Урок русского языка в 5 классе на тему: Автобиография. Заявление. Дружеское письмо.


Класс: 5 Дата: 20.09
Тема: «Автобиография. Заявление. Дружеское письмо.» Цель урока: закрепить знания об официально-деловом и художественном стилях речи; углубить знания об обращении и знаках препинания при нём; учить писать письма; развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: фронтальный, индивидуальный
Формы урока: практический, наглядный, словесный.
Оборудование: тетради, схемы
Ход урока.
Орг.момент.
Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи в получении новых знаний.
Проверка домашней работы упр.80
Новая тема. Сообщение целей урока.
- Скажите, кто из вас писал автобиографию? А где вы могли встречать автобиографию? А кто знает, что такое автобиография?
Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.
В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя.
В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес.
Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий.
Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека.
Просмотр видеоролика из фильма «Курьер». Почему автобиография героя не подошла, и пришлось писать новую?
Для того чтобы устроиться на работу, нашему герою пришлось писать ещё один документ – заявление. Посмотрите на образец заявления на ваших столах.
Директору школы
Федотову Ивану Петровичу
!ученика 8 класса «Г»
Дерюгина Ивана
заявление.
Прошу освободить меня от занятий в школе на 3 декабря 2010 года для ухода за больной бабушкой.
07.02.14. ________________ /Дерюгин/
Из скольких частей состоит заявление? (Из трёх частей: к кому обращаемся и кто обращается, непосредственно, сама просьба, дата и подпись).
Каково расположение этих частей? (В верхней правой части листа располагается первая часть заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления. После написания заявления ставится число и подпись писавшего)Есть еще некоторые особенности:
- не пишем предлог от- пишем полное имя составителя
- слово заявление пишем с маленькой буквы по середине страницы
- первую точку ставим после слова заявление
- текст заявления начинаем писать с красной строки со слова Прошу
- дату составления заявления указываем полную (число, месяц и год).
Найди и исправь ошибки в документах.
Директору библиотеки
Н.В.Королёвойот И.Д.Мироновой,
проживающую по адресу:
проспект Ленина 5, кв. 3

Заявление
Прошу записать мою дочь Миронову Татьяну в библиотеку.
2012 г.
Директору МБОУ «СОШ №54» Антоновой А. А. от Иванова В.А.   заявление. Прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск с 1 июня 2013 года.
15.06.2013 г.  ______________ (Иванов Валерий Андреевич) (подпись)
Как в жизни пригодится умение составления заявлений?
Самостоятельно составь заявление на имя директора школы с просьбой принять вас в кружок «Занимательный русский язык».
- Отгадайте загадку:
Что скажите за конверт,
Маленький, но яркий.
Облетит весь белый свет,
Как наклеишь марки?
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею,
Получу и в миг расклею. (Письмо.)
- Вспомните, как писал письмо своим родителям герой из «Простоквашино» (просмотр видеоролика).
-Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.  
   -Как вы думаете, в чём будет разница? ( Тон, стиль письма, эмоциональность).
    -А одинаковая ли информация будет содержаться в этих письмах?
    - О чём вы будете писать своим друзьям, родным, а о чём незнакомым людям?
  -Хотели бы ваши родные, друзья или  вы получить такое письмо?
  -Давайте вместе с вами сформулируем основные правила письма.
                   оформление                      содержание
В правом верхнем углу – дата.
Вверху посередине – обращение.
Внизу – подпись.
Поля – обязательны.
Почерк разборчивый, аккуратный.
Писать ручкой, не карандашом.
Бумага должна быть чистая, немятая.
Конверт подписан разборчиво. Письмо должно быть информативным.
К адресату должно относиться с уважением.
Стиль письма должен соответствовать его назначению.
   
                                 
     
 План письма.
1.Приветствие (обращение), вопросы о здоровье, общих знакомых, родственниках, о новостях.
2.Важные для адресата новости (учёба, здоровье).
3.Второстепенные новости (например, посещение цирка, концерта и т. п.).
4.Вопросы адресату.
5.Благодарности.
6.Просьба писать письма.
7.Приветы общим знакомым, родственникам.
8.Заключительные слова, прощание.
9.Подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.
Упражнение « Собери письмо».
1.Желаем процветания твоему журналу.
2.Здравствуй, Мурзилка!
3.Мы очень любим читать твой журнал.
4.Если мы  не знаем ответов, то идём в библиотеку.
5.Очень нам нравятся математические и литературные головоломки, кроссворды, игры, затеи.
6.С уважением, ученицы 5-го класса Поленок Катя и Суторьма Лиза.
Ответ: 2, 3, 5. 4, 1, 6.

От кого Кому
Откуда Индекс места отправления Куда
Индекс места назначения -Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок?
-А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?
-Ему мы и подпишем конверт.
Кому  Дедушке Морозу
                                                                         Куда   Россия, Вологодская обл.,
                                                                         г. Великий Устюг,
                                                                         дом Деда Мороза.
                                                                          162390
Итог урока.
-Что интересного вы узнали сегодня на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
Домашнее задание. Написать письмо Деду Морозу