Рабочая программа кружка Юный натуралист (2-4 классы)


Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рассмотрена и одобрена на
заседании методического объединения
Протокол №_____от «___»_____2014г.
Согласована на НКМЦ
Протокол №_____от
«___»_____2014 г.
Утверждена приказом
директора школы
от «__» августа 2014 года
Рабочая программа
Кружка «Юный натуралист»
для обучающихся 2-4 классов
2014-2015 учебный год
Составитель:
Малистратова Любовь Ивановна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Игрим2014г.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность имеет большое значение. Она позволяет обучающимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Широкое использование различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у детей навыки исследовательской деятельности, способствует развитию мышления, наблюдательности. Работа кружка «Юный натуралист» даёт возможность глубже осуществить связь теории с практикой. В процессе обучения дети вооружаются глубокими, прочными знаниями о живой природе, об использовании биологических законов в практике сельского хозяйства. В ходе занятий обучающимся прививается эстетический вкус, дети приобщаются к сельскому труду, охране природы. Работа кружка «Юный натуралист» способствует более углубленной работе по предметам естественного цикла.
Цель программы:
создание условий для освоения обучающимися навыков выращивания и ухода за растениями, различных методов исследовательской работы, проведения опытно-экспериментальной работы.Задачи:
-обеспечить высокий уровень знаний и умений обучающихся;
-привить навыки ведения опытно-экспериментальной работы;
-развивать познавательную активность обучающихся;
-развивать у детей интерес к с/х профессиям;
-прививать навыки коллективного труда;
-стимулировать интерес к изучению родной природы.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 8-10 лет, занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 час – 34 часа. Программа включает теоретическую подготовку, практические занятия и самостоятельную работу.

Ожидаемые результаты:
Обучающиеся овладевают знаниями:
- об особенностях строения культурных и дикорастущих растениях;
- о жизненных функциях культурных и дикорастущих растений;
- о взаимодействии культурных и дикорастущих растений со средой обитания;
- о флористическом составе и экологических особенностях культурных и дикорастущих растений местных фитоценозов;
- выявлять ценные в хозяйственном отношении древесные, кормовые, пищевые, лекарственные растения;
- о фенологических наблюдениях над растениями.
Развиваются умения и навыки:
- применение полученных знаний в опытно-практической работе;
- проводить опыты и наблюдения в биологическом кабинете, в домашних условиях, связанных с изучением жизненных функций растительных организмов;
- использование различных агротехнических приёмов;
- оформление результатов выполненной работы: подготовка докладов, рефератов, отчётов, изготовление наглядных пособий по итогам опытно-практической работы;
- работать в группе, доводить начатое дело до конца.
В ходе изучения программы проводится диагностика в три этапа:
1. Первичная (выявление интереса);
2. Промежуточная (к середине года);
3. Итоговая (к концу учебного года).
Формами подведения итогов реализации программы являются: оформление результатов опытов в виде гербариев, коллекций, схем, диаграмм; дневники наблюдения и другие результаты.
Содержание программы учебного курса (34 часа)
Вводное занятие (1ч)
Презентация кружка. Цели и задачи. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности при работе.
Многообразие живых организмов (1 час)
Экскурсия в парк. Сбор гербария и семян. Наблюдения за живыми объектами в природе.
Методы исследования в биологии. Микроскоп. Лупа. (2часа).
Методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент, применение математического метода, моделирование. Оборудование для исследования: микроскоп, лупа, их строение и значение. Правила работы с микроскопом. Знакомство и выбор исследовательской работы.
Практические работы с микроскопом (10 часов).
Изучение методики приготовления микропрепаратов. Выполнения различных исследований с применением микроскопа.
Использование собранного природного материала (3 часа)
Методика работы с природным материалом. Изготовление поделок.
Работа с комнатными растениями (10 часов).
Выбор исследовательской работы. Способы размножения комнатных растений. Подготовка земли к посадке. Посадка растений. Наблюдения.
Весенние явления в природе (4 часа)
Признаки весны в природе, у растений. Проведение опытов: движение воды и минеральных веществ у растений. Фотосинтез. Дыхание.
Итоги работы (3часа)
Отчет о работе кружка. Подготовка результатов работы. Демонстрация результатов работы.
Используемая литература:
1. Г.С. Калинова. Методика обучения биологии – М. "Просвещение" 2000.
2. А.И.Никишов, З.А.Мокеева "Внеклассная работа по биологии" пособие для учителей.- М. "Просвещение" 2006.
3. В.А. Тетюрев. Методика эксперимента по физиологии растений. – М. «Просвещение»1980