Отчет.Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, включающих постановку временных рамок, целей, определение ожидаемых результатов и критериев успешности.


Детальный рефлективный отчет о процессе планирования
развития школы, включающих постановку временных рамок,
целей, определение ожидаемых результатов и критериев успешности.
Изучив стартовые возможности школы, мы определились с темой плана развития: «Внедрение в практику учителей системы оценивания учащихся для повышения мотивации к обучению учащихся среднего звена».
Цель нашего планирования заключается в развитии навыков у учителей оценивания обучения учащихся, для повышения мотивации к обучению у самих учеников. Для этого мы запланировали мероприятия, которые окажут помощь учителям в освоении новых подходов в преподавании и обучении, научат использованию формативного и суммативного оценивания знаний учащихся (приложение 1).
Ожидаемый результат нашей работы:
- учителя осуществят новый подход в обучении, для того чтобы правильно подойти к вопросу оценивания; поймут, что самостоятельно добытые знания учащимися крепче и на долгое время, научат учеников самооцениванию и взаимооцениванию; а развитие самостоятельности у учащихся позволит воспитать творческую личность.
- ученики научатся разным видам работы в группе, в парах; общение друг с другом обогатят их знания; поймут, что труд их в классе оценивается, будут знакомы с подходами в системе оценивания.
- родители будут знать, на каком уровне обученности находится их ребенок, и смогут отслеживать прогресс в обучении.
Поэтому в план включили коучинги, менторинги, уроки учителей, отвечающие и отражающие проблему, поставленную по внедрению изменений в школе (приложение 2).
Первый коучинг «Среднесрочное планирование» прошел на первой неделе в субботу. На коучинг пришли учителя прошедшие обучение 3 уровня. А также те учителя, которые выразили интерес, прочитав наше приглашение в учительской. Данная тема коучинга была включена в план по предложению инициативной группы. Так как учителя хотели выяснить для себя, как отражаются все семь модулей в серии уроков. Оценивание один из модулей программы который проходит через все уроки в среднесрочном планировании. К теме оценивания мы пришли, проанализировав стартовые возможности школы и определяясь с темой плана развития школы (она названа выше в тексте). Учителя прошедшие уровневые курсы имели представления о среднесрочном планировании. Но у них сложилось неправильное представление о том, что собой представляет серия уроков. Поэтому я сначала подвела их к понятию, что серия уроков это не раздел в учебнике состоящий из 10 и более уроков, а 4-5 уроков объединенных одной общей целью, которая решается в ходе данных уроков. А потом возник еще вопрос, как вписывается формативное оценивание в серию уроков? При планировании уроков для развития коммуникативной компетенции можно использовать активные методы работы (групповую, парную), проводить уроки с применением ИКТ, давать разноуровневые задания, применять приёмы критического мышления и самоменеджмент. Вся работа в классе на каждом этапе урока оценивается, причем можно использовать как самооценивание знаний, так и взаимооценку. При подготовке к коучингу я заготовила образцы среднесрочного планирования по разным предметам. Это мне послужило наглядным материалом, для учителей, а так же по ним можно было проследить, насколько гармонично модули связаны между собой. Использование семи модулей в серии последовательных уроков делает ее структуру прочной, а занятия эффективными. В ходе коучинга мы все вместе решали вопросы, учителя пополнили свои знания, но пришли к выводу, что составление среднесрочного плана займет много их личного времени. Конечно это вызывало у них неприятие данной темы. Об своих впечатлениях они высказались составляя секвейн в конце коучинга. Но детальном знакомстве с образцами планов, которые я заготовила, учителя увидели их преимущества. Планы содержат не только цели и задачи к каждому уроку, предусматриваются задания и рассматривается подход их оценивания. Учителя, работая в группе, составляли понятийное колесо по рассмотренному материалу. Сразу при подготовке к коучингу, не предусматривалось составление учителями планов, так как это требует большей затраты времени, а мы ограничены в нем. Группы правильно подошли к распределению ролей при выполнении задания, в этом большую роль сыграли учителя прошедшие 3 уровень. Один учитель выступил в качестве тайм-спикера, два учителя выступили как генераторы идей, еще двое это художник и оформитель, секретарь и лидер группы.

