Детальный рефлексивный отчёт о процессе планирования развития школы


Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития
школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности
Вопрос необходимости преобразования школьной практики сегодня является актуальным для всей мировой системы образования. В условиях реформирования казахстанской системы образования большая ответственность возлагается на учителей, прошедших обучение по уровневой Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
В период обучения на курсах я детально изучил методы и подходы для эффективного внедрения преобразований, ознакомился с опытом передовых школ, во многом разобраться мне помогли коллеги и тренер. На основании полученных знаний для преобразования практики нашей школы я планирую использовать подход исследования урока, процессы коучинга и менторинга. Думаю, что именно эти подходы будут способствовать достижению ожидаемых результатов плана развития школы. Я считаю, что дополняя друг друга, эти подходы и методы профессионального взаимодействия будут способствовать развитию коллаборативной среды в коллективе, а, следовательно, профессиональному развитию учителей, что является приоритетным направлением развития школы. Кроме того, ни на одном этапе работы нельзя исключать рефлексивную деятельность. По мнению психологов Д.Боуда, Р.Кеога и Д. Уокера рефлексия – это «всегда порождение нового знания в сознании индивида». Я убеждён в том, что мнение о том, что обучение на основе рефлексируемого опыта, является фундаментом для всего образовательного процесса, можно принять за аксиому.
Достижение цели и получение ожидаемых результатов я планировал через вовлечение в процесс преобразований всех участников учебно-воспитательного процесса: учителя, ученики, родители. Ведь результатом профессионального развития учителей должно стать улучшение практики обучения и преподавания, что в конечном итоге должно дать положительную динамику качества знаний учащихся, способствовать их гармоничному развитию и воспитанию. Выполняя социальный заказ общества, школа должна удовлетворять потребности учеников в уровне образования. Поэтому я думаю, что главными экспертами инновационного процесса будут именно сами ученики и их родители.
На первую встречу с коллективом я возлагал особые надежды. Подготовка к этой встрече потребовала достаточно много усилий по планированию сценария. Коллеги, прошедшие курсы первого уровня и курсы руководителей организаций образования, уже ведут работу по внедрению идей Программы. Поэтому я не надеялся «открыть Америку» для коллег, и на начальном этапе своей работы, посчитал, что очень важна мотивация деятельности учителей, опора на их здоровые профессиональные амбиции. Ведь давно известно, что самые трудные ученики – это сами учителя. Как достучаться до людей, которые убеждены, что уже достаточно много знают о инновационных подходах в обучении и преподавании? Для некоторых из них эта работа, возможно, уже стала рутиной, у каждого сформировался свой взгляд на происходящие процессы преобразования школы. Поэтому за поддержкой я обратился к команде развития школы. И если начало встречи было несколько официальным и сдержанным, что насторожило меня, то в процессе деловой игры, именно на этой форме работы с коллективом мы отдали предпочтение, все участники получили возможность высказать свою точку зрения и защищать взгляды и понимание процессов преобразования школы. Успешность проведения встречи в интерактивной форме прослеживается через обратную связь учителей.
Поддержка коллег для внедрения запланированных изменений была организована через развитие сетевого сообщества, коучинг – сессии и менторинг.
Я встретился с модератором сетевого сообщества школы. Как я и предполагал, в этом направлении работы был ряд трудностей:
не до конца продумана структура и механизм профессионального взаимодействия;
процесс накопления материалов школьного сайта находится на уровне формирования;
недостаточно взаимодействие со школами региона.
Поэтому мы начали работу по устранению пробелов и решили систематизировать процесс пополнения кейсов школьного сайта. К руководству этой работой подключилась инициативная группа учителей, которая взяла на себя ответственность за сбор материала.
