Рабочая программа по предмету «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» 11 класс


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
решением педагогического совета Приказ № от «__»___________
МКОУ КСШ № 2 им.Горького
протокол № 1 от 28.08.2014 г. Директор школы:________И.В.Бронников

«___» ______________________2014 г.




Муниципальное казенное образовательное учреждение
Каргатская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Горького


Рабочая программа
по предмету
«Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда».
для 11 класса
учителя Зенковой Ирины Олеговны
на 2014-2015 учебный год










Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебного курса регионального компонента среднего (полного) общего образования Новосибирской области по технологии «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» 10-11 классы, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» , 2008 год. Разработчики: И.Ю. Мельникова, О.В. Петровская, С.С. Лузан.
В связи с тем, что данный предмет введен с сентября 2008 года и существует только примерная образовательная программа «Технология профессиональной карьеры и эффективное поведение на рынке труда» для 10-11 классов, которая разработана государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области « Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2008г., поэтому в основу рабочей программы была взята примерная образовательная программа по технологии «Технология профессиональной карьеры и эффективное поведение на рынке труда» 10-11 классы. Разработчики: И.Ю. Мельникова, О.В. Петровская, Е.Б. Слепова, Е.В. Царева, С.С. Лузан

Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
освоение систематизированных знаний и формирование целостного представления о технологии профессиональной деятельности и карьеры;
формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе на основе сформированных компонентов технологической культуры;
обеспечение равных возможностей обучающихся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

Реализация данных целей предполагается посредством решения следующих задач:

освоения знаний о научной организации производства и труда, путях построения профессиональной карьеры;
овладения умениями сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
воспитания ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовку к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе профессионального непрерывного образования;
дифференциацию обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями Новосибирской области.
Результатом профессиональной ориентации в системе общего образования является профессиональное самоопределение, осознанный выбор и построение профессиональной карьеры школьника в условиях рыночной экономики с учетом требований регионального рынка труда.
Структура обязательного минимума содержания регионального компонента стандартов по технологии представлена модулями: «Профессиональное самоопределение», «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда».
На этапе выбора профессии в основной школе базовыми составляющими процесса профессионального самоопределения являются компоненты профессиональной ориентации, которые составляют основу регионального модуля «Профессиональное самоопределение» и изучаются в рамках направлений: «Основы выбора профессии». «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области». На этом этапе обучения представлена панорама социально-экономического и технологического развития, профессиональная деятельность и личность на рынке труда Сибирского региона и Новосибирской области, возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности.
На старшей ступени обучения происходит осмысление содержания этой «панорамы» школьниками на технолого-экономическом и проектном уровне мышления. Технология профессиональной карьеры, эффективное поведение на рынке труда становятся объектом глубокого освоения теоретических знаний и приобретения умений в процессе осуществления проектной деятельности, отражающих закономерности технологической культуры, культуры деловых межличностных отношений, частичную социально-трудовую адаптацию. В качестве базовых составляющих процесса профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры являются компоненты технологической культуры, которые и составляют основу регионального модуля «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда».
Для контроля знаний и умений рекомендуется текущая оценка посредством устного и письменного опроса, выполнения тестовых и практических заданий.


Пояснение к распределению учебного материала.

По учебному плану в 11 классе 34 учебные недели, 1 час в неделю. По программе 34 часа. Рабочая программа полностью соответствует данной программе.

Требования к уровню подготовки выпускника:
знать/понимать:
понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста;
способы поиска работы;
формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
понятие, структура, составление модели резюме и портфолио;
технологию приема на работу;
этику и психологию делового общения;
сущность понятий «проектный», «проективный», «проектировочный»,«проектирование»;«прогнозирование» «конструирование», «моделирование», их соотношение;
компоненты технологической культуры как основу проектирования профессиональной карьеры;
основные этапы проектирования профессиональной карьеры;
технологию презентации проекта;
уметь:
строить план реализации карьеры;
составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства;
составлять ответы на возможные вопросы работодателя;
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения;
составлять проект собственной профессиональной карьеры;
использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности;
планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения плана реализации карьеры с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
составления резюме и портфолио;
поиска работы и трудоустройства;
социальной, профессиональной, психологической адаптации на рабочем месте.
организации трудовой деятельности, повышения эффективности своей профессиональной деятельности;
решения практических задач в выбранном направлении профессиональной деятельности;
отражения индивидуального профессионального пути в проекте с учетом профессиональной пригодности;
оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.

