Рабочая программа по географии 11 класс по учебнику Максаковского


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол от 30.08.201__ №____ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №22»
__________ Г.М. Губайдуллина
Приказ от 31.08.201__ №_____
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 29.08.201__ №____
Руководитель ШМО
____________О.Д. Лебедева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Н.А. Михеева
31.08.201__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕГРАФИИ
для 11класса
уровень- среднее общее образование
профиль - общеобразовательный
Разработана
Ф.А.Рахимовой, учителем географии , высшей категории
Октябрьский
2015
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №235 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ МБОУ «СОШ №22» об учебниках, используемых в учебном процессе в 2015/2016 учебном году №219 от 15.05.2015.
Примерная программа основного общего образования по географии для образовательных учреждений.
Авторская программа И.И.Бариновой и В.П.Дронова. География 6-11 классы.–М.: Дрофа. 2011.
Учебный план МБОУ «СОШ №22».
Годовой календарный учебный график МБОУ «СОШ №22».
Цели, задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Задачи:освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, используемый учебник
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; на основе Примерной программы основного общего образования по географии для образовательных учреждений и авторской программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы.
Учебно-методический комбинат представлен:
1. Учебник - Максаковский В.П. География (базовый уровень, 19 издание) 10 класс. Москва  Просвещение. 2011.
2. Атлас. Экономическая и социальная география мира 10кл.  Москва, Дрофа.
3. Контурные карты  10 кл. Москва, Дрофа.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Курс «география» на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
5.Сроки реализации рабочей программы
Данная рабочая программа рассчитана на 2015-2016 учебный год
6.Определение места и роли учебного предмета в овладении учащимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономическая и социальная география мира». Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Учитывая уровень подготовки учащихся и количество часов по учебному плану МБОУ «СОШ №22», учитель считает возможным внести в программу изменения.В авторскую программу внесены следующие изменения: добавлен 1 час на обобщение материала, пройденного за год.
№ Тема Количество
часов по авторской программе Количество
часов
по рабочей
программе
1 Раздел 1.Часть 1. Региональная характеристика мира 25 25
Современная политическая карта мира 3 3
2 Раздел 2.Часть 2. Россия в современном мире 6 6
3 Раздел 3. Часть 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 4 4
Итого: 35 35
Учебно-тематический план: разбивка по темам с указанием общего количества часов: теоретических и практических уроков (представляется в виде таблицы)
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе:
теория практика
1 Раздел 1.Часть 1. Региональная характеристика мира 25 21 4
Современная политическая карта мира 3 3 0
2 Раздел 2.Часть 2. Россия в современном мире 6 6 0
3 Раздел 3. Часть 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 4 3 1
Итого: 35 30 5
9.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету
Используемые технологии Цель Механизм
Проблемное обучение
Развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности.
Активное усвоение знаний Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач: использование подводящего диалога, постановка проблемы, поиск решения проблемы
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей.
Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализация
Обучение развитию критического мышления Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Вовлечение учащихся в различные виды деятельности; постановка вопросов, выработка разнообразных аргументов, принятие независимых продуманных решений
Концентрированное обучение Приспособить обучение к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Изучение предмета происходит за счет объединения занятий в блоки
Активное обучение Организация активности обучаемыхМоделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности
Дифференцированное обучение Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта) Методы индивидуального обучения (использование разноуровневых заданий)
Используемые формы уроков:
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ)
урок обобщения и систематизации знаний (УОСЗ);
урок применения знаний и умений (УПЗУ);
10.Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды Формы
Текущий Фронтальный устный опрос (ФО);
самостоятельная работа (СР) сообщение
Тематический Географический диктант (ГД), тест
Итоговый Контрольная работа (КР) в формате теста//ЕГЭ
11.Виды и количество контрольных работ (практические работы, географические диктанты, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении)
№ п/п Виды контрольных работ Количество контрольных работ
1. Практические работы 5
2 Контрольных работ (в форме тестов) 1
3 Географический диктант (ГД) 12.Критерии оценивания видов работ учащихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход корганизации работы.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельнои рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученногоматериала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины
4. Ответ самостоятельный
5. Наличие неточностей в изложении географического материала
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений
9. Понимание основных географических взаимосвязей
10. Знание карты и умение ей пользоваться
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, непрепятствующие дальнейшему усвоению программного материала
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.)