Следующим этапом стала встреча с лидерами сетевых сообществ 4 школ города. Основной целью встречи стало планирование совместной работы школ. В ходе беседы мы постарались обсудить проблемы школ в процессе развития и внедрения преобразований. Если раньше я думал, что ряд проблемы характерен только для нашей школы, то в ходе встречи понял, что другие школы испытывают такие же затруднения. В результате встречи мы с коллегами составили перспективный план работы, в котором предусмотрено совместное проведение на базе нашей школы таких мероприятий, как:
коучинг «Сетевое сообщество школ»;
дистанционный конкурс среднесрочного планирования учителей 3 уровня;
коучинг-сессия «Среднесрочное планирование»;
конференция «Формативное оценивание на уроке».
Мы посчитали, что на данном этапе работы этих мероприятий будет достаточно и решили предложить их для обсуждения в школах. В результате план был принят и утверждён во всех школах. Убеждён, что это стало первым шагом будущего тесного профессионального взаимодействия учителей региона.
В результате сбора информации о школе мной была выявлена проблема работы со слабоуспевающими учениками. Я решил начать данную работу с менторинга. Совместную работу начал со встречи с учителем третьего уровня. Осознавая ответственность за успешность работы подопечного, я тщательно готовился к этой встрече: изучил информацию о его работе, план самообразования учителя, посетил урок, в неформальных беседах с коллегами постарался определить характер его взаимоотношений в коллективе, составил вопросы для первой беседы, определил стиль отношений, определил ожидаемый результат. В итоге еще раз убедился в том, что кандидатура менти выбрана не случайно и соответствует моим ожиданиям: это инициативный, увлечённый идеями программы учитель, который является в коллективе неформальным лидером. При встрече мы обсудили предложенный проект и, составив план работы с менти, решили начать работу по реализации исследования урока с беседы с уровневыми учителями. Но на начальном этапе возникли некоторые трудности при организации работы творческой группы сертифицированных учителей 3 уровня. Всего таких учителей в школе 7. Два учителя прошли курсы в 2013 году и уже имеют трёхлетний стаж работы по внедрению идей программы в практику школы. Именно на их поддержку я рассчитывал прежде всего. Но столкнулся с внутренним сопротивлением с их стороны: нежелание идти на контакт, пассивное поведение во время встречи. Именно на этом этапе работы с менти мне пришлось вмешаться в процесс и оказать поддержку подопечному. И только благодаря навыкам ведения профессиональной беседы, полученным на курсах, мне удалось вовлечь их в диалог. Предложенная тема по работе со слабоуспевающими учениками сначала была принята без особого энтузиазма: учителя хотели продемонстрировать уже наработанную систему по семи модулям программы. Но мне удалось убедить коллег в том, что суть исследования и заключается в том, чтобы практика урока способствовала решению школьных проблем, одной из которых, наиболее острых, и является работа со слабоуспевающими учениками. В результате встречи был составлен план работы группы. И мы приступили к его реализации. После этой встречи мной были даны рекомендации менти для построения эффективной беседы с коллегами. Я был убеждён, что мои советы помогут подопечному правильно строить взаимоотношения внутри созданной творческой группы. В ходе дальнейших наблюдений за работой менти я пришёл к выводу, что ему удаётся строить конструктивный диалог с коллегами.
В процессе работы с уровневыми учителями я убедился в правильности своих выводов о недостаточном уровне взаимодействия учителей школы. Поэтому мы с командой развития изменили предварительный план коучинга «Сетевые сообщеста школ». К участию в коучиге были привлечены четыре лидера школ города. Думаю, что это стало не только изменением формата работы сетевого сообщества школы, но и оказало сильное влияние на учителей в процессе понимания роли сетевого сообщества в профессиональном взаимодействии. Это привело меня к пониманию того, что сетевое сообщество школы вступило в стадию развития и эффективного профессионального взаимодействия с коллегами не только внутри школы, но и вне её.
