Аналитический отчёт о процессе менторинга на тему «Групповая работа как способ активизации познавательной деятельности учащихся»


Аналитический отчёт о процессе менторинга на тему «Групповая работа как способ активизации познавательной деятельности учащихся»
Ахуновой Шахназы Улугбековны
учителя английского языка
школы-гимназии № 1 им А.С.Пушкина Одним из двух приоритетных направлений Программы второго уровня является концентрация внимания на взаимосвязанных процессах совершенствования компетентности учителя и формирования его практики коучинга и менторинга для содействия в профессиональном развитии коллег, то есть учителей. (Руководство для учителя-второе издание, стр.152). Так как стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель. (Strong, Ward and Grant, 2011) А процесса менторинга направлен на длительный процесс создания доверительных, личных заинтересованных взаимоотношении между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога. (Руководство для учителя-второе издание, стр.227). И этот процесс мною был осуществлен с моей подопечной Сазабай Батпа Раталиқызы, учителя начальных классов, под руковоством заместителя директора по профильному обучению Шатырбековой Акмарал Акильбаевны.
С данным учителем осуществлялся процесс менторинга в серии последовательных уроков в 4қ «А» классе на темы «Формирование и развитие критического мышления у учащихся путем применения групповой работы» и «Повышение познавательной активности учащихся через применение приёмов критического мышления при работе в группах». Но а теперь нами в беседе с подопечной при планировании уроков в 4қ «А» классе было решено проведение данного процесса во 2қ «А» классе для того чтобы не только внести изменения в практику преподавания подопечной, но и активизации познавательной деятельности учащихся через применение групповой работы. Так как в процессе наблюдения за ходом урока казахского языка в данном классе наблюдался авторитарная атмосфера преподавания. Где ключевой фигурой урока является учитель, а не ученики. А групповая работа является одним способов активизации познавательной деятельности учащихся ведь она направлена на решение какой-либо задачи через совместное обсуждение на основе доверительных и доброжелательных отношении между учащимися. Это также было отмечено было отмечено не только мною, но и моей подопечной при личной беседе по итогам посещенного урока.
Например, при планировании урока на тему «Жұрнақ пен жалғау», первого урока с применением идей семи модулей Программы, особое внимание было уделено установлению благоприятного климата для повышения заинтересованности к ходу урока, кроме того было осуществлено деление на группы и распределены роли в группе, что является незнакомым для учащихся данного класса. Были применены приёмы критического мышления как мозговой штурм и кластер для развития креативности учащихся. Проведение рефлексии в виде стикеров для выявления насколько удачно прошёл данный урок для учащихся. А, самым неожиданным этапом урока для них являлось проведение разминочного упражнения. То есть не сидеть за партой, а встать и двигаться повторяя за движениями героя видеоклипа.


И хотя урок был интересным не все учащиеся были активны. И это было не только замечено при наблюдении за ходом данного урока, но и отражено в рефлексивном отчёте моей подопечной по данному уроку: «Бұл сыныппен «Кембридж бағдарламасының» әдіс-тәсілдерін қолданып, алғаш рет сабақ отырғандықтан, сабаққа оқушылар аса белсенділікпен қатыса алмады. Бірақ сабақта өзінің шығармашылық қабілетімен көрінген, сабақтағы тапсырмаларды бірден түсініп, іліп алып кеткен оқушылар болды.» И это дало нам понять при обсуждении урока совместно с учителями, посетившими урок, что необходимо при планировании урока более тщательно подходить не только подбору задании но и учитывать возрастные особенности учащихся. Так как может быть задания не соотвествовали преподаванию и обучению в соответсвии с возрастными особенностями учеников. И на следующем уроке-закреплении на тему «Жұрнақ пен жалғау» моя подопечная для установления благоприятной атмосферы и развития креативности учащихся ею было проделано упражнение «Стаканчик», сутью которого являлось передача стакана не повторяя способа передачи предыдущего и выбор именно этого задания способствовал раскрытию не только заинтересованности но и формированию и развитию креативности, а самое главное оно было подобрано с учётом возрастных особенностей учащихся и было толчком повышения познавательной деятельности учащихся. И этому свидетельствует активность учащихся при выполнении последующих задании. При проведении урока на тему «Дара және күрделі етістіктер 390-394 –жаттығу», где были такие приёмы критического мышления как «Ассоциативная цепочка», «кластер». Кроме выполнения упражнении на закрепление темы урока, было задание составить рассказ используя слова, данные на карточке. Данное задание было выполнено благодаря поддержке и похвале со стороны учителя. В целом, на мой взгляд урок прошёл на очень хорошем уровне благодаря тому что, учащиеся данного класса научились работать в группе и взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. И это стало еще очевиднее на уроке-соревнавании на тему «Сын есімдерді пысықтау», где ярко отражалось повышение познавательной активности учащихся, что отмечено также в рефлексивном отчете подопечной «Бүгінгі сабақ өз мақсатына жетті деп есептеймін, себебі барлық оқушылар тапсырмалардың орындалуына және сапалы орындалуына атсалысты. Сын есімді пысықтауға берілген түрлі тапсырмаларды уақытысында орындап, топ бойынша жарысты. Сондықтан да сабақтың қызықты өтуіне де бірден-бір әсер еткен, ол-олардың жоғары деңгейдегі белсенділігі».
На мой взгляд процесс менторинга был осуществлен удачно. Так как одним из показателей компетентного преподавания является исследование и оценивание учителем самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого. ((Руководство для учителя-второе издание, стр.154-155) Что было достигнуто в процессе проведении серии уроков данным учителем с применение семи модулей Программы как новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивания для обучения, лидерство и управлении в преподавании и обучении, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Ведь принципиальное отличие современного подхода заключается в акцентировании основного внимания на готовности учащихся применять имеющиеся знания, а не формально обладать ими, что наиболее точным образом описывает суть навыков, востребованных в 21 веке. ((Руководство для учителя-второе издание, стр.148)
А что касается непосредственно темы менторинга «Групповая работа как способ активизации познавательной деятельности учащихся» она по моему мнению полностью была раскрыта и достигнута цели, то есть внесение изменении в практику преподавания подопечной, но и активизации познавательной деятельности учащихся через применение групповой работы. Поскольку преимущества групповой работы заключаются в грамотно организованной работе в группе на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
формировании навыков общения, сотрудничества, взаимопомощи; в достижении взаимопонимании, столь необходимое для развития личности; в участии и контроле своего участия в работе группы, уважении ценностей и правил, принятых группой, обосновывая свое мнение и отстаивая собственную позицию; в возможности выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами); для решения большинства задач необходима работа всей группы; какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;в улучшении творческого мышления, самооценки и самоуважения;в отсуствии возможности спрятаться, задействованы все; в вкладе и участии каждого члена повышая производительность в целом.( http://sclsadovoe.org.ru) Так как совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива, что способсвует повышению познавательной деятельности учащихся в учебном процессе..