенствовалось вместе с развитием науки и техники. Это, к сожалению, скорее всего навсегда останется с человеком. 4
3. Когда человек соединил это с огнем, это стало гораздо опаснее и смертоноснее. 3
4. Развитие человечества дошло до того, что это стали изготавливать, используя энергию атомов, тогда человека стали называть великим разрушителем. 2
5. Если последние модели этого применить по назначению, на земле не останется ничего живого. 1
Ответ: оружие
Изобретение №4
«Подсказка» Балл
1. Это механизм, превращающий потенциальную энергию в полезную для выполнения работы5
2. Это изобретено людьми очень давно, с помощью этого работали, например, ветряные мельницы и водяные колеса 4
3. Это может использовать энергию пара и энергию, вырабатываемую при сгорании топлива 3
4. Сейчас это используют во всех транспортных средствах – от автомобиля до корабля 2
5. Это может быть и реактивным 1
Ответ: двигатель
Команды 11-ых классов сдают бланки с ответами в жюри для подведения итогов игры параллели 11-ых классов. На игровую площадку приглашаются команды 10-ых классов.
10-ые классы
Изобретение №1
«Подсказка» Балл
1. То, что придумал парижский проволочник Туранже, было столь редким и дорогим, что давалось в приданое даже принцессам. 5
2. В Англию это завезла Анна Болейн, и возможно, из-за ее трагической гибели появилось суеверное мнение, что дарить их к беде, ибо они «прокалывают» любовь. 4
3. С помощью этого приспособления, так необходимого в быту всем хозяйкам, суеверные люди даже гадают. 3
4. В Санкт-Петербурге здание Адмиралтейства украшено архитектурным изыском, похожим на это. И в самом названии есть это слово. 2
5. Без этого невозможно изготовление одежды. 1
Ответ: игла
Изобретение №2
«Подсказка» Балл
1. Если пропустить через это не готовое употреблению устройство электрический ток, то все вещества вернутся в прежнее состояние и это снова начинает работать 5
2. Когда вся смесь в этом расходуется, то это перестает работать и это можно выбросить. 4
3. В некоторых механизмах это можно обновить, чтобы пользоваться этим снова. 3
4. Это вырабатывает электричество. 2
5. В этом находятся пластины из свинца, которые погружены в раствор кислоты 1
Ответ: батарея
Изобретение №3
«Подсказка» Балл
1. В обработке этого принимают участие химикаты. 5
2. В устройстве для производства этого участвуют линзы 4
3. Название этого происходит от греческих слов, которые в буквальном смысле переводятся как «свист» и «рисую». 3
4. В 1887 г. американский любитель этого Ганнибал Гудвин подал заявку на свое изобретение, которое сделало это доступным массовому потребителю и открыло дорогу другому знаменитому изобретению – кинематографу. 2
5. Это во множестве хранится в каждом доме и напоминает о лучших мгновениях жизни 1
Ответ: фотография
Изобретение №4
«Подсказка» Балл
1. Название этому сооружению придумал чешский писатель Карел Чапек и означает оно «подневольный труд». 5
2. Это работает там, где человек не может работать ввиду сложных условий или большой нагрузки. 4
3. У этих сооружений есть датчики, телекамеры, сенсорные устройства, они помогают находить нужный предмет и работать со сложными деталями. 3
4. Это механизмы, которые выполняют работу при помощи компьютера. 2
5. Это может работать на расстоянии с помощью дистанционного управления. 1
Ответ: робот
Команды 10-ых классов сдают бланки с ответами в жюри для подведения итогов игры параллели 10-ых классов. На игровую площадку приглашаются команды 9-ых классов.