На примере этого коучинга мы смогли проследить и оценить промежуточный результат достижения намеченных целей. Поэтому вторая встреча с лидерами сетевых сообществ школ города прошла более результативно, и мы решили расширить план совместной работы и привлечь к сотрудничеству еще две школы. Если в процессе работы над ПРШ я думал, что сетевое сообщество станет для меня проблемной зоной, то теперь убедился в том, что благодаря поддержке коллег могу эффективно управлять этим процессом.
Второй коучинг был посвящен проблеме исследования урока. Коллектив уже второй год работает в этом направлении, поэтому уже наработан определённый опыт. Но мы не имеем возможности проводить исследование в одном классе, что в столь короткие сроки было бы значительно результативнее: в школе нет классных параллелей, учителя, прошедшие обучение по программе третьего уровня, работают в классах разных ступеней обучения. Это, естественно вызывает серьёзные затруднения. Ранее мы не концентрировали внимание на определённой теме: нами апробировалась и внедрялась система исследования, описанная Питом Дадли. Но в процессе обсуждения мы решили изменить подход к организации этой работы. Теперь мы решили построить работу над исследованием чётко сформулированной проблемы. Творческая группа учителей решила предложить для обсуждения свой план работы над исследованием. Этот план был изучен в группах, которые предложили внести ряд дополнений. Но главным результатом, я считаю инициативу учителей по формированию новых исследовательских групп, объединённых одной проблемой. В результате чего для исследования объединились учителя, казахского языка, которые аргументировали свои действия тем, что качество знаний в школе по казахскому языку в классах с русским языком обучения на протяжении нескольких лет остаётся на низком уровне. Эта проблема постоянно находится на контроле, но не даёт положительных результатов. Хотя по итогам ЕНТ показатель качества знаний составляет в среднем 80 %. То есть ученики обладают академическими знаниями, но очень слабо владеют устной и письменной речью. Поэтому инициативная группа этих учителей составила свой план работы на три месяца по проблеме развития речи учащихся. Такой результат был незапланированным, поэтому, при обсуждении итогов мы пришли к единогласному мнению о том, что коучинг прошёл на «ура». И я считаю, что этот результат является одним из критериев успешности изменений вносимых в практику школы. Во многом этому способствовала предварительная работа с менти и творческой группой учителей. Отзывы коллег, анализ фотографий коучинга, доказывают, что проблема исследования действительно актуальна для нашей школы и коллеги ждут результатов исследования.
2957475163300
Фото коучинг – сессий.
Для достижения поставленных результатов на коучинг – сессиях мы использовали следующие стратегии:
Стратегия Уолта Диснея.
Эта стратегия позволила учителям выступить в ролях «мечтателя», «критика» и «реалиста». Мечтатели выдвигали идеи, которые направлялись критикам, а затем реалистам. Многое из предложенного учителями сразу разбивалось о стену критики. Такой результат был вполне ожидаем, поэтому сменность групп привела к тому, что каждый участник смог выступить поочерёдно в трёх ролях. Именно этот этап упражнения стал наиболее интересным и сложным для учителей: не каждый был готов критиковать или реально оценивать свою собственную идею. Это привело к тому, что каждая следующая идея была более реальной, осуществимой и «привязанной» конкретно к нашей школе.
Стратегия «толстые и тонкие» вопросы.
Данная стратегия позволила проследить уровень погружения участников коучинга в тему и организовать работу в парах.
Стратегия Донны Огл «Знаю, хочу узнать, узнал».
Данная стратегия часто применяется учителями школы на уроках, поэтому на этапе осмысления она стала для нас наиболее эффективной.
Стратегии «6 шляп» и «Оценочное окно» стали наиболее результативными на этапе рефлексии.
В ходе выполнения данных упражнений учителя получили не только материал для пополнения своей профессиональной копилки, но и практический опыт их проведения.
