КОСы по УД ОП.05 Основы программирования специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Ульяновский авиационный колледж


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ




ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ



ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для проведения промежуточной аттестации
на специальности СПО базовой подготовки
09.02.03 Программирование в компьютерных системах


Форма проведения оценочной процедуры - ЭКЗАМЕН










Ульяновск
2015









ОДОБРЕНЫ
на заседании ЦМК
Программирования и ИТ

Протокол № 1
от «28» августа 2015 г.
Председатель ЦМК:
_________________ Шарифуллина А.А.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________ Г.В.Знаенко
« » 2015 г.






РАЗРАБОТЧИК: Шарифуллина А.А. преподаватель высей категории
Ульяновского авиационного колледжа.






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

I ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..
4


Предмет и объект оценивания
6

1.3
Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
6

II КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



Структура экзаменационного билета
7


Задания для подготовки обучающихся к экзамену.
7


Критерии оценивания заданий.
10





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
12


























I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1.1.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата

1
2

УМЕНИЯ:


У1- работать в среде программирования;


У2- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;


ЗНАНИЯ:


З1 – этапы решения задачи на компьютере;


З2 – типы данных;


З3 – базовые конструкции изучаемых языков программирования;


З4 - принципы структурного и модульного программирования


З5 - принципы объектно – ориентированного программирования


ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать из эффективность и качество.
- организует собственную деятельность;
- осуществляет выбор типового метода решения задачи;
- решает задачу выбранным методом;
- оценивает эффективность и качество выпяленного решения.

ОК3 – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- определяет задачу как стандартную или нестандартную;
- выполняет постановку нестандартной задачи;


ОК4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
владение методами и способами поиска информации;
осуществление оценки значимости информации для выполнения профессиональных задач;
классифицирует и обобщает информацию;
оценивает полноту и достоверность информации

ОК5 – Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
владение персональным компьютером;
осуществление поиска информации в сети интернет и различных электронных носителях
использование программного обеспечения в решении профессиональных задач;
использование средств ИТ для обработки и хранения информации;
создание презентации в различных формах.

ОК8 – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


ОК9 – Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- использует актуальный ГОСТ на разработку блок-схем алгоритмов;

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
- определяет необходимость использования базовых алгоритмических конструкций для разработки спецификаций отдельных компонент;
- записывает алгоритмы работы отдельных компонент на языке блок-схем.

ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
устанавливает соответствие спецификации базовых алгоритмических конструкций требованиям разработки.

ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств


ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей


ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля


ПК 3.1 Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения



1.2.Предмет и объект оценивания

Предмет оценивания
Объект оценивания

З1-З5, ОК3, ОК4, ОК5
Вопрос 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


У1, У2, ОК1, ОК2, ОК7, ОК8, ОК9, ОК10, ПК 1.1 – 1.5, ПК 3.1
Вопрос 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Решите предложенную задачу. Реализуйте решение в виде программы на языке программирования Паскаль. Подтвердите правильность решения тестированием.

У1, У2, ОК1, ОК2, ОК7, ОК8, ОК9, ОК10, ПК 1.1 – 1.5, ПК 3.1
Вопрос 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Решите предложенную задачу. Реализуйте решение в виде программы на языке программирования С. Подтвердите правильность решения тестированием.


1.3.Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины



Форма
итогового контроля
Критерии положительной аттестации

5 семестр
ЭКЗАМЕН
Условием допуска к промежуточной аттестации является положительная текущая аттестация. Экзаменационная отметка выставляется исходя из демонстрации освоенных умений, знаний и компетенций по контролируемым показателям.














II. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2.1.Структура экзаменационного билета

ЦЕЛЬ: проверить уровень сформированности образовательных результатов обучающихся по учебной дисциплине

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У1,У2, З1-З3,
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
№ вопроса
Задание
К-во
Вопросы формируются
из №№ заданий

1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1
1.1 - 1.24

2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1
2.1 – 2.24

3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1
3.1 – 3.24


ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, ИИО PascalABC.NET, ИИО TURBO C.

ВРЕМЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 45 мин.

ОЦЕНИВАНИЕ: 1 вопрос - 20 баллов;
2 вопрос - 40 баллов;
3 вопрос - 40 баллов

КИТЕРИИ ОТМЕТОК: «5» ( 81% правильных ответов
«4» = 61– 80% правильных ответов
«3» = 39 – 60% правильных ответов
«2» < 39% правильных ответов
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Не разрешается пользоваться справочниками и таблицами, выходить из аудитории.
2. Отметка ставится только на основании правильных ответов;
за ошибочные ответы баллы не снимаются.

2.2. Задания для подготовки обучающихся к экзамену

Вопрос 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Перечислите составляющие единицы алфавитов языков программирования. Опишите структуру программы на языке программирования Паскаль.
Опишите структуру программы на языке программирования С. Приведите примеры директив препроцессора языка программирования С, поясните их назначение и порядок работы в программе.
Дайте определение понятия «тип данных». На какие группы делятся все типы данных? Перечислите типы данных относящиеся к группе простых типов. Перечислите простые типы данных языка программирования Паскаль.
Дайте определение понятия «тип данных». На какие группы делятся все типы данных? Перечислите типы данных относящиеся к группе простых типов. Перечислите простые типы данных языка программирования С.
Дайте определение понятия «тип данных». Опишите правила построения символьных данных в языках программирования Паскаль и С.
Дайте определение понятия «тип данных». Опишите порядок использования вещественных типов данных в языках программирования Паскаль и С.
Дайте определение понятия «тип данных». Опишите использование логических данных в языках программирования Паскаль и С.
Опишите порядок использования оператора присваивания и правила построения выражений в языках Паскаль и С. Назовите операции над данными простых типов в языках Паскаль и С.
Расскажите, как построен ввод и вывод данных в языке программирования Паскаль.
Расскажите, как построен ввод и вывод в языке программирования С.
Опишите правила реализации конструкции ветвления в языке программирования Паскаль.
Опишите правила реализации конструкция ветвление в языке программирования С.
Опишите правила реализации циклов с неизвестным числом повторов в языке программирования Паскаль.
Опишите правила реализации циклов с неизвестным числом повторов в языке программирования С.
Опишите правила реализации циклов с параметром в языке программирования Паскаль.
Опишите правила реализации циклов с параметром в языке программирования С.
Дайте определение структуры данных - массив. Опишите правила реализации массивов в языке Паскаль.
Дайте определение структуры данных - массив. Опишите правила реализации массивов в языке С.
Дайте определение структуры данных строка. Опишите правила реализации строк в языке Паскаль.
Дайте определение структуры данных строка. Опишите правила реализации строк в языке С.
Дайте определение структуры данных файл. Опишите правила реализации файлов в языке Паскаль.
Дайте определение структуры данных файл. Опишите правила реализации файлов в языке С.
Перечислите принципы объектно-ориентированного программирования. Опишите возможности среда разработки Delphi.
Приведите примеры визуальных компонент среды Delphi. Поясните порядок работы с ними.