9-ые классы
Изобретение №1
«Подсказка» Балл
1. Это один из величайших физиков и математиков за всю историю человечества. За огромный вклад в науку в 1702 г. он получил дворянское звание. 5
2. Блестящий ученый, он, тем не менее, отличался большой рассеянностью. Часто он обижался на критику, а по отношению к своим удивительным достижениям был очень скромен. 4
3. Так как он был президентом Королевского общества около 30 лет, его портрет был помещен на денежной купюре достоинством 1 фунт стерлингов. 3
4. Этот ученый впервые разложил белый свет на 7 цветов, т.е. обнаружил спектр. 2
5. Он открыл главные в механике законы и принципы. В главном его открытии большую роль сыграл фруктовый сад. 1
Ответ: Исаак Ньютон
Изобретение №2
«Подсказка» Балл
1. Это известное изобретение немецкого инженера в 1455 г. произвело настоящую революцию в мире. Это мощным толчком продвинуло развитие всех сфер человеческой жизни: науку, культуру, технику 5
2. В Китае это появилось ранее – в ХIII веке, но было деревянным и неудобным в использовании. 4
3. В России это появилось в ХVI веке во времена Ивана Грозного и по его приказу. 3
4. Продуктом этого вы пользуетесь каждый день, особенно в школе. Это производит то, что дает вам знания. 2
5. Это участвует даже в изготовлении тканей. 1
Ответ: Печатный станок
Изобретение №3
«Подсказка» Балл
1. История этого изобретения начинается с середины ХVIII века. Сначала этот транспорт двигался со скоростью 40 км/ч. 5
2. Сейчас это может работать на электричестве и достигать скорости до 300 км/ч. 4
3. Это бывает даже на магнитной подвеске, чтобы скользить на воздушной подушке, развивая скорость, сопоставимую со скоростью самолета. 3
4. Это самый безопасный и самый вместительный вид транспорта, перемещающегося на большие расстояния. 2
5. Американские индейцы называли это «железной лошадью». 1
Ответ: поезд
Изобретение №4
«Подсказка» Балл
1. Фотография, сделанная с помощью этого, называется голограммой: глядя на нее, мы видим трехмерное изображение. 5
2. Этот прибор концентрирует свет для получения тонкого мощного луча. 4
3. Это активно используется в медицине, этим пользуются в промышленности для работы со сверхтвердыми материалами. Это используется даже в кассах супермаркетов. 3
4. Этим можно измерять расстояния. 2
5. Внутри этого находится кристалл рубина или газ, атомы которых, приводимые в очень быстрое движение электричеством, излучают сильный свет 1
Ответ: лазер
Команды 9-ых классов сдают бланки с ответами в жюри для подведения итогов игры параллели 9-ых классов. На игровую площадку приглашаются команды 8-ых классов.
8-ые классы
Изобретение №1
«Подсказка» Балл
1. В начале ХХ века россияне спали в среднем 9 часов, сейчас всего 7. В этом многие винят изобретателя, выпустившего в свет это свое детище в 1879 г. 5
2. К изобретению этого приложили руку русские ученые Петров, Яблочков, Лодыгин, Вавилов; француз Жан Бернар Леон Фуко; англичане Джозеф Сван, Уильям Сойер; немцы Фритц Блау и Германн Ремане и американец Алва Эдисон. 4
3. Это источник того, без чего жизнь была бы невозможна. 3
4. В начале ХХ века хрупкая и недолговечная угольная нить в этом была заменена на крепкую нить из вольфрама, самого тугоплавкого металла. 2
5. Это прибор, в котором электрическая энергия преображается в световую в результате накаливания проволоки из тугоплавкого металла. 1
Ответ: лампочка
Изобретение №2
«Подсказка» Балл
1. Это прибор для измерения. В вашем доме этих приборов несколько. 5
2. Этот прибор незаменим в медицине. 4
3. Единица того, что измеряет этот прибор, неодинакова во всем мире. Большинство приборов рассчитано на измерение от точки замерзания воды до точки ее кипения. В США это измеряется по другой шкале. 3
4. Внутри этого прибора расположен спирт или один из металлов. Эти вещества расширяются или сжимаются и тогда показания этого прибора увеличиваются или уменьшаются. 2
5. Эмигрант, живший в США 7 лет, наконец, смог выбраться в отпуск в Россию, на свою родину. Его друзья, тоже эмигранты из России, попросили привезти его некий приборчик, т.к никак не могли привыкнуть к показаниям его американского собрата. «Там же Фаренгейты!»- восклицали они.
