Аналитический отчёт о процессе менторинга на тему « Повышение познавательной активности учащихся через применение приёмов критического мышления при работе в группах»


Аналитический отчёт о процессе менторингана тему « Повышение познавательной активности учащихся через применение приёмов критического мышления при работе в группах»
Ахуновой Шахназы УлугбековныУчителя английского языка
школы-гимназии № 1 им А.С.Пушкина
Независимо от степени обученности, мало кто может поддерживать свои результаты самостоятельно в практике преподавания. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня-издание второе, стр 227) И поэтому одним из приоритетных направлении Программы второго (основного) уровня является осуществление процесса менторинга, концентрации внимания на процессе совершенствования компетентности учителя путем оказания содействия в его профессиональном развитии. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня-издание второе, стр 152) То есть одна из форм стажировки, когда неопытный сспециалист учится премудростям профессии от более опытного коллеги. Или же по определению Дэвида Клаттербака, руководителя консалтинговой компании и автора книг по менторингу, считающего что своим происхождением, оно обязано понятию «ученичества», когда старший по возрасту и более опытный человек передает свои знания о том, как выполнить то или иное задание или как как поступить в различных ситуациях. (David Clutterbuck “Everyone needs a mentor”) А в своей другой работе он определяет менторинг как помощь человека другому в совершенствовании значимых качественных переходов на иной уровень знаний и профессиональных навыков. (David Clutterbuck “Mentoring in Action”)
И будучи сертифицированным учителем по Программе второго (основного) уровня мною было продолжено осуществление процесса менторинга с своей подопечной Сазабай Батпа Раталиқызы, учителем начальных классов первой квалификационной категории, раскрывшей потенциал к овладению нового и его внедрению в практику преподавания в серии проведенных коучинг занятий, под руководством Шатырбековой Акмарал Алькибаевны, завуча по профильному обучению сертифицированного по Программе первого (продвинутого) уровня.
Ранее с данным преподавателем был осуществлен процесс менторинга на тему «Формирование и развитие критического мышления у учащихся путем применения групповой работы», где нашей целью являлось не только применение идей семи модулей Программы в рамках изменения практики преподавания подопечной, отойдя от традиционных, но и формирование и развитие критического мышления учащихся при выполнении различных заданий через работу в группах.
В ходе беседы по результатам осуществленного процесса менторинга, моя подопечная попросила оказать ей содействие в повышении познавательной активности и интереса учащихся, так как её всё ещё беспокоила низкая познавательная активность учащихся четверти 4к «А» класса. И мы решили это сделать на уроках познания мира. Урока, требующего не только знаний учащихся в рамках того, что написано в учебниках, но и всесторонних.
Следуя календарно тематическому плану нами был составлен краткосрочный план урока на тему «Орман- тоғай өсімдіктері мен жануарлары». Где учащимся были предложены такие виды приёмы критического мышления как «кластер» и «джигсо» при самостоятельном изучении и презентации нового материала, работая в группе и при поддержки со стороны учителя. И конечно же не оставляя без внимания установления благоприятного климата и доброжелательного настроя на ход урока со стороны учащихся при помощи психологического приёма, основанного на создание доверительных отношении между учащимися при совместной работе как «Круг радости». И конечно я как коуч и ментор, понимала, что не будет успешен урок без проведения разминочного упражнения для снятия умственной усталости и физического напряжения у учащихся, позволяющего не только перейти от одной деятельности к другой, не теряя интерес к ходу урока. И все эти приёмы оказались уместными и своевременными при планировании данного урока. Так как изучая рефлексивный отчёт о проведенном данном занятии моей подопечной, я прочитала следующее «Бұл сабақта оқушылардың барлығы белсенділік танытты. Сыныпта ешбір келіспеушілік байқалмады. Менің ойымша сабақтатопта жұмыс жасау оқушылардың өзара қарым-қатынасын нығайтып қана қоймай қоймай, ауызбіршілікке, ұйымшылдыққа шақыратынын көрсетеді ». И то же самое мною было отмечено в ходе наблюдения данного урока. Кроме того это показывает насколько приёмы критического мышления повлияли на познавательную активность учащихся при работе в группах.
И всё же мы побеседав с подопечной решили, что нелязя судить только проведя одно занятие, что возросла познавательная активность учащихся той самой четверти класса, упомянутой выше моей подопечной. И при планировании очередного занятия на тему «Орман- тоғай өсімдіктері мен жануарларын қорғау» мы решили, что изучение новой темы и презентация понимания данного материала учащимися будет осуществлена через такие виды задания как: исследовательская беседа о данной теме, объяснение темы в качестве вновь прибывшего учителя и способы защиты животных и растении в виде иллюстрации, изображенных на постере. И это дало свой результат. Учащимися была проявлена заинтересованность и активность:
13246103810
Ведь они все выполняли не одно и то же задание, а разное по изучению и закреплению нового материала благодаря наводящим, то есть открытым вопросам учителя, поддержке и похвале. И это отражено не только в рефлексии учащихся, но и в рефлексивном отчёте моей подопечной, где упомянуто следующее «Бүгінгі өтілген сабақ өте қызықты болды, себебі, барлығы сабаққа қызығушылықпен белсенді қатысты, қатыспаған бірде-бір оқушы болмады.»
И в ходе беседы совместно с нашим наставником, мы с подопечной анализируя пройденные уроки, посчитали что, может быть всё-таки тема была для них интересна и близка, нежели сами задания и ход урока. И мы решили провести урок на тему «Жердің өз білігінен айналуы. Күн мен түннің ауысуы», не связанную с темами предыдущих уроков. Но результат,был тоже самый. Хотя на уроке были применены почти все те же самое как круг радости, работа в группах, разминочное упражнение, индивидуальная работа, составление и презентация постера, рефлекиия с помощью стикеров с впечатлениями учащихся, кроме как инсценировка по теме урока и приёма критического мышления «знал. узнал. хочу знать».

Об этом свидетельствуют не только работы учащихся.

Но и выдержки из рефлексии учащихся по данному уроку:
«Маған сабақ өте қатты ұнады. Маған ұнамаған кезі болмады. Бүгін осы сабақ болғанына өте қуаныштымын. Сабақ өте күшті өтті.»
«Маған сабақ өте қатты ұнады. Бүгінгі дүниетану сабағы қызықты өтті. Мен жер жүйесін өте қатты ұқып алдым.»
«Барлығымыз бүгінгі сабаққа белсенді қатыстық. Супер!»
«Сабақ тамаша, керемет, қызық, супер, тема болды.»
На мой вгзляд, процесс менторинга на тему «Повышение познавательной активности учащихся через применение приёмов критического мышления при работе в группах» мною был осуществлён удачно, так как моя подопечная не только применяла идеи семи модулей Программы при проведении уроков по познанию мира. Ею удачно были применены такие модули Программы как «новые подходы в преподавании и обучении», «обучение критическому мышлению», «работа с одаренными и талантливыми детьми», «оценивание для обучения и оценивание обучения», «преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся». Повысилась познавательная активность учащихся. Особо следует отметить, что раскрылся потенциал большинства учащихся благодаря заданиям критического мышления при работе в группе. Учащиеся стали высказываться и обсуждать более углубленно и критически.