Доклад на городском методическом объединении ОО ДО Березовского городского округа.


Система работы с одаренными детьми
в МБУ ДО «Станция юных техников»
«Если дети – национальное достояние любой страны,
то одаренные дети – её интеллектуальный и
творческий потенциал».
Р.Н. Бунеев
Основанием
для создания системы работы в МБУ ДО «Станция юных техников»
с одаренными детьми являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 06.04.2006 № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом РФ Д. Медведевым 4 февраля 2010г. Приказ №271;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В настоящее время значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от учреждений, которые он посещает.
Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию.
Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка.
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие в последние четыре года становится одним из важнейших аспектов деятельности МБУ ДО СЮТ.
Целью работы является:
создание педагогической системы работы для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей, самореализации, профессионального самоопределения на технические специальности одаренных детей.
Задачи:
создание благоприятных условий для выявления, развития талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей;
обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу;
повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Работа с одаренными детьми включает в себя
Выявление одаренных детей по результатам выставок, соревнований, олимпиад и других массовых мероприятий.
Информационно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми. Поиск и изучение материалов.
Организация сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей Кемеровской области: обмен опытом, семинары, фестивали, совместные соревнования и другие мероприятия.
Участие учащихся станции в выставках, конкурсах, олимпиадах, научно – исследовательских и проектных работах различных уровней: станционных, городских, областных, всероссийских и международных.
Индивидуальная работа с одаренными детьми: работа по индивидуальным планам, консультации, изучение специальной дополнительной литературы.
Работа с родителями: консультации, беседы, тематические родительские собрания.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов – педагогов, психологов и других . В связи с тем, что в МБУ ДО СЮТ по штатному расписанию не предусмотрен педагог-психолог, то выявление и классификация детей с признаками одаренности проходили по результатам тестов и практических работ, определяющих интеллектуальные способности каждого ребенка, логическое мышление, творческие способности, по участию в выставках, конференциях, олимпиадах и соревнованиях.
На конец 2015-16 учебного года на СЮТ выявлено 26 одаренных детей. Это учащиеся почти всех учебных объединений СЮТ. Число одаренных детей составило 4% от всех учащихся станции.
Информационный банк данных «Одаренные дети» периодически пополняется. Ведутся и пополняются портфолио каждого одаренного ребенка.
На каждый учебный год составляются планы работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми ориентирует педагогический коллектив станции на обновление методов обучения и внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера: проблемного и проектного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий.
1.Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую. Преобразующая деятельность учащихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение учащимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у учащегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, мы применяем компьютеризованные средства обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии, направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
5. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров.
Разработка календарно-тематических планов
Индивидуальная учебная деятельность с одарённым ребёнком в нашем учреждении осуществляется во время работы всей группы учащихся. В календарно-тематическом планировании каждый педагог дополнительного образования должен определить вид (форму) индивидуальной деятельности и время её выполнения с учётом одарённости конкретно взятого учащегося. Индивидуальное календарно-тематическое планирование распределяет работу учащегося во времени в соответствии с учебным планом образовательной программы, с учётом его индивидуальных возможностей и санитарно-гигиенических норм. Регламент, содержание индивидуальной работы определяется самим педагогом.
Одним из видов занятий с одаренными детьми в МБУ ДО «Станция юных техников» является клуб «Эрудит». На занятиях в клубе демонстрируются интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка. Основные виды работы в клубе это проведение нестандартных занятий, технических викторин, олимпиад с использованием развлекательно-познавательных элементов и т.д. На занятиях в клубе проводится работа конкретно с одаренными детьми.
Показателем эффективности работы с одаренными детьми в МБУ ДО «Станция юных техников» является динамика роста участия и побед учащихся в выставках, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разных уровней. (Таблица 1).
Таблица 1
Участие и победы учащихся МБУ ДО «СЮТ»
Конкурсы, выставки
олимпиады Количество обучающихся/призеры
2012-13
учебный год 2013-14
учебный год 2014-15
учебный год 2015-16
учебный год
Международные и
Всероссийские 4/4 17/10 35/28 56/45
Областные 11/10 36/23 46/19 52/25
Городские 8/8 111/21 137/46 183/61