1
Ответ: термометр
Изобретение №3
«Подсказка» Балл
1. Первое официальное сообщение было передано с помощью этого в 1844 г. 5
2. Это создал американский художник и изобретатель, чтобы передавать сообщения на расстоянии. 4
3. Сейчас этим пользуются только в определенных участках земной поверхности или тогда, когда радиосигналы слишком слабы. 3
4. Это простейший способ передачи информации, состоящий из 2-ух знаков. 2
5. В марте 1896 г. при очередной демонстрации изобретения русского ученого Александра Степановича Попова, изобретателя радио, была передана первая в мире радиограмма, состоящая из двух слов: «Генрих Герц». Эта радиограмма была передана с помощью этого с расстояния 250 м. 1
Ответ: азбука Морзе
Изобретение №4
«Подсказка» Балл
1.Это сначала было паровым. 5
2. Если все эти технические средства, которые есть на земле, выстроить в одну линию, то она протянется до Луны. И эта очередь все время растет. 4
3. Эти устройства имеют разное назначение: есть для личного пользования, есть специализированные. 3
4. У большинства из этих устройств двигатель расположен спереди. Двигатели могут работать на разном топливе. 2
5. Некоторые из этих устройств используются в спорте и развивают скорость до 300 км/ч 1
Ответ: автомобиль
Команды 8-ых классов сдают бланки с ответами в жюри для подведения итогов игры параллели 8-ых классов. На игровую площадку приглашаются команды 7-ых классов.
7-ые классы
Изобретение №1
«Подсказка» Балл
1. Сначала это великое изобретение было неподвижным и приводилось в движение только с помощью дополнительного устройства. 5
2. Это появилось в бронзовом веке около 5 тысяч лет назад. 4
3. Это сначала было деревянным, а потом стало металлическим. 3
4. Это одно из самых величайших и самых полезных изобретений, сделанных человеком за всю историю. 2
5. Принцип действия этого положен в основу всех средств передвижения и всех механических устройств. 1
Ответ: колесо
Изобретение №2
«Подсказка» Балл
1. Это изделие бытового пользования. Оно связано со зрительными ощущениями человека. Человеку, лишенному зрения, это ни к чему. 5
2. Впервые это было изготовлено в Венеции, в ХVI веке. Это имели знатные особы и изготавливали это больших размеров. Стоило это очень дорого. 4
3. Это очень необходимый в быту предмет, без которого не может обойтись ни один человек хотя бы раз в день. 3
4. Сейчас это используется повсеместно и бывает даже карманным. В автомобилях, например, это очень необходимая деталь, которых несколько. Их отсутствие может привести к аварии. 2
5. Это сделано из стекла с добавлением алюминия или серебра. 1
Ответ: зеркало
Изобретение №3
«Подсказка» Балл
1.Этот прибор впервые был сделан в Европе в ХIII веке. Их устанавливали в церквях и монастырях, чтобы правильно проводить службы. 5
2. В течение ХIV-XVII веков это были самые сложные технические устройства. В них использовались свет и вода, песок и огонь и даже растительное масло. 4
3. В некоторых из этих приборов сейчас используются колебания внутри кристаллов кварца. 3
4. Измерения с помощью этого поначалу были неточными, и Галилео Галилей придумал, как можно улучшить этот прибор, добавив к нему подвешенный груз. 2
5. В древности это заменялось палкой и ее тенью, но это работало только в солнечную погоду. 1
Ответ: часы
Изобретение №4
«Подсказка» Балл
1. Первый такой прибор, очень необходимый науке, появился около 1590 г. в Дании. 5
2. Без этого прибора невозможно развитие многих точных наук. В конце ХVI века этот прибор назывался «блошиные стекла». 4
3. К изобретению этого приложил руку и Галилео Галилей, когда конструировал другой оптический прибор. 3
4. В устройство этого входили сначала 2 линзы, а с 1663 года – 3. 2
5. Изображение в этом сейчас можно увеличить в 45 миллионов раз. 1
Ответ: микроскоп
Команды 7-ых классов сдают бланки с ответами в жюри для подведения итогов игры параллели 7-ых классов.
III. Подведение итогов игры. Слово членам жюри. Награждение победителей в каждой параллели.
Образец бланка для ответов
Класс ____________________
Изобретение 1
подсказка Ответ баллы
1 2 3 4 5 Изобретение 2
подсказка ответ баллы
1 2 3 4 5 Изобретение 3
подсказка ответ баллы
1 2 3 4 5 Изобретение 4
подсказка ответ Баллы
1 2 3 4 5 ИТОГО БАЛЛОВ