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала
2. Не делает выводов и обобщений
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов
2. Полностью не усвоил материал
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки
Оценка проверочных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
•выполнил работу без ошибок и недочетов;
•допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
•не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
•или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
•не более двух грубых ошибок;
•или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
•или не более двух-трех негрубых ошибок;
•или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
•или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
•допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, еслиучеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
«5» - 10-9 правильных ответов (100-90%)
«4» - 7-8 правильных ответов (70-80%)
«3» - 5-6 правильных ответов (50-60%)
«2» - менее 5 правильных ответов (45%).
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
2. Время выполнения работы: 30-40 мин.
«5» - 18-20 правильных ответов (100-90%),
«4» - 14-17 правильных ответов (85-70%),
«3» - 10-13 правильных ответов (65-50%),
«2» - менее 10 правильных ответов (45%).
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложенияк учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Всегеографические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование вопределенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности виспользовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаютсясущественные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний
Требования к выполнению практических работ на контурной карте
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»)
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов)
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно)
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов)
II. Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Часть 1. Региональная характеристика мира (25часов)
Современная политическая карта мира (3часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы:
Практическая работа №1 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран. №2Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.№3Составление характеристики Канады.№4Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Раздел2.Часть 2. Россия в современном мире (6 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы:
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел 3. Часть 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (4 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы:
Практическая работа №5 Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды мира и выявление источников загрязнения.
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
III. Календарно-тематический план

урока Тема
урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания
урока Вид контроля Дата проведения
План факт
1 полугодие-17 недель
1 четверть – 9 недель
Часть 2: Региональная характеристика мира-25 часов
Современная политическая карта мира -3 часа
1 Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время
Многообразие стран современного мира и их основные группы 1 УОНМ Современная политическая карта мира. ФО 1нед.сентября 2 Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства мира. Геополитическая и политическая география 1 УОНМ ФО 2нед.сентября 3 Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире 1 УПЗУ СР 3 нед.сентябряЗарубежная Европа-5 часов
4 Общая характеристика зарубежной Европы. Население 1 УОНМ Умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами.Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.Поиск нужной информации по заданной теме.Оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран. ФО, СР 4недсентября 5 Хозяйство, международные экономические связи 1 УОНМ Оценивать демографическую ситуацию,уровни урбанизации. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира,таблицы,картосхемы,диаграммы. ФО 1нед.окт. 6 Восточная Европа. Средняя Европа.
Южная Европа 1 УПЗУ Уметь выделять страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках Тест 2 нед.окт. 7 Европейские страны . Пр.р.№1«Составление сравнительной характеристики двух стран « 1 УОСЗ Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности Г.П. , населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. ПР3нед.окт. 8 Итоговый урок. Контрольная работа по теме «Зарубежная Европа» 1 УОСЗ тесты 4нед.окт. Зарубежная Азия. Австралия- 6 часов
9 Страны зарубежной Азии. Общий обзор 1 УОНМ Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности Г.П., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира ФО 5 нед.окт. 2 четверть – 8 недель
10 Субрегионы зарубежной Азии .Китай 1 УОНМ Внутренние географические различия стран.простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия ФО 1нед.нояб. 11 Япония. Пр.р.№2 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии 1 УОСЗ Комплексная географическая характеристика. ПР2нед.нояб. 12 Индия 1 УОНМ Современные проблемы развития страны. ФО 3нед.нояб. 13 Зачет по теме «Зарубежная Азия» 1 УОСЗ Тесты 4 нед. нояб. Африка-4часа
14 Визитная карточка региона Африка 1 УОНМ Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Африки Региональные различия. Особенности Г.П., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. ФО 1нед.дек. 15 Деление Африки на субрегионы1 УПЗУ Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; СР 2нед.дек. 16 ЮАР 1 УОНМ ФО 3нед.дек. 17 Обобщающее повторение, Контрольная работа по теме «Африка» 1 УОСЗ составлять комплексную характеристику стран Африки: таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты. Тесты 4 нед.дек. 2 полугодие- 17 часов
3 четверть-10 недель
Северная Америка-4 часа
18 «Визитная карточка» региона Северная Америка 1 УОНМ Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Северной Америки СР 3нед.янв. 19 США,хозяйство макрорегиона 1 УОНМ Региональные различия. Особенности Г.П., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития США. ФО 4нед.янв. 20 Канада. Пр.р.№3 Составление характеристики Канада 1 УОСЗ Внутренние географические различия страны. ПР5 нед.янв. 21 Итоговый урок по теме «Северная Америка» 1 УОСЗ Тесты ,
1 нед.февр. Латинская Америка-3 часа
22 «Визитная карточка» региона Латинская Америка 1 УОНМ Комплексная географическая характеристика ПРП, населения и хозяйства Латинской Америки Региональные различия. Особенности Г.П., ПРП, населения, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира СР 2нед.февр. 23 Бразилия, Аргентина, Мексика 1 УОНМ Внутренние географические различия страны. ФО 3нед.февр. 24 Итоговый урок по теме «Латинская Америка» 1 УОСЗ Тесты
4нед.февр. 25 Австралия и Океания комплексная характеристика региона.Пр.р.№4 Составление картосхемы отражающей МЭС Австралийского Союза 1 УОСЗ Картосхемы отражающие международные экономические связи Австралийского Союза, комплексная характеристика региона. ПР1нед.марта Россия в современном мире- 6 часов
26 Россия на политической карте мира 1 УОНМ Г.П. РФ во времени. Современное геополитическое положение РФ. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. РФ в системе международных финансово-экономических отношений. ФО 2нед.марта 27 Россия в мировом хозяйстве и МГРТ, география отраслей ее международной специализации 1 УОНМ Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленности и с/х продукции. ФО 3нед.марта. 4 четверть – 8 недель
28 Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего РФ в системе международных финансово-экономических отношений 1 УПЗУ РФ в системе международных финансово-экономических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры РФ СР 1нед.апр. 29 Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры РФ. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей 1 УОНМ Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры РФ ФО 2нед.апр. 30 Участие России в международных, отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ 1 УОНМ ресурсообеспеченность отдельных стран СНГ их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий; ФО. 3нед.апр. 31 Участие России в Международных социально –экономических и геоэкологических проектах 1 УОНМ Характеристики проблем человечества, установление взаимосвязи между ними. ФО 4нед.апр. Глобальные проблемы человечества-4 часа
32 Классификация и сущность глобальных проблем человечества.Пр.р.№5Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды мира и выявление источников загрязнения 1 УОСЗ Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие.Энергетическая и сырьевая, продовольственная, использования Мирового океана, освоения космоса. ПР5нед.апр. 33 Взаимосвязь глобальных проблем 1 УОНМ Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; ФО 1нед.мая 34 Обобщающее повторение курса «Региональная характеристика мира»
Итоговая контрольная работа 1 УОСЗ давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни. Тестирование в форме ЕГЭ 2нед.мая 35 Обобщение «Страны мира» 1 УПЗУЗачет по карте 3нед.мая IV. Требования к уровню подготовки учащихся
1.Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):
– изменения  политической карты мира под влиянием международных отношений;
- ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов  суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;
- темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;
- темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной  структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять:
- причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;
- закономерности размещения основных видов природных ресурсов;
- различия в естественном  приросте населения темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);
- различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;
- миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления  миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;
-направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского языков, языка хинди;
- причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле;
-особенности размещения основных отраслей хозяйства;
-особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
3. Описывать:
- одну из отраслей мирового хозяйства;
- один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.
4. Определять (измерять):
- принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;
- ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;
Особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;
- крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной  продукции крупнейших городов мира;
- условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
5. Называть и (или) показывать:
- крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;
- мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно- информационные, финансовые, торговые, рекреационные;- основные средства и методы получения географической информации;
- основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
- крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;
- примеры крупнейших старопромышленных районов мира;
- меры по охране вод Океана и суши;
- тенденции изменения структуры мирового хозяйства;
- основные формы международных экономических  отношений;
- крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
Литература для учителя (основная и дополнительная)
1.Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа , 2003. 2.Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2009
3.Холина В.Н. География человеческой деятельности. – СПб.: Спец-Лит 2001
4.Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2003
Литература для учащихся (основная и дополнительная)
1.Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. – М.: Дрофа, 2009
2.Атлас мира.
