Из опыта работы учителя технологии Активизация позновательной деятельности на уроках технологии


Московская область Солнечногорский муниципальный район
д. Брёхово
МБОУ КУТУЗОВСКАЯ СОШ
Активизация познавательной деятельности на уроках технологии
(из опыта работы)

Учитель технологии: Фазилова Елена Владимировна
“Если не творчески, то зачем?”
Ученикам я часто напоминаю слова М.Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить всё прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Академик Д.С.Лихачев считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру. Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду, играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Поэтому особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю группе методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Данная группа включает в себя методы эмоционального стимулирования, методы развития эмоционального интереса и методы формирования ответственности и обязательности. Хочу поделиться некоторыми приемами, используемыми мною в работе, по реализации данной группы методов
Методы формирования ответственности и обязательности.
Данная группа методов предполагает формирование у учащихся личностной значимости учителя, предъявление учителем учебных требований, осуществление оперативного контроля. Как этого достичь? Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. Психологи считают, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрывается. Это может быть процесс умственной деятельности, анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, формирование понятий и др. Ведь что голова “прикажет”, то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В тоже время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вязать или вышивать сложнее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно, держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше он со стороны учителя. Если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он бы справился сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.

Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении задания по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: “Делай так и не иначе!”. Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
“Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!” Самоделки из различных материалов – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей эстетического вкуса, конструкторского мышления школьников. Из доступных легко обрабатываемых материалов дети могут сделать интересных и полезных вещей.

Изготовление поделок не должно являться самоцелью, оно призвано служить лишь средством для реализации поставленных целей и задач. Необходимо помнить, что труд детей должен быть общественно полезным, поэтому той или иной поделке следует иметь практическое назначение: служить наглядным пособием, счётным материалом, выставочным экспонатом детского творчества, подарком на праздник и т.п. Изготовление поделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс – вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка развивать чувство прекрасного, поддержать творческое начало в его действительности. Поэтому нет необходимости требовать от ребенка соблюдения устройства поделки, копирования её там, где есть возможность внести конструктивные измерения, надо помочь ему устроить лишь общие принципы её строения. Однако нельзя выполнять практические действия, если ребенок не научился представлять их последовательность подумать, сравнить, спланировать действие, придти к выводу о необходимости выполнить именно так данное задание, т.е. подойти к мысленному решению практических задач.


На уроках “Кулинарии” особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Во время уроков формирую не только познавательные, но и профессиональные навыки. Видно как проявляется интерес у детей. Конечно, учащимся хочется поскорее приступить к практическим занятиям, многие еще не понимают, что теория необходима. Для максимальной заинтересованности учащихся использую наглядные пособия, ТСО, компьютерные программы по предмету. Чтобы вызвать интерес, разнообразить занятия, на уроках рассказываю об истории возникновения изучаемого блюда, развитии кулинарии в мире.
Упражняясь в самостоятельном анализе, дети не только приобретают умение определить качество готовой поделки, но и постепенно учатся устанавливать причины ошибок, контролировать действия в процессе работы, оценивать результат. В процессе работы решаются и воспитательные задачи. Дети будут трудиться охотно, если их небольшой опыт обогащен представлениями о труде различных специалистов, рассказами об орудиях труда, инструментах, материалах, машинах, которые имеются на производстве. В процессе совместного, коллективного труда, дети учатся работать дружно, помогать друг другу и тем, у кого не все сразу хорошо получается, таким образом, создается возможность для формирования доброжелательных взаимоотношения. Очень важна и самостоятельная работа учащихся, ведь истина, добытая, путем собственного напряжения и усилий имеет огромную познавательную ценность. В своей работе я использую метод проектной деятельности учащихся.

Обучение в школе - это большая часть жизни любого ребенка, когда он не только получает определенные знания и образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки получения этих знаний самостоятельно, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его успешность в профессиональной сфере и востребованность на рынке труда. Для большей эффективности и благополучного результата в деятельности необходимо создать педагогу для ученика следующие условия:
благоприятная психологическая атмосфера взаимопонимания и сотрудничество учителя и ученика на каждом этапе
четкая постановка темы задания, понятное объяснение предстоящей деятельности
учет учебных возможностей каждого отдельного ученика, его учебного опыта и потенциала, возможностей для повышения их уровня
учет возвратных особенностей ученика
использование высокохудожественных или лучших образцов для готовых примеров выполненных заданий с целью получения качественной работы.
При выполнении этих условий результат деятельности позволяет ученикам ощутить собственную значимость в окружающем мире, проявить себя, как творческую личность, повысить самооценку. Полученный результат такой творческой работы приведет его к повышению интереса к учебным предметам, позволит пополнить общий уровень знаний и дополнительно приобрести или развить уже имеющиеся практические умения и навыки при выполнении декоративной техники.
Варианты декоративной техники:
выжигание и роспись по дереву предметов быта,
аппликация,
вышивка,
лоскутная техника в создании декоративных панно по предмету,
вязание на спицах и крючком
коллаж, соединение газетных вырезок, открыток, документов различных исторических лет
бумагопластика
рисунок
тиснение на фольге (чеканка) и многое другое.



Современный век компьютерных технологий расширяет некоторые данные техники и предлагает новые. Их использование создает дополнительные возможности для творчества.
Степень решения образовательных задач определяется на любом уроке, с помощью контрольных работ, проверяющих усвоение учебных знаний, умений, навыков. Свидетельством эффективности использования приема является качество выполненного пособия, творчество, инициатива и самостоятельность детей при его изготовлении, стремлении выполнить новую работу, участие в выставках, предметных неделях, конкурсах.

Использование данного приема позволяет ребенку расширить свой кругозор по вопросам устройства окружающего мира и своей жизни, интегрировать знания других предметных областей и применять их на практике.