Рабочая программа элективного курса Введение в информатику 6 класс, УМК Л.Л. Босова


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ruРассмотрено
на заседании ПМЛ
протокол № 1 от «___» ________ 2016
руководитель ____ Терещенко И.В. Согласовано
заместитель директора по УВР
«____» __________ 20__
__________ Л.Н. Ломакина Утверждаю
директор МАОУ СШ №17
____________ Ю.А. ЦеподойПриказ №______
«____» __________ 20__
Рабочая программа элективного курса

«Введение в информатику»
для 6 классов
2016 - 2017 учебный год
Буянова Анна Павловна,
учитель информатики,
соответствие занимаемой должности


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Введение в информатику» для 6 классов составлена на основе документов:
Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897г. (для основной школы);
Рабочая программа автора Л.Л. Босова, издательский центр «Бином», 2013г;
Приказ министерства образования и науки Амурской области от 15.09.2010 № 1439 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующими программы общего образования»;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 07.04.2016 г. протокол № 6 педагогического совета МАОУ СШ № 17;
Образовательная программа основного общего образования МАОУ СШ №17;
Учебный план МАОУ СШ №17 .
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Учебно-методический комплект Л.Л. Босова, обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя учебники завершенной предметной линии для 5-9 классов
Информация о количестве часов:
количество часов в год - 34
количество часов в неделю - 1
Курс «Введение в информатику» входит в образовательную область «Информатика» и рассчитан на учащихся 6-х классов. Данный курс, как никакой другой, способствует развитию у учащихся основ современного мышления, учит их мыслить, что дает им возможность самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В курсе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Цель курса:
Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Задачи курса:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
различать необходимые и достаточные условия;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
информативно или нет некоторое сообщение;
различные виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно;
об алгоритмах, приводить примеры;
об исполнителях и системе команд исполнителя;
об этических нормах работы с информационными объектами.
Уметь:
приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла; выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений.
Содержание программы
1. Компьютер и информация (10 час)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Биты и байты информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками». Практическая работа №2 «Знакомство с текстовым процессором Word». Практическая работа №3 «Редактирование и форматируем текста. Создаем надписи». Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
2. Человек и информация (12 час)
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №5 «Рисунок на свободную тему». Практическая работа №6 «Power Point. Часы». Практическая работа №7 «Power Point. Времена года». Практическая работа №8 «Power Point. Скакалочка». Практическая работа №9 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». Практическая работа №10 «Создание слайд-шоу».
3. Элементы алгоритмизации (12 час)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы представления алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №11 «Знакомство со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №12 «Исполнитель DRAW». Практическая работа №13 «Исполнитель LINE». Практическая работа №14 «Исполнитель CIRCLE».
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение курса
Учебно-методического комплект “Информатика и ИКТ” для 6 класса под редакцией Л.Л.Босовой, включающий следующие компоненты: учебник, рабочая тетрадь, CD-диск
Л.Л.Босова. Информатика. Учебник для 6 класса. М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2013.
Л.Л.Босова. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2013
Цифровые образовательные ресурсы:
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
http://www.klyaksa.nethttp://www.uroki.nethttp://www.edu.rin.ruhttp://www.scholl-collection.ruhttp://www.klyaksa.nethttp://www.scholl-collection.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ
№ Тема урока Количество часов Дата проведения уроков
план факт
6а 6б 6в 6г
ТБ в кабинете информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 1 05.09 Файлы и папки. Практическая работа №1: «Работа с файлами и папками» 1 12.09 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. 1 19.09 Двоичное кодирование числовой информации. 1 26.09 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор 1 03.10 Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2: «Знакомство с текстовым процессором Word» 1 10.10 Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3: «Редактирование и форматируем текста. Создаем надписи» 1 17.10 Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая работа №4: «Нумерованные и Маркированные списки» 1 24.10 Растровое кодирование графической информации. 1 31.11 Векторное кодирование графической информации. 1 07.11 Информация и знания. 1 14.11 Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №5: «Рисунок на свободную тему» 1 28.11 Понятие как форма мышления. Практическая работа №6: «Power Point. Часы» 1 05.12 Как образуются понятия. Практическая работа №7: «Power Point. Времена года» 1 12.12 Структурирование и визуализация информации. 1 19.12 Содержание и объем понятия. Практическая работа №8: «Power Point. Скакалочка» 1 26.12 Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9: «Работаем с файлами и папками» 1 09.01 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. 1 16.01 Определение понятия. 1 23.01 Классификация. 1 30.01 Суждение как форма мышления. 1 06.02 Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10: «Создание слайд-шоу» 1 13.02 Что такое алгоритм. Практическая работа №11: «Знакомство со средой программирования Qbasic» 1 20.02 Исполнители вокруг нас. Логическая игра. 1 27.02 Формы представления алгоритмов. Создание графических объектов. 1 06.03 Линейные алгоритмы. 1 13.03 Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №12: «Исполнитель DRAW» 1 20.03 Алгоритмы с ветвлениями. 1 27.03 Разработка алгоритма ветвления 1 03.04 Циклические алгоритмы. 1 17.04 Разработка циклического алгоритма Практическая работа №13: «Исполнитель LINE» 1 24.04 Систематизация информации.
Практическая работа №14: «Исполнитель CIRCLЕ» 1 06.05 Элементы алгоритмизации 1 15.05 Итоговое повторение по теме Элементы алгоритмизации 1 22.05