Урок по химии на тему Азотная кислота (9 класс)


Урок по теме » Азотная кислота»
Тип урока: изучение новой темы с применением элементов ИКТ.
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
-обучающая- формирование и расширение знаний о свойствах азотной кислоты;
-развивающая- развитие у учащихся познавательного интереса, формирование логического мышления, умение работать с дополнительной литературой, с использованием ИКТ;
-воспитательная- стимулирование развития умений работать самостоятельно и в коллективе, привитие умений и навыков правильного обращения с химическими реактивами и оборудованием.
Учебно-методическое обеспечение:
Г.Е Рудзитис «Химия 9 класс»- М.: »Просвещение», 2008
А.М. Радецкий. Дидактический материал 8-9 класс.- М.: « Просвещение»- 2012
Учебно-наглядный комплекс:
-лоток с химическими реактивами и оборудованием;
-компьютер (1 шт ), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, медиапроектор, экран. Презентация к уроку.
Время реализации занятия- 45 минут.
Класс-9
Медиапродукт : Операционная среда- Windows XP: Microsoft Office Power Point, интернет -ресурсы.
Вид медиапродукта: наглядная презентация Microsoft Office Power Point
Целесообразность использования медиапродукта- повышение эффективности усвоения материала, развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся, интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Чему должны научиться школьники:
Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах
Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Отличать общие свойства кислот от специфических.
Применять полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока. Вступительное слово учителя (приветствие, настрой на работу)
Этап проверки усвоения ранее полученных знаний.
Химическая разминка по следующим вопросам:
а) Какие элементы входят в VA-группу?
б) Сколько валентных электронов у элементов группы?
в) Чему равна высшая СО (степень окисления)? Примеры. (На экране- слайды).
г) Чему равна отрицательная СО? Примеры. (Слайды).
д) Почему Р2О5 с легкостью образуется в процессе горения фосфора, а N2O5 можно получить лишь косвенным путем?
е) Чем объясняется низкая активность молекулы азота?
ж) Назовите ион аммония.
з) Чему равна СО в NH4+? А валентность?
и) Чему равна СО в молекуле NH3? А валентность?
2. Проверка домашней работы. (Радецкий, с.78, В 4, №2)
3. В это время один из » продвинутых» учащихся выполняет на доске индивидуальное задание опережающего уровня:
Cu+HNO3= Cu(NO3)2+NO↑+ H2O
Расставить коэффициенты с использованием метода электронного баланса.
Данное задание позволяет экономить время при изучении нового материала.
Этап усвоения новых знаний.
Изучение новой темы происходит с помощью проблемного подхода, с учетом психологических особенностей детей, разного уровня их развития. В связи с этим удается добиться положительной динамики в формировании надпредметного умения: обобщать путем сравнения, ставить и решать проблемы, рассуждать; проявляется индивидуальность учащихся, раскрывается их творческий потенциал.
Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со свойствами HNO3. Надеюсь, что все знания, умения и навыки, полученные ранее, вы сможете применить при изучении новой темы, раскроете свои творческие способности.
Этап изучения физических свойств HNO3. ПТБ
Демонстрация HNO3 (концентрированная) и HNO3 (разбавленная) в склянках
Учитель: Опишите свойства кислоты по плану:
-агрегатное состояние;
-запах (1 ученик исследует)
Учитель: HNO3 (концентрированная) окрашена в желтый цвет. Почему?
(Краткое сообщение ученика , ранее получившего это задание).
Этап изучения химических свойств HNO3.
(общих с другими кислотами)
Учитель: Думаю, что вы согласитесь, что для HNO3 присущи свойства, общие с другими кислотами. Мы на практике докажем это.
Как можно доказать, что HNO3- кислота?
-Изменение окраски индикаторов, демонстрация;
-При внесении электродов в раствор HNO3 лампочка вспыхивает. Опыт;
Учитель: На что указывает горение лампочки?
-Взаимодействие с основными оксидами. Опыт. Все реакции ученики записывают на доске и в тетрадях;
-С основаниями (опыт);
-С солями более летучих и слабых кислот;
Этап изучения специфических свойств HNO3
-Просмотр видеофильма (реакция HNO3(концентрированная) со скипидаром) ;
Учитель объясняет суть реакции, записывает на доске.
-С белками (опыт);
Учитель еще раз напоминает об осторожном обращении при работе с кислотами.
-С металлами. Видеофильм.
Учащиеся знакомятся с ранее написанной на доске реакцией HNO3 разбавленной с медью.
Учитель: Посмотрите внимательно на все уравнения реакций, записанные вами. Назовите номера тех реакций, которые характерны не только для HNO3, но и для всех кислот. Проверьте ваш выбор ( на мониторе- слайд). Какие номера не включили? (Слайд). Почему не включили?
Вывод: это- специфические свойства HNO3.
Этап знакомства со значением HNO3 для человека
Презентация, подготовленная учеником.
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
& 19, Радецкий с. 79 В 3, №1- для всех; №2- для сильных учащихся
Этап закрепления полученных знаний.
На этом этапе предлагается по желанию разбиться на 2 группы:
1 группа- с. 59 учебника, №1- 1 человек работает на доске;
2 группа отрабатывает составление реакций, характеризующих общие свойства HNO3
Этап подведения итогов урока.
Учитель: Что нового узнали?
Какой этап урока был наиболее сложным?
Достигли ли мы цели урока?
Этап выставления оценок.
Литература:
Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманистического профиля. М.: Вентана-Граф, 2012;
Зуева М. В. Развитие учащихся при изучении химии. М.: 2013;
Лысакова Е. Н. Психология развития и возрастная психология. М.;2012.