3.Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2009
Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы
1. «География России. Хозяйство и регионы» - Образовательная коллекция 1С и РМЦ;
2. «Россия на рубеже третьего тысячелетия» – «Новый диск»;
3. «География. Готовимся к ЕГЭ». - «Просвещение. Медиа»;
4. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Репетитор по географии, 2007,
5. «Уроки географии Кирилла и Мефодия, 10 класс». – ООО «Кирилл и Мефодий;
6. «Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области», электронный атлас.
7. «География. Школьный курс. Тренажеры. Подготовка к экзаменам. Словарь терминов» - В помощь учащимся. Издательство «Учитель» и др.
Учебные пособия, информационно-техническая оснащенность кабинета
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Учебник - Максаковский В.П. География (базовый уровень, 19 издание) 10 класс. Москва  Просвещение. 2011. 30
Комплект учебных карт по географии 20
3 Технические средства обучения Медиа проектор 1
Персональный компьютер 1
Видеомагнитофон Daewoo 1
Телевизор Daewoo 1
4 Экранно-звуковые пособия Видеокассеты 15
5 Цифровые образовательные ресурсы Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1
6 Учебно-практическое оборудование Глобус Земли (физический) 5
7 Демонстрационные пособия Коллекция полезных ископаемых 4
Коллекция минералы и горные породы в 3-х частях 2
ГЕРБАРИЙ для курса географии средней школы 2
Макеты холма 4
5.Электронные образовательные ресурсы
- http://www.sci.aha.ru/map.htmКартографический генератор DataGraf.Net. Уникальная он-лайновая картографическая система, позволяющая "на лету" строить карты по выбранному из баз данных показателю. Доступны административная и природная карты России, карта мира, имеется возможность первичного анализа, а также построения собственной карты по введённому ряду данных
-http://worlds.ru/На сайте "Миры" собраны сведения о всех странах мира.
- http://www.encarta.com/Большая энциклопедия по любой стране мира.
- http://www.countries.ru/Сайт "Cтраны мира". Здесь - каталог ссылок, электронная библиотека.
- http://www.auditorium.ru/aud/index.phpБиблиотека по географии. Библиография и полные тексты учебных, учебно-методических и научных книг и статей по географии.
- http://worlds.ru/Сайт “Весь мир". Сведения о странах мира, исторические события, персоналии
-http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=45&Itemid=57 
Дистанционная обучающая олимпиада по географии. Данный сайт посвящен проведению дистанционной обучающей олимпиады по географии для школьников 6-11 классов
- http://www.infa.ru/map/world/Информационная система Мира. Охватывает 210 стран. Содержит справочные и энциклопедические данные по большинству стран (свыше 180), много туристической информации, местная валюта, флаги почти всех стран на карте, карта часовых поясов
-http://wgeo.ru/Проект WWG - Всемирная География. На сайте имеется информация о странах, городах. Таблицы, справочные и статистические материалы, карты, символика государств и др. Существует возможность поиска по сайту
- http://geoportal.narod.ru/index1.htmГеографический сайт. Разделы: Новости; Все страны мира; Записки путешественника; Тесты по географии; Дополнительная информация. Информация о Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании
Приложение №1
Лист экспертной оценки рабочих программ
№ Предмет Класс соответствие титульного листа приложению Пояснительная записка КТП Содержание
тем УМиИТОинф-техническая оснащенность кабинета список ЭОР наличие приложения информация об используемых технологиях планирование проектной деятельности аккуратность итого
перечень нормативных документов цели изадачиобоснование внесения изменений место и роль предмета требования к уровню подготовки учащихся
виды и формы промежуточного контроля учебно-тематический план кол-во КР, критерии оценивания заполнение всех разделов плана
формулировка тем уроков, типы уроков перечень разделов с указанием кол-ва часов содержание разделов региональный компонент перечень литературы для учителя перечень литературы для учащихся материалы на электронных носителях 1 1-2 1 1-2 1 2 1-2 1-3 1-2 1-3 1-3 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 2 2 1 2 3 4 5 6 7 Средний балл:
Расчёт качественного уровня программы: 35-38 –высокий; 28-34 – средний; 22-27 – допустимый;менее21 – недопустимый уровень – доработать
Эксперт: _______________________ /__________________________________________/
Приложение №2
Лист корректировки рабочей программы
Учитель:
Предмет:
Класс:
Учебный год:
№ Предмет корректировки Обоснование
(причина)
корректировки Подпись учителя