При подготовке к коучингу, мне пришлось просмотреть материал по темам: среднесрочное планирование, оценивание обучение и оценивание для обучения. В интернет ресурсах нашла среднесрочные планы по русскому языку и по химии, подготовка заняла много времени, но результаты коучинга того стоили.
Для самостоятельного проведения коучингов учителям прошедшим курсовую подготовку И.А. – учитель начальных классов и Н.Б. – учитель математики, понадобилась консультация по темам оценивания обучения, оценивания для обучения. Консультация проводилась с целью подготовки учителей к самостоятельному проведению коучинга. Именно эти учителя оказывали большую поддержку в работе, они не только активно взялись за проведение коучингов, но и в дальнейшем организовали свои группы для проведения коучингов.
Второй коучинг, проводила учитель начальных классов И.А. по теме «Формативное оценивание». На коучинге проинформировали учителей, что применяя формативное оценивание на каждом уроке, подходя к этому творчески, можно привлечь учащихся к изучению предмета, а тем самым повысить мотивацию к обучению. Только пользуясь техникой формативного оценивания знаний оценки становятся прозрачными, так как их ставит не только сам учитель, но и ученики могут заниматься самооцениванием и взаимооцениванием. В результате ученики обладают четким пониманием процесса обучения, учитель подводит ученика к самооцениванию, а ученик осознанно оценивает свою работу. Только тот ученик который может верно оценить свою работу, оценивает затем работу одноклассников. После ознакомления с принципами оценивания последует самостоятельное их применение. Причем эти принципы относятся не только к ученикам но и к нам - учителям. Даже имея большой стаж работы учителям нужно ознакомиться с техникой оценивания, нужно посмотреть ее в действии и только потом они начнут ее применять. Поэтому на коучинге в качестве тренинга был сделан самолетик, на котором учителя написали пожелания и пустили в полет. На практике учителям было предложено поставить оценку конструкции. Учителя сталкнулись с 152403881120трудностями, как оценить самолетик? На первый взгляд казалось бы самолеты все одинаковые. Так подошли к тому, что если бы были критерии, было бы легче с оцениванием. Предложили учителям составить критерии оценивания конструкции самолетика и пожелания которое на нем написано. Учителям понравился коучинг, это они отметили в рефлексивных листах – пять пальцев. Участники коучинга отметили, что действительно при наличии критериев к заданию, им или ученикам будет легче оценить работу. Несмотря, что учитель И.А. проводила коучинг впервые, коллеги отметили, что коучинг прошел результативно, была дана информация, прошло закрепление, а работая в группе составили постер, и защитили его.
В конце второй недели учителя инициативной группы начали приглашать к себе на уроки. Цель посещения уроков было оказание поддержки учителям. Учитель математики Н.Б., уже не первый год использует 7 модулей в своей практике. На уроке в 6 «Б» классе по теме «Действия с десятичными и обыкновенными дробями» наблюдалось использование сразу нескольких модулей: новые подходы в обучении, оценивание, оценивание, управление и лидерство. Ученики самостоятельно решали примеры используя сначала алгоритм решения подобных заданий, затем предлагали решение другими способами, фиксировали решение на флипчартах, выступали в защиту решения доказывая правильный подход. Учитель математики Н.Б. предложила составить критерии к оцениванию заданий ученикам и затем оценить сначало свою работу, а затем работу товарища. Конечно, наблюдалось в некоторых случаях завышение отметок, но учитель предлагала самим или опять с помощью онокласников исправить оценку.
На уроке естествознания в 5 «Б» классе «Планеты солнечной системы» учитель географии Л.С. использовала групповую работу, критическое мышление и формативное когнитивное оценивание, используя таблицу: «Я знал. Я узнал. Я хочу узнать». Урок прошел эффективно, ученики не просто отразили материал на флипчартах, но и защищали свои работы. Это способствовало не только самостоятельному изучению темы, но и умению выражать мысли, развитие речевых географических навыков. Об эффективности урока можно судить по рефлексии учеников.