Вопрос 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Решите предложенную задачу. Реализуйте решение в виде программы на языке программирования Паскаль. Подтвердите правильность решения тестированием.
Дано число k (0 < k < 11) и таблица размера 4 x 10 заполненная целыми числами. Найти сумму и произведение элементов k - го столбца данной таблицы.
Дана таблица размера 5 x 9 заполненная целыми числами. Найти суммы элементов в каждой четной строке и каждом четном столбце.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Найти минимальное и максимальное значение в каждой строке.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. В каждой строке найти среднее арифметическое всех элементов этой строки.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Преобразовать эту таблицу, поменяв местами минимальный и максимальный элемент в каждой строке.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Найти минимальное значение среди сумм элементов ее строк и столбцов и номер строки (столбца) с этим минимальным значением.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Найти минимальное значение среди максимальных элементов каждой строки и столбца.
Дана таблица размера 6 x 10 заполненная целыми числами. Найти количество ее столбцов, все элементы которых различны.
Дана таблица размера 4 x 9 заполненная целыми числами. Вывести номера строк, содержащих одинаковые элементы.
Дана квадратная таблица порядка 5 заполненная целыми числами. Найти суммы элементов расположенных на главной и побочной диагонали.
Дана квадратная таблица порядка 5 заполненная целыми числами. Заменить нулями элементы матрицы, лежащие ниже главной и выше побочной диагонали.
Дана квадратная таблица порядка 5 заполненная целыми числами. Заменить нулями элементы, лежащие одновременно выше главной диагонали (включая эту диагональ) и выше побочной диагонали (также включая эту диагональ).
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Вывести номера строк, элементы которых монотонно возрастают.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Найти минимальный среди элементов тех строк, которые упорядочены либо по возрастанию. Если такие строки отсутствуют, то вывести 0.
Даны два числа k1 и k2 и таблица размера 4 x 10 заполненная целыми числами. Поменять местами строки таблицы с номерами k1 и k2.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Поменять местами строки, содержащие минимальный и максимальный элементы таблицы.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Поменять местами столбец с номером 1 и первый из столбцов, содержащих только положительные элементы.
Дано число k и таблица размера 4 x 10 заполненная целыми числами. Удалить строку таблицы с номером k.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Удалить столбец, содержащий минимальный элемент таблицы.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Удалить первый столбец, содержащие только положительные элементы.
Дано число k и таблица размера 4 x 9 заполненная целыми числами. Перед строкой таблицы с номером k вставить строку из нулей.
Дана таблица размера 4 x 9 заполненная целыми числами. Продублировать строку таблицы, содержащий ее минимальный элемент.
Дана таблица размера 5 x 9 заполненная целыми числами. Перед столбцом, содержащим минимальный элемент, добавить столбец, состоящий из единиц.
Дана таблица размера 5 x 10 заполненная целыми числами. Вывести номера строк, элементы которых монотонно убывают.
Вопрос 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Решите предложенную задачу. Реализуйте решение в виде программы на языке программирования С. Подтвердите правильность решения тестированием.
Вычислите функцию z = ex, и сумму членов соответствующего ей ряда Тейлора y = 1+13 EMBED Equation.3 1415. Число слагаемых следует ограничить некоторым заранее заданным числом М (М=50). Выведите на экран таблицу, состоящую из 10 строк и включающую следующие графы:
Значение Значение Значение Разность
х z(x) y(x) 13 EMBED Equation.3 1415
где х меняется пределах отрезка [1;2].
Вычислите функцию z=13 EMBED Equation.3 1415, и сумму членов соответствующего ей ряда Тейлора y=1+13 EMBED Equation.3 1415. Число слагаемых следует ограничить некоторым заранее заданным числом М (М=50). Выведите на экран таблицу, состоящую из 10 строк и включающую следующие графы:
Значение Значение Значение Разность
х z(x) y(x) 13 EMBED Equation.3 1415
где х меняется пределах отрезка [0,1;1].
Вычислите функцию z= e2x, и сумму членов соответствующего ей ряда Тейлора y = 1+13 EMBED Equation.3 1415. Число слагаемых следует ограничить некоторым заранее заданным числом М (М=50). Выведите на экран таблицу, состоящую из 10 строк и включающую следующие графы:
Значение Значение Значение Разность
х z(x) y(x) 13 EMBED Equation.3 1415
где х меняется пределах отрезка [0,1;1].
Дана строка - предложение, содержащая избыточные пробелы. Преобразовать ее так, чтобы между словами был ровно один пробел.
Вычисления значения функции 13 EMBED Equation.3 1415 при любых значениях аргументов.
Вычисления значения функции 13 EMBED Equation.3 1415 при любых значениях аргументов.
Вычисления значения функции 13 EMBED Equation.3 1415 при любых значениях аргументов.
Вычисления значения функции 13 EMBED Equation.3 1415 при любых значениях аргументов.
Вычислите сумму десяти первых элементов ряда 13 EMBED Equation.3 1415.
Вычислите сумму десяти первых элементов ряда 13 EMBED Equation.3 1415
Вычислите сумму десяти первых элементов ряда 13 EMBED Equation.3 1415
Вычислите сумму десяти первых элементов 13 EMBED Equation.3 1415
Вычислите сумму десяти первых элементов ряда 13 EMBED Equation.3 1415
Введена последовательность целых чисел. Признаком конца ввода является введение числа 0. Вычислите сумму элементов этой последовательности, найдите минимальный элемент в этой последовательности и количество элементов последовательности, сумма цифр которых делиться на пять.
Введена последовательность целых чисел. Признаком конца ввода является введение числа 0. Вычислите сумму элементов этой последовательности, найдите минимальный элемент в этой последовательности и количество элементов последовательности состоящих только из нечетных цифр.
Введена последовательность целых чисел. Признаком конца ввода является введение числа 0. Вычислите сумму элементов этой последовательности, найдите минимальный элемент в этой последовательности и количество элементов последовательности не содержащих цифр 4.
Введена последовательность целых чисел. Признаком конца ввода является введение числа 0. Вычислите сумму элементов этой последовательности, найдите минимальный элемент в этой последовательности и количество элементов последовательности последняя цифра которых делиться на первую без остатка.
Вопрос 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Реализуйте проект в среде Borland Delphi.
Вычислите сумму или разность двух чисел, введенных при помощи компонента ScrollBar.
Вычислите произведение или частное двух чисел, введенных при помощи компонента ScrollBar.
Реализуйте приложение «микрокалькулятор», выполняющее сложение чисел.
Реализуйте приложение «микрокалькулятор», вычисляющее произведение чисел.
Реализуйте приложение «светофор», цвета «светофора» должны менять свои значения последовательно, каждую секунду.
Реализуйте приложение «тест», первый вопрос теста – с одним правильным ответом, второй вопрос теста – с несколькими правильными ответами.
Реализуйте приложение «тест», вопросы теста должны сопровождаться картинками.

