Детальный аналитический отчет об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесенных преобразований

Отчет Е
Детальный аналитический отчет об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесенных преобразований

Для определения итогов и установления степени качественного воздействия реализуемых преобразований на практику преподавания и обучения я установила, что главной целью моей деятельности является составление и реализация такого плана развития школы, который бы мог содействовать профессиональному росту моих коллег, улучшить образовательную ситуацию в школе, выявить противоречия, мешающие успешному развитию качества обучения, обозначить главные проблемы, над решением которых предстоит работать в будущем.
Тема плана развития школы несет в себе развивающий аспект обучения и преподавания: на уроках устанавливается обратная связь, создается коллаборативная среда, учащиеся начинают учиться давать оценку своему труду, учителя наблюдать и показывать путь к достижениям в учебе. Тема исходит из проблемы школы: низкое качество знаний учащихся. Администрация школы поставила перед коллективом задачу: путем внедрения новых технологий повысить качество знаний. В наше гиперактивное время без внедрения новых подходов в обучение, без овладения навыками профессионального продвинутого учителя, обладающего навыками критического мышления, этого достичь невозможно. Поэтому моей целью является вовлечение учителей в сотрудничество, основанное на обмене идеями и опытом.
Сбор информации на начальном этапе практики, определение категории школы, где я работаю (высокий уровень индивидуальной автономии), проведение коучингов, Lesson study, совместные работы на семинаре показывают, что учителя не привыкли работать в сотрудничестве. Проведенное исследование по выявлению недочетов в работе школьных учителей подтвердило необходимость преобразований: учителя в ходе дискуссии, анкетирования признали, что неэффективно совершенствуют свою практику, используя старые взгляды и подходы на процесс обучения. Определение характеристики учеников выявило: больше половины опрошенных учащихся относятся к воздействующей категории. Результат неожиданный. Это еще раз подтверждает и мотивирует учителей на преобразования, направленные на повышения качества знаний.
Беседа с директором, которая состоялась в первый день практики, имела цель не только заручиться поддержкой с его стороны, но и донести до руководителя школы ключевые идеи Программы. Он просмотрел предварительный план развития школы, познакомился с ролью учителей-лидеров, стал самостоятельно изучать материал по формативному оцениванию.
Встреча с заместителем директора по методической части помогла мне увидеть реальную картину качества знаний и доказать превосходство формативного оценивания как способа повышения мотивации учащихся. Методист школы почувствовала необходимость в данных курсах, мотивирована как можно скорее их пройти.
Следующим шагом была непосредственная работа с учителями, основанная не на информационном уровне знаний о Программе, а на уровне убеждения необходимости перемен, на понимании изучаемых тем. Выступления на педагогическом, методических советах, неформальные встречи с учителями позволили организовать инициативную группу из 12 человек, которая работала над реализацией усовершенствованного плана развития школы, участвовала в работе коучингов, менторингов. В беседе с учителями мы признали, что исправить существующее положение мы сразу не сможем, но получить улучшенный результат вполне возможно. Тема, предложенная мной, учителями была поддержана и определена как один из способов повышения мотивации учащихся к обучению, что позволит повысить качество знаний и подойти ближе к решению проблемы школы.
План развития школы содержал мероприятия, направленные на достижение поставленных ожидаемых результатов: коучинги, менторские сессии, на которых учителя учились.
Этот прием был использован и на родительском собрании, что стало для родителей непривычным. Работа в парах, интервью, разыгрывание ситуаций оценивания, опрос, анкетирование, представление презентации о формативном оценивании, танцевальная разминка стали ступенькой к формированию понимания о необходимости перемен в школе в связи с требованиями 21 века. Данную форму работы можно назвать развивающей, так как родители не только отвечали на поставленные открытые вопросы, но и принимали решения, находили выход. Нужно признать, что они были совсем не готовы к данной форме проведения родительского собрания. Но отвечали заинтересованно, правдиво, приводя доводы и аргументы. Преимущества такой формы работы видны, необходимы для вовлечения родителей в планирование, в процесс преобразований школы.
С родителями было проведено анкетирование на начале этапа работы и на выходе( см.приложение 1). Результат показал: уменьшилась внешняя мотивация учащихся в пользу внутренней.


Использование формативного оценивания большим количеством учителей дает учащимся заинтересованность, эмоциональный тон восприятия урока улучшается. Особенно этот результат был высоким во 2 Б и 3 Б классах, где учителя старались вести уроки в группах, в парах с применением формативного оценивания. Для учащихся это был не развлекательное мероприятие, а процесс оценивания своих знаний на начало урока, на конец урока, в ходе приобретения знаний. Рефлексия родителей показала, что они готовы участвовать в преобразованиях, готовы перейти из числа наблюдателей в число сотрудничающих. Конечно, чтобы данный процесс был плодотворным, учителям надо самим научиться работать плодотворно с применением технологий 7 модулей.
Первый коучинг провела сертифицированный учитель 3 уровня, учитель географии Д.А. На сессии она умело раскрыла суть формативного оценивания, познакомила с некоторыми техниками. Это дало представление учителям об оценивании для обучения, понимании роли в системе урока. Коучинг был проведен с помощью активных форм организации работы. Учителя задались вопросом: нужна ли им такая форма работы. Ответ был однозначен: чтобы научить ребенка мыслить, надо самому непрерывно это делать. Учителя согласились, хотя инертность некоторых учителей ощущалась. Но это нормальный процесс, над которым нужно работать. Критериями успеха данного коучинга явились задания, успешно выполненные учителями, рефлексия, показавшая, что у учителей еще есть вопросы по данной теме, на которые они хотели бы получить ответы. После проведенного родительского собрания и первого коучинга учителя инициативной группы стали применять понятные им простые техники формативного оценивания: «светофор», «знаю, не знаю, хочу узнать», «дерево успеха», мини-тесты и другие. В классах стала использоваться обратная связь, учитываться мнение детей, стал строиться обучающий диалог между учителем и учеником.
Второй и третий коучинги были направлены на более расширенное представление о формативном оценивании. Результат проведенных сессий для учителей школы был сопоставим с открытием этой технологии. Были рассмотрены сложные и интересные темы критериального оценивания и самооценивания. Сертифицированными учителями 1 и 3 уровней были рассмотрены данные технологии с практической стороны. Коучи учили учителей составлять критерии, пошагово идти к самооцениванию учащимися. Это дало возможность применения данных технологий в классе. В рефлексии учителя указали, что данные стратегии являются еще одним этапом постижения формативного оценивания. Интервью с учениками, наблюдения, беседы с учителями показали, что на уроках учителя пытались применять данные технологии и результат был положительный, однако обязательно надо продолжить работу по данным темам, и она будет построена на обмене опытом применения критериального оценивания и самооценивания. Исследование, проводимое путем наблюдения, бесед, интервью, показало, что с помощью данных стратегий мотивация учащихся стала подниматься, но не во всех классах. Она стала подниматься в том звене, где учителя были действительно заинтересованы в данном процессе. Кроме того, они были уверены в правильности данных шагов, понимали, что формативное оценивание помогает им в работе, облегчает вопросы, связанные с суммативным оцениванием.
Большим вкладом в развитие школы стали проводимые менторские сессии. С каждым из учителей инициативной группы мной была проведена беседа, направленная на мотивацию улучшения учительской практики, нахождение шагов к ее реализации. Учителя соглашались, но не у всех проявлялась внутренняя мотивация, требующая самостоятельного постижения темы. Однако из неформальных бесед с другими учителями школы выяснилось, что учителя инициативной группы делятся своими впечатлениями о данной технологии. Это привлекало учителей на коучинги.
Особенно плодотворной была работа с ментором школы, которая больше всех внесла вклад в развитие школы. Это учитель начальных классов, руководитель методического объединения, учитель высшей категории со стажем работы более 20 лет. С первого дня моей практики в школе у нас шел разговор о курсах, о формах проводимых занятий, о технологиях 7 модулей. Данный учитель всегда ориентирован на успех детей и поэтому на просьбу принять участие в работе инициативной группы был получен положительный ответ. При распределении ролей в группе ей было предложено выступить в качестве ментора для учителя начальных классов нашей школы, молодого, неопытного, но компетентного в знании своего предмета учителя. Обе согласились на сотрудничество.
Было проведено 3 менторские сессии. По объективным причинам отсутствия подопечной, последние два менторинга прошли на последней неделе практики. Все же мы можем говорить о небольших положительных результатах этого сотрудничества. Первый менторинг по улучшению качества урока показал видение менти о проведенном ею уроке. После анализа урока, предложений по его улучшению, беседе о применяемых методах менти пришла к выводу, что необходимо применять активные методы на уроке, изменять позицию учителя. Подопечная очень строга к детям, у нее хорошая дисциплина. Учащиеся к ней прислушиваются, уважают, но чувствуют отдаленность. Она признала, что уроки сухи, не конструктивны, что упор делается на приобретение знаний. Между тем, учащиеся не до конца понимают темы, часто приходится зубрить. Менти решила попробовать другие методы работы, предложенные ментором. На следующих уроках она пробовала работу в группах, в парах. Ежедневные встречи в течение двух недель говорили о том, что подопечная пробует построить процесс преподавания и обучения по-другому.
