Рабочаю программа по обществознанию за 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 94»
__________Н.И. ГранкинаПриказ № ___ от «__»________2015 г.
Программа принята к работе
педагогическим советом
МБОУ «СОШ № 94»
Протокол № ____
от «___»__________2015 г.
Программа рассмотрена на методическом объединении учителей
гуманитарного цикла
Протокол №___от«___»___________2015 г.
Рабочая программа
по обществознанию для 5 класса
Сведения об авторской (примерной) программе, на основании которой составлена данная рабочая программа:
«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2014г.
Составитель программы: учитель МБОУ «СОШ № 94»
Шелбогашева.С.КНовокузнецк, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста.
Данная рабочая программа разработана на основе: Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения), Базисного учебного плана, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 94, Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей, Примерных программ основного общего образования: обществознание. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.«Обществознание». 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2012г.
2.Обществознание 5 класс. Рабочая тетрадь. Автор: Иванова Л.Ф., Хотенкова Я.В, М. «Просвещение»2012г.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;, Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе, рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения, правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий контроль знаний (проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, подготовки презентаций , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками) и промежуточный контроль знаний (на основе результатов текущего контроля, в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком).
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие универсальные учебные действия:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1) смысловое чтение;
2) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
Добывать и критически оценивать информацию.
Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
Обобщать.
Группировать.
Сравнивать факты, явления и понятия.
Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.
Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:
Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс (35 часов)
Введение (1 ч). Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (5 ч). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.
Тема 2. Семья. (5 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.
Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Тема 5. Родина (8 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговый модуль ( 4 ч). Проверка знаний по теме «Родина»,оценк своих возможностей
Практикум по теме «Основы граждановедения», Проект по тема: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», групповая работа над одним из представленных. Применение знаний на практике. Защита проектов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРЧНЫЙ ПЛАН
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Примечания
1 Введение. Что изучает обществознание. 1 Тема 1. Человек (5 ч.)
2 Загадка человека 1 3 Человек и наследственность 1 4 Отрочество - особая пора жизни 1 5 Самостоятельность показатель взрослости 1 6 Практикум по теме «Человек». Контрольный тест. 1 Тема 2. Семья (5 ч.)
7 Семья и семейные отношения 1 8 Семейное хозяйство 1 9 Свободное время 1 10 Практикум по теме «Семья». Контрольный тест. 1 11 Практикум по теме «Свободное время с пользой» 1 Тема 3. Школа (6 ч)
12 Образование в жизни человека 1 13 Чему учит сегодня школа 1 14 Образование и самообразование 1 15 Книга- главный источник знаний 1 16 Одноклассники, сверстники, друзья. Контрольный тест. 1 17 Мини проект по теме «Школа сегодня» 1 Тема 4. Труд (6 ч)
18 Труд – основа жизни 1 19 Богатство и бедность 1 20 Труд и творчество. 1 21 Творчество в науке и искусстве 1 22 Проект по теме «Труд на благо общества» 1 23 Практикум по теме «Ремесло и мастерство». Контрольный тест. 1 Тема 5. Родина (8 ч)
24 Наша Родина-Россия. 1 25 Моя Родина-Россия. 1 26 Государственные символы России. 1 27 Символика нашего края. Контрольный тест. 1 28 Гражданин России 1 29 Я- гражданин России 1 30 Мы – многонациональный народ. 1 31 Многонациональная культура России. Контрольный тест. 1 Итоговый модуль ( 4 ч)
32 Практикум по теме «Основы граждановедения» 1 33 Проверка знаний по теме «Родина». Контрольный тест 1 34 Проект по теме: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина». 1 35 Применение знаний на практике. Защита проектов 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны:
Знать и понимать:
Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений
Значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
Различные подходы к исследованию человека и общества, основные социальные институты и процессы.
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
Характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значения в жизни общества как целостной системы.
Сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия.
Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Совершенствования собственной познавательной деятельности
Эффективного выполнения социальных ролей, сознатеьного взаимодействия с социальными институтами.
Ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, нравственной оценки социального поведения людей.
Осуществление взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным положением.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса обществознания в 5 классе:
УМК
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.
Митькин А. С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. ФГОС К учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание 5 класс». - М.: Экзамен, 2013.
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2013.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: просвещение, 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
"Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н. – Волгоград: Учитель, 2013.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федрации.