Урок Волшебное дерево по программе Экодом


ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО
Возраст детей 6 -8 лет.
Цель: познакомить детей с растениями тайги.
Оборудование: рисунок-макет с изображением роли дерева, лист ватмана с нарисованным контуром дерева, фотографии, рисунки деревьев (кедра, дуба монгольского, ели, липы, три вида клёна (приречный, мелколистный, моно), берёзы, осины, винограда амурского), гербарий, макеты листьев и плодов, клей, краски, карандаши, бумага.Ход занятия
Разминка. Предложите детям на время стать маленьким деревом. Раннее утро-деревце спит (руки-ветки опущены). Пробиваются первые лучи солнца - дерево просыпается, медленно поднимаются ветки (поднять руки на уровень плеч), тянутся к солнцу (руки поднимаем выше); листья – ладошки раскрываются, поворачиваются к солнцу, жадно ловят солнечные лучики. Подул лёгкий ветерок – деревце закачалось, листочки задрожали. Солнце поднимается выше, становится всё жарче – листочки опускаются, прогибаются ветки – руки.
Но вот солнышко начинает клониться за горизонт – дерево встряхивается, ветки склоняются, листья – ладошки опускаются вниз, дерево отдыхает. Снова первые лучики солнца разбудили наше деревце. Оно уже чуть – чуть подросло. Покажите, как подросло деревце. (Дети встают на цыпочки.) Молодцы!
Роль растений в природе и жизни человека. Обсудите с детьми, какую роль играют деревья в природе.
- Пища для многих животных (плоды, листья, древесина, кора, корни).
_- Убежище (дупла, гнёзда, лазающие животные прячутся от хищников на ветвях деревьев; заросли кустарников используются мелкими животными и др.).
- Корни деревьев удерживают почву и сохраняют в ней влагу, укрепляют берега рек, ручьёв.
- Кроны деревьев создают тень, регулируют температуру и влажность.
- Деревья обогащают воздух кислородом и очищают его.
У дедушки – дерева добрые руки,
Большие, зелёные, добрые руки…
Какая – то птица в руках суетится.
Жучище примчался – и сел,
И качался, и всё восхищался, и всё восхищался.
Стрекозы примчались и тоже качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка – дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил.
У дедушки - дерева добрые руки.
Наверно, их сто или сто двадцать пять,
Чтоб всех покачать, чтоб всех покачать!
Предложите детям назвать известные им деревья. Какие из них растут в лесу? Какие деревья они смогут узнать, если встретят в лесу? Можно провести с детьми следующую игру. Попросите их по очереди называть известные им деревья. Ребёнок, не назвавший дерева, выходит из круга (или просто молчит).
Победителем становится тот, кто последним назвал растение.
Волшебное дерево. Рассмотрите с детьми силуэт дерева, изображённый на листе ватмана. Объясните, что сегодня они будут мастерить сказочное дерево, собранное из листьев, цветков и плодов деревьев, наиболее часто встречающихся в нашем лесу. Предложите детям отгадать загадку, затем рассмотреть дерево на фотографии или рисунке. На примере клёнов обратите внимание, что деревья имеют даже одно название (родовое), могут быть разными. Размещая листья на дереве, ещё раз вспомните о лесных этажах и постарайтесь размещать листья соответственно ярусам.
Загадки
Есть серёжки,
Да не девчонка.
Есть и шишки,
Да не сосёнка;
А живёт в низинке,
Около лозинки.
(Ольха)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают –
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
В белом сарафане,
С зелёными кудрями
Девица стоит,
О чём – то говорит.
(Берёза)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
(Дуб)
Колкие иголки –
Прямо, как у ёлки,
Только выше и мощней
От макушки до корней.
(Пихта цельнолистная)
Толстая змея
Дерево обвила,
Сладкие ягоды к макушке унесла.
(Виноград амурский)
Дрожат на ветках
Вырезные листья.
Их осень красит
Красно – жёлтой кистью.
(Клён)
Среди иголочек пушистых
Затерялись шишки.
А как шишки упадут,
Лесной народ весь соберут.
(Кедр)
Хоть неплохо я одета,
Но , друзья мои, всегда:
И весной и жарким летом –
Я дрожу, как в холода.
(Осина)
Заключение. Рассмотрите ещё раз с детьми волшебное дерево. Обсудите, как оно связано в лесу с другими животными. (Плодами и листьями питаются травоядные и другие животные, на которых охотятся, животные могут залезть на дерево, спрятаться от солнца и др.)
Скажите, что на самом деле в лесу растёт много других деревьев, кустарников, и что наше волшебное дерево можно сделать более пышным и богатым, а значит, и более значимым для всех обитателей леса.
Предложите дома, узнать о каком – либо дереве и нарисовать его лист.
Волшебное дерево можно продолжать мастерить и после экскурсии в лес.