После проведения второго менторинга учитель стала пробовать различать групповую работу и работу в сотрудничестве. Она стала задавать вопросы о том: какие методы подходят для коллаборативного обучения, как не перепутать данные подходы и другие. Критерии успеха состояли и в проведенном уроке, где учитель использовала стратегию РАФТ, групповые формы работы. Особое внимание менти уделила ученику А., который во время проведения первого урока играл с ручками, лежал на парте. Данный ученик гиперактивный, он на первом уроке
старался показать, что он работает, но темп урока, сидение в течение 45 минут на одном месте утомили его. На втором уроке данный ученик был вовлечен в работу: работа в паре, в группе, индивидуальное задание, оценивание. Обучению осуществлялось естественно, ненапряженно, но и данный урок требовал улучшений. Это было признано и ментором, и менти. На вопрос: может ли формативное оценивание быть стимулом к повышению мотивации в учебе, подопечная ответила утвердительно. Тема третьего менторинга по формативному оцениванию была больше информационной, так как подопечная не могла присутствовать на коучингах. При опросе ученики ее класса отметили, что учитель стала внимательнее, на уроке применялась обратная связь и учитель просила честно говорить, что и когда непонятно. При беседе все ученики отметили: им нравится, когда урок проходит так, что приходится много отвечать на интересные вопросы. После проведенной работы менти написала отзыв о формативном оценивании, которое было заочно представлено на семинаре( см.приложение 2) На семинаре «Мои первые шаги в формативном оценивании» представили и другие участники инициативной группы.
Особые успехи были и у ментора. Ее родители первыми по просьбе учителя приобрели все необходимые средства для проведения формативного оценивания, творческих, групповых работ. Она участвовала в процессах менторингов, коучингов, семинаров, сборе информации по реализации плана развития школы. При ее участии было проведено исследование урока. Именно она взяла на себя роль учителя, который проведет урок. Этот метод заинтересовал особенно учителя математики, который по поручению группы изучал опыт Lesson study, чтобы потом поделиться своими приобретенными знаниями.
После представления изученного материала, учителя решили провести исследование урока во 2 классе по математике.(см. приложение 3) Урок по теме «Переместительные свойства умножения» был проведен, показался учителям интересным. При рефлексии: работа в группах по улучшению урока ( 1 гр. – учитель, 2 гр. – ученик), работа на стикерах, презентации своих предложений, - учителя были положительно удивлены. На следующий год запланировано проведение этого урока с предложенными улучшениями учителем 2 класса Г.Б. Критерием успеха здесь выступили этапы подготовки, проведения и анализа Lesson study, сам процесс, который дал учителям определенный опыт. Подготовка и рефлексия урока показали, что учителя еще не умеют работать в сотрудничестве, идет не конструктивная исследовательская беседа, направленная на улучшение урока. Урок мотивировал учащихся на изучение данного материала. Об этом свидетельствует интервью, взятое у учащихся после урока и записанное на видео. Данный метод - интервью использовался и в других классах, где учащиеся говорили о формативном оценивании как способе повышения мотивации к учебе.
Обучение на курсах 1 продвинутого уровня убедило меня в том, что сетевые профессиональные сообщества учителей необходимы, так как они дают возможность общения с учителями не только школы, но и города, страны, других стран. Даже здесь, на курсах, общаясь друг с другом во время практики на сообществе «Позитив», «Ртуть» мы советовались, выясняли через диалог интересующие нас вопросы. Поэтому одной из своих основных задач ставлю создание такого сообщества, где родители, ученики найдут ответы на свои вопросы.
Во время практики мы все уроки, интервью, голос ученика снимали на видео, чтобы данный видеоматериал оказал поддержку учителям школы. Материал коучингов, менторингов, родительского собрания, презентаций по формативному оцениванию на семинаре, исследование урока также помещены в отдельные папки для учителей.
Мониторинг исследования показал, что для школы актуальны проводимые в течение 6 недель практики преобразования, так как даже за такой короткий срок они доказали свою эффективность в развитии учителей и детей, появились навыки критического мышления, формативного оценивания, повысилась мотивация учащихся в тех классах, где учителя пробовали использовать новые методы преподавания. Об этом свидетельствует голос ученика, интервью с учащимися школы о формативном оценивании, мнение администрации, учителей, родителей. Именно к этому мы стремились, когда планировали коучинги, менторинги, семинары, беседы, открытые уроки, когда продумывали каждый шаг к достижению ожидаемого результата. В итоге работы по плану развития школы инициативная группа достигла хорошего результата. Приобретен опыт совместной работы. Можно уверенно сказать, что те маленькие цели, которые мы отразили в плане развития школы, нашли свое подтверждение в работе учителей инициативной группы. Конечно, они недостаточны. Чтобы достичь ощущаемых сдвигов в преобразовании школы, увидеть желаемый результат, надо работать каждый день, рефлексируя свою практику через наблюдение, обратную связь, оценивание.





.



















Приложение № 1



Приложение № 2


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415










Приложение № 3
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415











Варфоломеева Анжелика Александровна Портфолио Отчет Е
группа № 5 учителя 1 уровня
город Талдыкорган 28 мая 2014 год


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Диаграмма 1Диаграмма 1 Љppi¶p0p¶Ч0Љi¶€ p¶ЉЉ¶ppЉ¶ЉpЉi€i€p€Љpp€ЉЉpЉpi4••••
·•••
·
·
·
·:••
·VЃЃъ
·
·
·
 (lУ
• Ѓ•j]QЧѕ»мУ l» ѕ(’ѕ0€0 i0ЃЧЃѕ€€Чѕ000 € ѕЧ 4••••
·•••#|
·тр•
·П
·
·
р••••X••••¬ј•••Ы‘