2.3.Критерии оценивания заданий

Вопрос 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (max 20 баллов)

18-20 баллов (к= 0,9-1,0) ставится от максимального количества баллов, если студент:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном рабочей программой,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию;
правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.
15-17 баллов (к=0,75-0,85) ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям, но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
допущена ошибка или имеется более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
10-14 баллов (к=0,5-0,7) ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии и выкладках (определениях), исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
5-9 баллов (к=0,25-0,45) ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
меньше 5 баллов (к=0-0,25) ставится, если:
студент обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Вопрос 2 .ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
(max 80 баллов: А – 40 баллов, В – 40 баллов)

36-40 баллов (к= 0,9-1,0) ставится если студент:
полностью выполнил все требования индивидуального задания;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.

31-35 баллов (к= 0,78 -0,88) ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям, но при этом имеет один из недостатков:
в выполнении допущены небольшие неточности, не исказившие решение задания;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
26-30 баллов(к= 0,65-0,75) ставится в следующих случаях:
допущены неточности в выполнении индивидуального задания, но показано общее понимание вопроса;
имелись затруднения или допущены ошибки в выполнении индивидуального задания, но осуществлены значительные исправления после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
20-25 баллов (к= 0,5-0,63) ставится в следующих случаях:
не в полном объеме решена поставленная задача;
обнаружено значительные отклонения в выполнении индивидуального задания;
после нескольких замечаний преподавателя не исправлены неточности в выполнении индивидуального задания.
меньше 20 баллов (к= 0 - 0,49) ставится, если:
студент обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог выполнить задание.
















ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Игошин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.
Теория алгоритмов: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Игошин. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
Математическая логика и теория алгоритмов: учебное пособие / Гуц А.К. Изд. стер. – М.: Либроком, 2014. – 120 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Бесплатная библиотека стандартов и нормативов.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.docload.ru/Basesdoc.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native