ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Школьный театр как способ мотивации обучающихся к чтению


МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Школьный театр как способ мотивации обучающихся к чтению
Яковлева Е. В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных языков» г. Новочебоксарск
Проблема детского и подросткового чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Воспроизведение литературных творений на сцене требует пристального внимания к слову, поэтому может способствовать развитию увлечения чтением. ЦЕЛЬ данного проекта - формирование у обучающихся интереса к чтению через театральное искусство.
Методические задачи: создание условий для творческой инициативы и самореализации обучающихся. Образовательные задачи: ознакомление обучающихся с основами литературоведческого анализа драматургических произведений. Развивающие задачи: развитие интеллектуальных, коммуникативных, предметно-практических и творческих качеств личности школьника. Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения между членами коллектива; воспитание любви к культуре и истории своей страны.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: обучающиеся 7-8 классов.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: проект обладает широкой межпредметной направленностью, поэтому потребуется участие многих специалистов: учитель русского языка и литературы, учитель музыки и искусства, учитель ИЗО и технологии, заместитель директора по воспитательной работе, директор.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Имеющиеся и необходимые ресурсы Наличие/ отсутствие Приблизительная стоимость при отсутствии / возможность самостоятельного создания
Актовый зал + Аудио аппаратура + Персональный компьютер для обработки сценарного и музыкального материала + Элементы театральных декораций + Возможно самостоятельное производство (в зависимости от специфики спектакля) – 200 руб. (ватман, кисти, краски)
Сценические костюмы + Отсутствующие в школьной костюмерной костюмы предлагается брать в прокат, либо самостоятельно изготавливать (100р.-прокат/ 500р.-материал)
Источники финансирования: администрация школы; спонсорская поддержка; (в дальнейшем) средства, вырученные за театральные постановки.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2015-2016 уч.г.
МЕТОДЫ: игровой, наглядный, объяснительно-иллюстративный,   метод импровизации, репродуктивный, метод дидактической игры и т.д.ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуально-групповые формы, игровая форма, практические занятия - репетиции, ролевые игры, творческая мастерская и др.
ЭТАПЫ
Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2015г.)
Формируется творческая группа обучающихся, распределяются обязанности (режиссер, актерская трупа, художественные оформители, музыканты, хореографы); отбирается литературный материал (на основе предложений учителя), для этого необходимо провести литературоведческий анализ: ознакомиться с жизнью и творчеством драматурга-писателя, погрузиться в его художественный мир (тематика, проблематика, система образов, система персонажей, мотивы их поступков и др.) изучить эпоху, культуру времени действия. На этом этапе особое внимание уделяется чтению художественных произведений.
Важной формой занятий кружка являются экскурсии в театр, просмотры спектаклей и их видеозаписей. Желательно установление творческих связей с другими театральными группами, посещение мастер-классов. Беседы о театре знакомят ребят с особенностями театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывают общественно-воспитательную роль театра.
Основной этап (декабрь 2015 г. – март 2016г.)
На регулярных репетициях обучающиеся учатся выразительному осмысленному чтению текста,  создают характер персонажа через собственное восприятие, привносят элементы своих идей. Такой принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на раскрепощение личности. Параллельно с репетициями художественные оформители занимаются изготовлением декораций, поиском и подбором костюмов, «музыкантами» подбирается музыкальное сопровождение спектакля. Разработка театральной атрибутики, взаимодействие со сверстниками, активная речевая среда так же способствуют развитию у ребёнка эмоциональной отзывчивости . Театрализованные игры превращаются в процесс социализации, особый психологический тренинг. В условиях групповой работы подростки практикуются во взаимодействии с людьми, преодолении конфликтов.
Важно обеспечение информационной поддержки (напр. создание страницы на школьном сайте); изготовление афиши, билетов. Данные виды деятельности позволяют реализовать возможности детей в разных областях.
Заключительный этап (апрель 2016 г. – май 2016г.)
Постановка премьерного спектакля; рефлексия; определение перспектив деятельности, распространение положительного опыта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты: доброжелательное отношение к сверстникам; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и сравнения при чтении и просмотре видеозаписей. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; осуществлять взаимный контроль. Предметные результаты: производить литературоведческий анализ драматургических произведений; читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.
Возможные риски при реализации проекта Предупреждение и устранение рисков: 
1.Недостаточная мотивация обучающихся к участию в проекте. 1.Личностно – ориентированный подход к обучающимся через расширение возможностей для самореализации и индивидуального развития.
2.Большая загруженность педагогов, дефицит времени. 2.Мотивация педагогов к участию в проекте методами морального и материального стимулирования через систему целевых показателей деятельности учреждения.