Уроки успешны и дают положительный результат об этом можно судить не только по рефлексивным листам, но и самоанализу проведенному со стороны учителей.
Проведение Lesson study был включен в план при доработке его, включить в план этот пункт предложила учитель математики Н.Б.. Мы поддержали ее идею показать, как проходит исследование урока. Учителя увидели эффективность данного исследования в том, что можно сообща найти приемлемые методы и подходы в обучении ученика, как творческой и самостоятельной личности. Наша группа состояла из 4 человек: учитель математики Н.Б., классный руководитель Г.А., учитель начальных классов А.К. и я учитель биологии в том числе. Урок обобщение знаний по теме «Одноклеточные организмы» в 7 «Б» классе вела я сама. Перед уроком обсудили план, вопросы, на которые необходимо обратить внимание при наблюдении за учениками, определили учащихся, пригласили учителей. На уроке использовали приемы самооценивания и взаимооценивания, конечно ученикам мы постарались облегчить задачу тем, что вместе вначале урока составили критерии оценок к каждому заданию. Перед уроком, определи учеников и критерии успеха ожидаемые от них. Так ученица А – Ю.С., критерии успеха – будет выступать лидером группы. Ученик В – Д.М., критерии успеха – примет участие в работе, разберется в основных понятиях темы. Ученик С – Ф.Я., критерии успеха – попытается вникнуть в работу группы и усвоить материал. На уроке мы постарались показать технику проведения Lesson study. И даже когда готовились группой, не могли предположить, на сколько удачно пройдет урок.
Ученики были поделены на 3 группы большого состава, работали так активно, не обращая внимания, на движение учителей которое вокруг них происходило. На уроке использовались метод Джиксо, построение диаграммы Вена, составление рисунков с обозначением. Наблюдатели отметили насколько эффективно прошел метод Джиксо. А у нас была цель показать разнообразные виды деятельности учащихся на уроке и процесс самооценивания.


Второй урок в этом классе был урок по изучению новой темы «Тип кишечнополостных. Строение гидры». Именно этот тип урока выбрали по просьбе учителей, они хотели увидеть, как можно при изучении нового материала оценить учеников и как сами ученики справятся с изучением нового материала. Мы проследили динамику роста активности учащихся. Уже после второго урока ученица А умела организовать группу и плодотворно работать. Ученик В проявляет лидерские качества, если рядом нет более сильного ученика. Ученик С стал интересоваться предметом и проявлять себя на уроках, в рефлексивном листе он написал, что ему интересно на уроке, но трудно.

Группа учащихся заполняет диаграмму Вена. Наблюдение за учеником В.
На уроке при изучении нового материала использовался принцип инсерта, умение вычленять главное в тексте. Построение вопросов по теме, дает возможность не только получить ответ, но и разобраться в вопросах, которые не до конца поняты. А заполнение и защита схемы «Фишбоун» привело в порядок знания о дифференцировке клеток тела гидры. Уроком остались довольны не только ученики, но и учителя. Учителя поняли, что можно построить и провести урок так, чтобы ученики сами работали при изучении нового материала и эффекта от такого подхода больше, чем при старом подходе к уроку. Правда нашлись и здесь критики, которые выразили мнение, что при таком движении и оживлении учащихся работать не смогли бы.
Третий коучинг проводила учитель математики Н.Б.. На коучинге «Понимание учащимися целей обучения» дали понятие SMART целям, правильной постановке целей и их максимальному уточнению, формулировке учебных целей с ориентацией на достижение результатов учащимися. Ожидаемым результатом будет учителя, будут ставить цели конкретные, точные, цели соответствующие SMART. Зачем мы предприняли такие действия? Мы попытались дать понять учителям, что только тогда будет результат от урока, когда ученик будет четко понимать, что от него хотят получить. Если раньше при постановке целей работа учителя превратилась в самоценный ритуал. Цели определялись лишь на высоких уровнях: социально- и общепедагогическом, т.е. на уровне лозунгов и призывов. То сейчас, цель это куда мы хотим прийти, т.е. пункт назначения. Поэтому сформулировать обучающие цели нужно в виде результата, выражающего те действия, которыми должны овладеть учащиеся по окончанию урока. Тогда задачи это шаги, которые нас туда приведут. Остается сформулировать критерии оценок, для овладения этими действиями и подготовить оценочные материалы.

Работа группы учителя математики Н.Б. по составлению флипчарта.
На четвертом коучинге «Знание и понимание учащимися критериев оценивания» мы показали, что разработка критериев делает процесс оценивания понятным для всех и позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию. Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала. Критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.
Ожидаемые результаты: понимание, что система оценивания – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи; знание, что главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. 
Все коучинги, которые мы проводили для учителей, преследовали достижение целей Программы: развитие навыков у учителей оценивания обучения учащихся, применяя методы самооценки и взаимооценки учащихся при выполнении работы.
Критериями успеха нашей работы стали: использование учителями критериев оценивания на уроках, положительные отзывы учащихся в рефлексивных листах, количество поставленных оценок за урок. Не все оценки «отлично» и «хорошо», таких даже меньше, но оценки, которые, действительно показывают, на каком этапе находится ученик и ученик понимает к чему ему стремиться.
Подведем итог, являясь лидером в школе, в качестве коучей я выбрала учителей уже прошедших курсы 3 уровня, в моей группе их оказалось четверо. Почему именно их? Они знакомы с Программой 7 модулей, знакомы с краткосрочным и среднесрочным планированием. Им легче дать понятие о том, что такое коучинг и менторинг. Да и сами эти люди проявили большую заинтересованность, так как понимают, что время не стоит на месте и надо двигаться вперед. Большую активность проявили учитель математики Н.Б. и учитель начальных классов И.А.. У них уже у каждой на второй неделе сформировалась своя группа учителей, они составили план работы и внедряли его в действие. Я не сомневаюсь, что эти учителя пойдут дальше в достижении целей. Все выше описанное можно представить в виде схемы:

Приложение 1.


Приложение 2.
План работы.

Коучинг по теме «Среднесрочное планирование»
Ожидаемые результаты: учителя знают, как составлять среднесрочное планирование, применяя новые подходы в преподавании обучении.
Общие цели программы коучинга Оказать содействие учителю при составлении среднесрочного планирования, ввести представления о формативном оценивании и его применении.
Временные рамки Тренер Учителя Результат занятия Критерии успеха
Тренинг «Благодарности» 1230 – 1235 Принимают участие в тренинге Снятие напряжения, повышение тонуса участников коучинга Позитивный настрой на работу
Разделение участников на группы. 1235 – 1237 Делит участников на группы Участники делятся на группы Формирование рабочих групп Быстрое разделение на группы.
Просмотр видеоролика 'How Coaching Works'
1237 – 1245 Подводит участников к пониманию темы коучинга, задавая наводящие вопросы. Участники после просмотра делают выводы о теме коучинга (планирование и оценка деятельности) Умение анализировать просмотренную информацию.
Отвечают на вопросы, анализируют, определена тема коучинга.
Просмотр слайдовой презентации о среднесрочном планировании 1245 – 1255 Представляет презентацию,
Раздаточный материал образцы среднесрочных планов по разным предметам
Воспринимают и осмысливают материал презентации Осмысленное восприятие участниками коучинга информации о среднесрочном планировании и оценивании этапов урока. Расширение и углубление знаний о среднесрочном планировании, его значении и степени применимости оценивания на каждом уроке.
Работа в группах.
Задание «Понятийное колесо» 1255 – 1305 Дает задание составить схему на каком уроке в схеме используется модуль оценивания учеников. Составляют в группах схему. Участники имеют представление о составлении среднесрочного планирования, определяют вид формативного оценивания указанного в схеме. Приобрели навыки составления среднесрочного планирования с отражением заданий и их оцениванием.
Представление и защита группами схемы 1305 – 1310
Внимательно слушает и корректирует работу групп Участники представляют и защищают свои работы Понимают значимость среднесрочного планирования связывая его с оцениванием Понимание путей использования среднесрочного планирования для составления краткосрочных планов.
Подведение итогов. Обратная связь. 1310 – 1315 Обратная связь «Синквейн»
1 строка – тема
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов
5 строка – слово синоним теме Рефлексия участников коучинга Умение рефлексировать над практикой (обучением)
Менторинг по теме «Суммативное оценивание»
Ожидаемые результаты: четкое разделение понятий оценивание обучения и оценивание для обучения.
Общие цели программы менторинга: консультирование по вопросам оценивание обучения, показать отличие оценивания обучения от оценивания для обучения.
Ментор Подопечный Временные рамки
Цель менторинга Результаты менторинга Критерии успеха как вы определите
Заранее подготавливает материал для беседы. Старается ответить на неясные вопросы Начало 3 недели Дать понятия, чтобы ментор использовал полученную информацию в работе. Разобраны все вопросы, удовлетворение от результатов работы. Четкое понимание ОО и ОдО, использование как в своей практике так и для дальнейшего разъяснения другим учителям.
Критерии успеха достижения общих целей (План оценивания). Повышение качества практики преподавания и обучения с использованием метода оценивания обучения учащихся.