Выступая в роли коуча впервые, я понимал, что беру на себя большую ответственность перед коллективом за ход и развитие инновационных преобразований. Моей задачей было донести до коллег идеи уровневой программы, вызвать у них осознанное желание внедрения этих перемен в практику школы. И, если ранее в роли коучей выступали директор школы и завуч, т.е. руководители школы, то взаимоотношения всё – таки носили некий административный характер, существовал невидимый психологический барьер. Мне же было проще строить взаимоотношения с коллегами в процессе работы: большую роль сыграл принцип «равный-равному». Видя, что на определённых этапах работы у меня возникали трудности, коллеги поддерживали меня, что укрепляло мою лидерскую позицию. Этот психологический приём позволил мне эффективно распределять лидерство среди коллег в процессе работы. Но для улучшения дальнейшей практики коуча мне необходимо много работать над собой: читать методическую литературу, изучить стратегии и упражнения для коучинга, более детально и целенаправленно изучить психологические аспекты построения диалога с коллегами, что поможет мне лучше понимать их поведение и достигать более высоких результатов в общении, подписаться на электронный журнал «Всё для коуча».
Подводя итоги вышеизложенного, я могу с уверенностью сказать, что план развития школы на период практики был реализован в полном объёме. План действий обеспечил достижение критериев успешности:
Составлен и реализован план работы сетевого сообщества. Профессиональное взаимодействие учителей школы выведено на уровень региона.
Организована работа творческих групп учителей школы.
По инициативе учителей казахского языка организована их работа над проблемой развития речи учеников.
Менти занял лидерскую позицию в творческой группе сертифицированных учителей
Внедрен подход исследования урока.
Родители понимают и принимают инновационные преобразования школы.
Повысилось качество проведения уроков.
Сравнивая данные аудита на начальном и заключительном этапе реализации плана, я пришёл к выводу, что изменился подход к процессам планирования и лидерства в школе: на вопрос о совместном планировании и коррекции планов 82 % учителей ответили, что мы делаем это практически всегда. Рост данных по этому показателю составил 12 %. На вопрос о предоставлении возможности в выполнении лидирующих функций 50 % учителей ответили, что такая возможность им предоставляется практически всегда (показатель увеличился на 20 %).
Опираясь на полученные результаты, могу прогнозировать дальнейшую успешность инновационных преобразований в практику школы.
Литература:
Руководство для учителя 1 уровня.
Приложение 1
План менторинга
Цель Ожидаемый результат Критерии успеха
Создание условий для профессионального развития менти и вовлечение в процесс руководства реализацией плана развития школы. Лидерство менти в организации работы творческих групп учителей Организована работа творческих групп по исследованию урока
№ Мероприятие Цель Ресурсы Сроки Ожидае мый результат Ответствен ныеДоказательства изменений
1 Беседа с учителем, прошедшим курсы третьего уровня Выявление уровня заинтересованности идеями Программы, мотивация к сотрудничеству. Руководство для руководителей, Программа курсов повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций РК 14.09. 2015 г Менти заитересован в успешности реализации ПРШ Уразаков А.Т. Протокол, фотоматериалы
2 Работа над планом развития ментиПланирование работы менти по профессиональному развитию 15-18.09 2015 г составлен план развития ментиУразаков А.Т. План развития менти3 Обсуждение проекта Программы исследования в действии Подготовка встречи с лидерами творческих групп Материалы по теме «Исследование урока» 21.09. 2015 г Менти – модератор группы Уразаков А.Т. Проект Программы исследования
4 Подбор интернет – ресурсов для эффективной работы творческих групп Содействие профессиональному становлению ментисеть Интернет В течение месяца Коррекция планов работы творческих групп МентиКейс материалов по исследованию урока
5 Ежедневные беседы с ментиОказание поддержки в управлении процессом исследования Рефлексивный дневник ментиВ течение практики Менти грамотно координирует работу группы Уразаков А.Т. Рефлексивный отчёт менти о результатах работы исследовательской группы
6 Промежуточный мониторинг Анализ результатов работы Материалы работы творческих групп 20.10. 2015 г получение информации о процессе работы МентиПротокол встречи
Приложение 2
План коучинг – сессии «Сетевые сообщества школ»

№ Название занятия «Сетевые сообщества школ»
Ссылка Руководства для учителя 2 и 1 уровня, Руководство для руководителей организаций образования
Цель Расширение знаний учителей о сетевых профессиональных сообществах, коррекция плана работы сетевого сообщества школы.
