Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования


КУРС кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования
«Юный художник»
Пояснительная записка

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки
которые питают источник творческой мысли".В. А. Сухомлинский.
Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, , А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б.Эльконин и др. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от этого зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Юный художник» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В дошкольном учреждении нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель:
- Знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения;
- Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования;
- Организация досуга детей.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать умение находить нетрадиционное сочетание различных изобразительных материалов (восковые мелки и акварель, рисование ватными палочками, обрывная аппликация, скатывание бумажных салфеток, оригами, кляксография с трубочкой, торцевание, рисование манкой, витражная роспись, печатание листьями, монотипия).
- Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования; давать возможность самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.
- Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Планируемые результаты
По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:
- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- У детей сформируются технические навыки рисования;
- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 5-6 лет, количество детей 12 человек, время занятий 25 мин.
Нетрадиционные художественные техники
-Скатывание бумажных салфеток: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
- Оригами: Создание фигуры из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания.
- Торцевание: С помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Затем торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу или по контуру изображения под прямым углом.
- Обрывная аппликация: Отрываются от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем кусочки бумаги накладываются на клей.
- Рисование ватными палочками: Краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.
- Кляксография с трубочкой: Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
- Монотипия: Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
-Восковые мелки и акварель: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
- Витражная роспись: На лист бумаги наносится контур будущего рисунка восковыми мелками, затем пространство между контурами раскрашивают красками.
- Печатание листьями: - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
Работа с родителями
В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания, мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.
Формы подведения итогов кружковой работы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Констатирующий эксперимент
Диагностическое занятие Цветочки
Цель: Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста
Материалы: Все имеющиеся в наличии.
Результаты - анализ детских работ
Формирующий эксперимент
Со 2го по 31 занятие
Анализ детских работ
Контрольный эксперимент
32 занятие: По замыслу
Цель: Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: Все имеющиеся в наличии.
Результаты - анализ детских работ

Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятияНетрадиционная техникаПрограммное содержаниеОборудование1 Диагностическое занятие
Цветы ------------------ Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Все имеющиеся в наличии.
Оценка результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой.
Анализ детских работ показал такие результаты:
Никто из детей не пользовался нетрадиционными техниками. Так как нет достаточного уровня развития изобразительных творческих способностей. Следовательно, на следующем этапе будет проводиться работа по развитию художественно-творческих способностей.

Тема занятияНетрадиционная техникаПрограммное содержаниеОборудование2 Бабочки, которых я видел летом. Обрывная аппликация. Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение. Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА.
3 Осенний парк Кляксография. Набрызг. Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, влажные салфетки, акварель, коктейльная трубочка, зубная щетка.
4 Осеннее разноцветье Печатание листьями Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Бумага А4, влажные салфетки, листья, кисть, акварель.
5 Дерево Витражная роспись Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, влажные салфетки, акварель восковые мелки, кисть, иллюстрации, эскизы.
6 Краски осени Рисование ватными палочками Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, влажные салфетки, ватные палочки, трафареты листьев, простой карандаш, акварель.
7 Книжка Оригами Формировать умения следовать устным инструкциям. Упражнять в работе с бумагой, складывать аккуратно лист бумаги пополам. Бумага, нитки, иголка.
8 Флажок Оригами Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Бумага, клей ПВА.
9 Пудель Скатывание бумажных салфеток Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения. Картон ½ А 4, бумажные салфетки белого цвета, фломастеры.
10 Звезды и луна ТорцеваниеПознакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Картон А 4, клей ПВА, цветные салфетки желтых оттенков, стержень авторучки.
11 Первые снежинки Рисование манной крупой Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, манная крупа, клей ПВА, кисть.
12 Мороженное Рисование мыльными пузырями Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки, фломастеры, клей ПВА, ножницы.
13 Витражная роспись Рисование восковыми мелками и акварелью Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.
14 Украшаем валенок Деда Мороза Торцевание Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Силуэт валенка из картона ½ А 4, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, стержень авторучки.
15 Снежинка Контурное торцевание Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения. Картон ½ А 4, белые бумажные салфетки, клей ПВА, стержень авторучки.
16 В лесу родилась елочка Рисование восковыми мелками и акварелью Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.
17 Котенок Оригами Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Бумага А4, фломастеры.
18 Подводный мир Рисование мыльными пузырями Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, гуашь, вода, стаканы, влажные салфетки, коктейльные трубочки, фломастеры.
19 Веселый жираф Рисование ладошкой Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие. Бумага А4, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА.
20 Зимние пейзажи Рисование манной крупой Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА.
21 Подарок для папы Контурное торцевание Совершенствовать в данной технике умения. Картон ½ А 4, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, стержень авторучки.
22 Снеговик Оригами Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Бумага А 4, фломастеры.
23 Незабудки Рисование ватными палочками Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, влажные салфетки, ватные палочки, фломастеры, акварель.
24 Цветы Оттиск штампом
Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Бумага А4, репчатый лук, гуашь, влажные салфетки.
25 Кукла Оригами Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Бумага А4, фломастеры
26 Половодье в лесу Монотипия Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть.
27 Рисуем планету Рисование манной крупой и акварельными красками Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Картон ½ А 4, влажные салфетки, акварель, манная крупа, клей ПВА.
28 Цветочек Аленький Витражная роспись Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, акварель, кисть, влажные салфетки, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.
29 Мухомор Оригами Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Совершенствовать в данной технике умения. Бумага А4, фломастеры.
30 Веточка сакуры Кляксография. Рисование ватными палочками Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Бумага А4, акварель, ватные палочки, влажные салфетки.
31 Цветущая весна Витражная роспись Совершенствовать в данной технике умения. Бумага А4, влажные салфетки, акварель, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.32 Диагностическое занятие
По замыслу ------------------------------------ Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста Все имеющиеся в наличии.
Анализ детских работ показал такие результаты:
Дети на занятии пользовались нетрадиционными техниками.
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. УрунтаевойИспользуемая литература
1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003
6. «Оригами для дошкольников» С.В. Соколова «детство-пресс» 2005
7. http://stranamasterov.ru/technics/parting-off8. http://womanadvice.ru/netradicionnoe-risovanie-v-detskom-sadu9. http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm10. http://www.moi-detsad.ru/konsultac780.html11. http://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya