Методические указания по выполнению практических работ по теме Перевод чисел в разные системы счисления


Тема: Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
Цель занятия. Изучение приемов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
Порядок работы
Сложите числа А + В (табл. 1.1) следующим образом:
-сложите А(10) -> В(10) в десятичной системе счисления, результат обозначьте S(10)
-переведите число А(10) -> А(2) в двоичную систему счисления;
-переведите число В(10) -> В(2) в двоичную систему счисления;
-выполните сложение двоичных чисел А(2) + В(2), результат обозначьте S(2);
-получившееся число S(2) -> S(10) переведите в десятичную систему счисления. Результат должен совпасть с результатом первоначального сложения десятичных чисел.
Запишите действия в тетрадь для Практических работ.
Таблица 1.1
Варианты заданий Исходные числа
А В
1 11 7
2 8 22
3 15 9
4 9 18
5 27 3
6 5 29
7 19 6
8 4 17
9 12 8
10 7 13
11 13 9
12 8 12
13 14 9
14 6 21
15 18 7
16 3 25
17 25 4
18 9 17
Для проверки правильности выполнения действий по переводу чисел из одной системы
счисления в другую и для выполнения операции сложения двоичных чисел воспользуйтесь программой <<Калькулятор>>:
-запустите программу: Пуск -> Программы -> Стандартные -> Калькулятор;
-в меню Вид установите режим Инженерный;
-в появившемся окне программы «Калькулятор» изучите переключатели,
которые используются для перевода чисел из одной системы счисления в другую:
Hex - в шестанадцатеричную систему счисления;
Oct – в восьмеричную,
Dec – в десятичную,
Bin – в двоичную;
-выполните задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую
на «Калькуляторе», набирая числа на табло, а затем нажимая соответствующую кнопку для перевода.
Контрольные вопросы
1.Что называется системой счисления?
2.Какие виды систем счисления вы знаете?
3.Как осуществляется перевод целых чисел из двоичной системы счисления
в десятичную и наоборот?
4.Каким образом осуществить перевод вещественных чисел из двоичной системы
счисления в десятичную и наоборот?
Практическая работа №1
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Цель занятия. Изучение приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Порядок работы
1.Заполните табл. 1.2.
Таблица 1.2
Система счисления Основание Цифры
Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестанадцатеричная2.Переведите целые числа из одной системы счисления в другую, используя правила перевода, и результаты занести в табл. 1.3.
3.Переведите дробные числа из одной системы счисления в другую и результаты занесите в табл.1.4.
Таблица 1.3
Десятичная Двоичная Восьмеричная Шестанадцатеричная20 - -
45 - 173 - 348 -
Таблица 1.4
Десятичная Двоичная Восьмеричная Шестанадцатеричная0,12 - -
0,27 - 0,84 - 0,123 -
4.Переведите вещественные числа из одной системы счисления в другую и результаты занести в табл.1.5.
Таблица 1.5
Десятичная Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная
17,25 - -
54,725 - 83,34 - 124,63 -
5.Выполните перевод представленных в табл. 1.6. чисел из одной системы счисления в другую и результаты занести в эту же таблицу.
Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная Десятичная
1001,011 - -
175,61 -
D2A.17 -
6.Выполните арифметические операции в позиционных системах счисления и результат занесите в табл. 1.7.
Операция Результат
1110(2)+ 1001(2) = 17(8) + 23(8) = 1А(16) + 24(16) Контрольные вопросы

1.Какие системы счисления бывают?
2.Чем отличается двоичная система счисления от десятичной?
3.Каким образом осуществляется перевод целого числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную?
4.Как перевести дробное число из десятичной системы счисления в двоичную?
Практическая работа №2
Тема: Системы Счисления
Цель занятия: Самостоятельная работа по проверке и контролю приобретенных навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую.
Порядок работы
Письменно ответьте на вопросы и выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Номер варианта определятся преподавателем.
Вариант № 1
1. Что такое информация и информационные процессы?
2. 115(10) = ?(2); 543,7(10) = ? (2) ; 110111,011(2) = ?(10).
Вариант № 2
1. Что такое информационный процесс передачи информации и каковы средства передачи информации (приведите примеры)?
2. 145(10) = ? (2); 133,233(10) = ? (2); 11001100,1101(2)= ?(10).
Вариант № 3
1. Приведите примеры, подтверждающие наличие и общность информационных процессов в живой природе, обществе и технике?
2. 153(10) = ?(2); 396,48(10) = ?(2) ; 1 111,001(2) = ?(10) .
Вариант № 4
1. Что можно делать с информацией? Какие способы обработки информации человеком вы знаете? Приведите примеры.
2. 155(10) = ?(2) ; 126,507(10) = ? (2) ; 110 111,101(2) = ?(10) .
Вариант № 5
1. В каком виде человек получает информацию?
2. 144(10) = ?(2) ; 301,75(10) = ?(2) ; 10 101 101,0111(2) = ?(10) .
Вариант № 6
1. Что такое информация и управление? Каково назначение обратной связи?
2. 214(10) = ?(2) ; 83,73(10) = ?(2) ; 10 110 111,01019(2) = ?(10) .
Вариант № 7
1. Каким образом человек хранит информацию? Какие существуют виды памяти?
2. 151(10) = ?(2) ; 178,110(10) = ?(2) ; 110 101,101(2) = ?(10) .
Вариант № 8
1. Что такое система счисления? Какие системы счисления бывают? Что такое позиционная система счисления?
2. 156(10) = ?(2) ; 178,110(10) = ?(2); 1 101 011,1101(2)=?(10) .
Вариант № 9
1. Какое кодирование и почему применяется в ЭВМ? Назовите единицы измерения информации.
2. 234(10) = ?(2) ; 166,35(10) = ?(2) ; 10 011 111,0101(2) = ?(10) .
Вариант № 10
1. Что представляет собой язык как способ представления информации?
2. 222(10) = ?(2) ; 154,078(10) = ?(2) ; 11 101 111,011(2) = ?(10) .
Вариант № 11
1. Что представляет собой информатика как наука? Фундаментальная и прикладная наука информатика. Что такое информационные технологии?
2. 221(10) = ?(2) ; 136,215(10) = ?(2) ; 10 111,101(2) = ?(10) .
Вариант № 12
1. Как осуществляется преобразование числовой, текстовой и другой информации в двоичные коды?
2. 187(10) = ?(2) ; 111,315(10) = ?(2) ; 11 110 111,01(2) = ?(10) .
Вариант № 13
1. Почему двоичное представление информации входит в число основных принципов работы современных компьютеров?
2. 195(10) = ?(2) ; 246,115(10) = ?(2) ; 10 111 011,1011(2) = ?(10) .
Вариант № 14
1. Что такое обозначает термин «информация». В каком виде существует информация? Какими свойствами обладает информация?
2. 145(10) = ?(2) ; 133,233(10) = ?(2) ; 11 011 100,1101(2) = ?(10) .
Вариант № 15
1. Что представляет собой информационный процесс передачи информации? Какие информационные процессы существуют в природе, обществе и технике?
2. 237(10) = ?(2) ; 129,213(10) = ?(2) ; 10 100 010,1001(2) = ?(10) .
Вариант № 16
1. В чем заключается информационная деятельность человека?
Что такое информационное общество?
2. 149(10) = ?(2) ; 214,111(10) = ?(2) ; 10 001 001,01(2) = ?(10) .
Вариант № 17
1. Что представляет собой язык как способ представления информации? Естественные и формальные языки.
2. 163(10) = ?(2) ; 315,95(2) = ?(10) .
Вариант № 18
1.Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?2. 177(10) = ?(2) ; 214,143(10) = ?(2) ; 10011 101,1001(2) = ?(10) .

ТЕМА: РАБОТА С КАТАЛОГАМИ И ФАЙЛАМИ В MS DOS
Цель занятия. Ознакомление с основными командами работы с каталогами и файлами в MS DOS.
Общие сведения
Рассмотрим форматы основных команд MS DOS.
Команда смены текущего логического диска.
Для смены текущего логического диска надо набрать имя логического диска, который должен стать текущим, и затем двоеточие, например:
А:
В:
С:
Изменение текущего каталога (переход в другой каталог):
cd\ - переход в корневой каталог текущего диска;
cd\EXE\DOCUM – переход в подкаталог DOCUM каталога EXE.Просмотр оглавления каталога:
dir <логический диск:> <путь\> <параметры>.
Например:
dir – вывести оглавление текущего каталога;
dir c: - вывести оглавление корневого каталога диска С: ;
dir\WINDOWS\START – вынести оглавление подкаталога START каталога WINDOWS;
dir/р – вывести оглавление текущего каталога с паузами при заполнении экрана;
dir/w – вывести оглавление текущего каталога.
Создание каталога:
Md <логический диск:> путь
Например:
Md USER – создание подкаталога USER в текущем каталоге;
Md A:\WORK – создание подкаталога WORK в корневом каталоге диска А:
Удаление каталога.
С помощью данной команды удаляется только пустой каталог, т. е. не содержащий файлов и подкаталогов:
rd <логический диск:> путь.
Например:
rd USER – удаление подкаталогов USER в текущем каталоге;
rd A:\WORK – удаление подкаталога WORK в корневом каталоге диска А: .
Переименование каталога:
move <имя каталога> <новое имя каталога>.
Например:
move WINTER SUMMER – переименование подкаталога WINTER текущего каталога с присвоением ему нового имени SUMMER.
Команда move может также переименовывать файлы и перемещать файлы в другой каталог.
Переименование файлов:
ren <имя файла1> <имя файла2>.
Например:
ren xxx.doc xxx.txt – переименование файла xxx.doc в текущем каталоге. Новое имя файла – xxx.txt;
ren A:\DOK\men.doc women.doc – переименование файла men.doc в women.doc в каталоге DOK диска А: .
Копирование файлов (каталогов) : сору <имя файла1> <имя файла2>;
сору <имя файла1> <имя каталога2>;
copy <имя каталога1> <имя каталога2>.
В именах файлов можно употреблять символы <*> и <?>, а также указывать имя диска и каталога.
Например:
copy abc.doc abc.txt – копирование файла в текущем каталоге;
создаётся файл abc.txt в текущем каталоге;
сору А:\*.* - копирование всех файлов из корневого каталога диска А: .Вывод файлов на экран:
type <имя файла>.
Например:
type paper.doc – вывод на экран файла paper.doc из текущего каталога;
type A:\WORK\ttt.doc – вывод на экран файла ttt.doc из каталога WORK диска А: .
Создание текстовых файлов:
сору соn <имя файла>.
После ввода этой команды нужно поочерёдно вводить строки файла. В конце каждой строки надо нажимать клавишу «Enter», а после ввода последней строки нажать клавишу «F6» и затем «Enter».
Команда выведет сообщение:
1 file (s) copied (один файл скопирован),
И на диске появится файл с указанным именем.
Удаление файлов:
del <имя файла>.
В имени файла можно употреблять символы «*» и «?».
Например:
del paper/doc – удаление файла paper.doc из текущего каталога;
del *.bak – удаление всех файлов с расширением .bak из текущего каталога.
Порядок работы
Включите компьютер. В результате начальной загрузки на экране появится рабочий стол WINDOWS.
Запустить MS DOS (Пуск, Программы, Сеанс MS DOS).
Cоздайте в корневом каталоге диска А: Дерево каталогов по заданной схеме, приведённой на рис. 1.2.
Просмотрите оглавление корневого каталога диска А: .Просмотрите оглавление подкаталога LICEY.
Удалите подкаталог GRUPAM.
Просмотрите оглавление подкаталога SCHOOL.
Удалите подкаталог GLASS1.
Просмотрите оглавление подкаталога STUDENT.
Переименуйте каталог DIPLOM в каталог PRAKT.
Создайте подкаталог HELLO в каталоге PRAKT.
Создайте два подкаталога ZADANIA1 и ZADANIA2 в каталоге STUDENT.
Создайте подкаталог VARIANT в каталоге ZADANIA1.
Переименуйте подкаталог HELLO в подкаталог PRIVET.
Начертите полученную схему Дерева каталогов в тетради для Практических работ.
Выведите на экран оглавление корневого каталога диска С: .На экране будет выведен список подкаталогов и отдельных файлов корневого каталога диска С: . Возможно он не уместится на экране, тогда повторите команду с ключом /р. Список будет выводиться на экран по частям.
Создайте в корневом каталоге диска С: подкаталог с имением GRUP.
Просмотрите оглавление корневого каталога командой с ключом и убедитесь в создании каталога с именем GRUP.
Создайте текстовый файл pismo.txt в каталоге GRUP, который будет содержать следующий текст:
«Операционная система (ОС) – это совокупность программ, предназначенных для организации диалога пользователя и компьютера».
Обратите внимание, что в конце каждой строки необходимо нажать клавишу [ENTER], а в конце последней строки - [F6] и [ENTER].
Просмотрите содержимое каталога GRUP.
Удалите каталог GRUP. Для удаления этого каталога его необходимо очистить командой удаления файла: del pismo.txt.
Просмотрите каталог GRUP (команда dir).
Если каталог GRUP пуст, удалите каталог командой rd GRUP.
Убедитесь, что каталог GRUP удалён.
Дополнительные задания
Вариант №1
Просмотрите оглавление корневого каталога.
Перейдите в каталог DOS. Если такового не имеется, создайте его.
Создайте в каталоге DOS подкаталог CLASS.
Перейдите в каталог CLASS.
Создайте в каталоге CLASS любой текстовый файл.
Удалите текстовый файл и подкаталог CLASS.
Вариант №2
Загрузите MS DOS.
Вставьте дискету в дисковод.
Отформатируйте диск А.
Сделайте текущим диск А: .На диске А: создайте каталог CONTROL.
В каталоге CONTROL создайте подкаталог CONT1, а в нём подкаталог PROVI1.
В подкаталоге CONT1 создайте текстовый файл любого содержания под именем zadan9.txt.
В подкаталоге PROVI1 создайте текстовый файл любого содержания под именем zadan10.txt.
Скопируйте текстовый файл zadan10.txt. в подкаталог CONT1.
Объедините данные файлы (zadan9.txt и zadan10.txt) в файл под именем name3.txt.
Скопируйте объединённый файл summer.txt. в каталог КONTROL.
Удалите файл zadan10.txt из подкаталога CONT1.
Перенесите файл zadan9.txt в подкаталог PROVI1 под именем name3.txt.
Перенесите файл zadan10.txt в каталог CONT1.
Удалите все созданные файлы и каталоги.
Выполненные команды заданий по пунктам запишите в тетрадь для Практических работ.
Вариант №3
Загрузите сеанс в MS DOS.
Вставьте дискету в дисковод.
Отформатируйте диск А: .Сделайте текущим диск А: .На диске А: создайте каталог PROVER.
В каталоге PROVER создайте два подкаталога: подкаталог CROSS и подкаталог VOP.
В подкаталоге CROSS создайте текстовый файл любого содержания под именем otvet1.txt.
В подкаталоге VOP создайте текстовый файл любого содержания под именем otvet2.txt.
Скопируйте текстовый файл otvet1.txt в подкаталог VOP.
Объедините данные файлы (otvet1.txt и otvet2.txt) в файл под именем zadacha.txt.
Перенесите объединённый файл zadacha.txt в каталог PROVER под тем же именем.
Удалите файл otvet1.txt из подкаталога VOP.
Скопируйте файл otvet2.txt в каталог PROVER под именем smena1.txt.
Скопируйте файл otvet1.txt в каталог PROVER под именем smena2.txt.
Удалите файл otvet1.txt из подкаталога CROSS.
Удалите файл otvet2.txt из подкаталога VOP.
Продемонстрируйте результаты проверочной работы преподователю.
Удалите все созданные файлы и каталоги.
Выполненные команды контрольных заданий по пунктам запишите в тетрадь для Практических работ.
Контрольные вопросы
При помощи какой команды можно перейти в другой каталог?
Как сделать текущим диск С: ?
Какие действия необходимо выполнить для создания нового подкаталога?
Если в подкаталоге имеются файлы или другие подкаталоги можно ли его удалить командой rd?
Как строится имя файла в MS DOS?
Чем отличаются операции копирования файлов от перемещения файлов в MS DOS?
С помощью каких команд можно создать текстовый файл в MS DOS, а затем его просмотреть?