Ожидаемые результаты Внесены дополнения и изменения в план работы сетевого сообщества школы
Материалы и оборудование Интерактивная доска, ноутбуки, маркеры, флипчарты, стикеры, листы для выполнения заданий, раздаточный теоретический материал
Ход занятия
Этапы занятия Время Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие участников коучинга
4 мин Занятие начинается с приветствияя участников процесса.
Упражнение "Приветствие"
Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. 
Вызов на диалог через просмотр презентации «Сетевые сообщества учителей»
10 мин
Просмотр и обсуждение презентации
Стратегия «тонкие и толстые» вопросы
Разминка. 4 мин. Упражнение «Аппельсиновые ассоциации»
Цель – концентрация внимания участников
Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч (воображаемый апельсин), при этом называя какой апельсин они бросают.
Задача – не повторять уже названные качества, эпитеты.
Работа в группах
(практическая работа) 15 мин Участники изучают материал и работают над постерами «Профессиональное сетевое сообщество».
Мозговой штурм 15 мин. Стратегия Уолта Диснея.
Цель: выдвижение и обсуждение идей о работе и развитии сетевого сообщества школы.
Учителя делятся на группы: от каждого стола выходит по одному участнику и выбирают один из предметов (карандаш – реалисты, ручка с красной пастой- критики, розовый маркер - мечтатели).
Мечтатели выдвигают идеи, которые направляются критикам, а затем реалистам.
Обсуждение плана работы сетевого сообщества школы 10 мин Участники изучают предложенный план работы сетевого сообщества школы, оценивают и комментируют его, вносят дополнения и изменения
Рефлексия.
5 мин.
Стратегия Донны Огл «Знаю, хочу узнать, узнал».
Участники в группах заполняют таблицу и озвучивают её содержание перед всей аудиторией.
Заключение. Коуч благодарит участников за активную работу, прощается.
Приложение 3План коучинг – сессии «Исследование урока».
№ Название занятия «Исследование урока».
Ссылка Руководства для учителя 2 и 1 уровня, Руководство для руководителей организаций образования, руководство Пита Дадли.
Цель Инициирование работы по исследованию урока
Ожидаемые результаты Составлена программа исследования урока
Материалы и оборудование Интерактивная доска, ноутбуки, маркеры, флипчарты, стикеры, листы для выполнения заданий, раздаточный теоретический материал , контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).
Ход занятия
Этапы занятия Время Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие участников коучинга
4 мин Упражнение «Для приветствия»
Цель: создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел» Презентация «Исследование в действии» 10 мин
Просмотр и обсуждение презентации
Рефлексия 2 мин Упражнение «Дерево цели»
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений
Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».
Работа в группах
(практическая работа) 15 мин Участники изучают материал и работают над постерами «Исследование урока»
Защита постеров 15 мин. Лидеры каждой группы презентуют свой постер для аудитории.
Оценка и анализ подхода 20 мин Стратегия «Шесть шляп»
«Белая шляпа» : факты, информация.
«Жёлтая шляпа»: плюсы, преимущества, только положительные стороны.
«Чёрная шляпа»: минусы, только отрицательные стороны.
«Красная шляпа» чувства, эмоции.
«Зелёная шляпа»: новые идеи.
«Синяя шляпа»: выводы, оценки группам
Рефлексия.
5 мин. Упражнение «Дерево цели»
Участники записывают свое имя в том месте, где они сейчас находятся, первоначальное положение и конечное соединяются линией: участник видит результат своей работы на коучинге.
Заключение. Коуч благодарит участников за активную работу, прощается, просит написать отзывы о коучинге на стикерах.