Учебно – методическая литература

Технология профессионального успеха: для учащихся 10-11 кл. Под редакцией С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001.- 144 с.
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студентов. М., 2000.
Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты. СПб., 2000.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2004.
Грей К., Ларсон Э.. Эффективная презентация. Практическое руководство. – М.: «Дело и сервис», 2003
Громкова м.Т. психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 23003. - 415 с. – (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)


























Учебно – тематический план предмета «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда»
11 класс.
(34 учебных часа в год)

№ п/п
Раздел
Тема раздела
Количество часов
Из них





Изучение нового и закрепление
контроль

1.
Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области

16
13
3




Технология трудоустройства

12
10
2

1-2


Способы поиска работы

2
2


3-6


Технология приема на работу

4
3
1

7-10

Формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства
4
3
1

11-12

Этика и психология делового общения

2
2


13-16

Адаптация на рабочем месте
4
3
1

2.
Проектирование профессиональной карьеры

18
13
5



Сущность проектирования профессиональной карьеры

6
5
1

17-18

Проективная и технологическая культура как основа проектирования профессиональной карьеры
2
2


19-22

Технология проектирования профессиональной карьеры

4
3
1



Выполнение проекта «Моя профессиональная карьера» с учетом потребностей НСО
12
8
4

23-26

Исследовательский этап проектной работы.

4
3
1

27-28

Моделирующий этап проектной работы

2
2


29-32


Форматирование проектной работы
4
3
1

33-34

Презентация проектной работы. Заключительная конференция
2

2


Всего часов:

34
26
8


Плановых практических работ-8 по 45 минут каждая.


Календарно- тематическое планирование

№ урока
Дата
Название раздела и кол-во часов
Тема урока
Изучаемые понятия
Средства обучения
Вид контроля за уровнем усвоенного
Домашнее задание

1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(16 часов)
Технология трудоустройства (12 часов)






1


Способы поиска работы






2


Роль рекламы при трудоустройстве на работу
реклама




3


Технология приема на работу






4


Документы, необходимые при приеме на работу





5


Конфликтные ситуации при трудоустройстве





6


Ролевая игра «Трудоустройство на работу»
трудоустройство




7


Понятие презентации и самопрезентации
презентация, самопрезентация




8


Понятия «резюме» и «портфолио».
резюме, портфолио





9


Структура требования к составлению резюме и портфолио
резюме, портфолио
презентация

Подбор материала для портфолио

10


Пр.р. Составить резюме и портфолио для самопрезентации

образцы резюме и портфолио
Пр.р.


11


Этика и психология делового общения

деловое общение






12


Пр.р. Упражнения на формирование навыка телефонного общения и организации диалога


Пр.р.





Адаптация на рабочем месте (4 часа)






13


Адаптация как одна из форм социализации

адаптация




14


Виды, формы и способы адаптации






15


Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте






16


Пр.р.Сюжетно – ролевая игра «Адаптация на рабочем месте».

Сюжетно – ролевая игра
Пр.р.


2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (18 ЧАСОВ) Сущность проектирования профессиональной карьеры (6 часов)






17


Соотношение понятий «проектный», «проективный», «проектировочный».
проектный, проективный, проектировочный




18


Компоненты технологической культуры и их роль в проектировании профессиональной карьеры.
Профессиональная карьера




19


Технология проектирования профессиональной карьеры.






20


Этапы проектирования профессиональной карьеры.






21


Технология презентации проекта






22


Пр.р. Построение модели профессиональной карьеры в соответствии с этапами проектирования.


Пр.р.




Выполнение проекта «Моя профессиональная карьера»( 12 часов)






23


Поиск информации о путях приобретения профессии.





24


Пр.р.Основные способы получения первичной информации: интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение.
интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение

Пр.р.


25


Сбор информации для теоретической части исследования
Исследовательская деятельность


Анализ материалов СМИ

26


Анализ материалов СМИ






27


Выделение ценностных ориентаций и ведущих мотивов для выполнения проекта





28


Пр.р. Составление плана работы над проектом. Обработка информации.


Пр.р.


29


Структура. Таблицы и схемы. Сортировка



Работа над проектом

30


Способы анализа собранной информации



Работа над проектом

31


Форматирование проектной работы



Работа над проектом

32


Подготовка и оформление проекта



Работа над проектом

33


Пр.р. Презентация проектной работы



Пр.р.


34


Пр.р.Защита проекта



Пр.р.