Презентация на тему Активизация познавательной деятельности через активные методы и формы преподавания истории


Активизация познавательной деятельности через активные методы и формы преподавания истории Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Матросовой А.А. оказать помощь обучающимся в освоении таких способов действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь обучающимся этот выбор сделать осознанно, то есть научить объективно оценивать свои возможности, способности, интересы и склонности. Задача образования - Философия преподавания: «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» (Н.Чернышевский).«История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни». (античные мыслители).«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский). Познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели. Активные методы обучения (АМО) – система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Классификации методов обучения 1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос. Активные методы обучения: Обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Интерактивные методы обучения: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Активные методы обучения.Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.Схемы использования: опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, исторические исследования, деловые игры. Цели применения активных методов. При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний. Характеристика применяемых методов. «Критическое мышление» - от обыденного знания к новому научному знанию. «Мозговой штурм», опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно,конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое. Интегрированные (бинарные) уроки: история+ литература Эффективность обучения повышается, когда учащиеся: • могли связать новый материал с предыдущим; • заинтересованы в том, что делают; • четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно; • имеют самостоятельность в работе; • имеют возможность для развития нужных умений; • имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу); • обеспечены разными видами деятельности; • имеют необходимую поддержку со стороны учителя; • работают в подходящем для них темпе; • понимают когда и как будут оценены; • могут оценить собственные успехи. Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание. В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах: • эффективном взаимодействии учителя и ученика; • создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых; • понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними. •создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов. Итоги. Активные методы учат: обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив, общаться. Знания каждого ученика пополняются знаниями остальных. Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. ШКОЛА, где обучение ведется на основе активных методов обучения – школа БУДУЩЕГО